В процессе жизни люди вынуждены постоянно получать новые знания. Накопленная информация хранится в нашей памяти. Человеческая память в тысячи раз превосходит память любого компьютера. Но даже, несмотря на это, у нас часто возникают проблемы с переработкой и усвоением информации.
Человек учится всему с рождения, начиная с базовых навыков и заканчивая иностранными языками. С детства информацию и знания в нас в прямом смысле загружают, словно в пустой шар. Это длится до окончания школы, далее каждый из нас выбирает путь, по которому будет идти. А точнее ВУЗ и профессию. Когда мы становимся студентами, нам приходится учиться всему новому – осваивать будущее ремесло. Поступая в высшее учебное заведение, студент начинает путь самообразования. Множество лекций, контрольных, семестровых. Студент погружается в учёбу полностью, и, безусловно, первый курс и первая в жизни сессия станут настоящими испытаниями. Для меня это знакомо, ведь я студентка первого курса. Я не раз сталкивалась с трудностями при усвоении материала, и так как это является огромной проблемой, часто стала задумываться о том, как можно это исправить? Смогу ли я применить творческие способности и мышление при решении этой проблемы? Но сначала я решила проанализировать: как наш мозг воспринимает и усваивает информацию [2, 3].
Во-первых, мы лучше запоминаем то, что видим. При этом мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Зрение – настолько важная часть того, как мы интегрируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.
Во-вторых, мы запоминаем общую картину лучшие частностей. Изучая множество данных, нетрудно утонуть в нарастающем потоке информации. Поэтому нужно делать большую схему, объединяющую целую картину того, что вы изучаете. И всякий раз в неё можно добавлять новую информацию [5].
Исходя из этого, стоит обратить внимание на то, что творческое мышление можно применить для лучшего усвоения информации, но как?
Ответ на этот вопрос мне помогла найти моя преподавательница по физике. На первом же вводном занятии педагог показала, что она заинтересована в развитии у своих студентов не только логического, но и творческого мышления. Преподаватель очень подробно и интересно рассказала нам об обоих понятиях, и предложила способ развития у студентов творческого мышления. Она рассказала нам об интеллект-картах.
Само понятие интеллект-карта [1, 4] обозначает отображение на бумаге эффективного способа запоминать, думать, решать творческие задачи при помощи ассоциаций и обозначений. Эффективность этого способа заключается в том, что информация расположена рационально, по иерархии. Можно отследить все связи от цельного понятия к более углубленным. С их помощью можно планировать свое время, принимать какие-либо решения, но главное достоинство этих карт – творческий подход к усвоению информации.
На рис. 1 приведена интеллект-карта на тему: Состояние вещества.
Помимо интеллектуальных карт существует еще несколько видов карт, с помощью которых можно усваивать информацию. Сначала рассмотрим образовательную карту.
Рис. 1. Интеллект-карта на тему «Состояние вещества»
Образовательная карта – эффективный способ усвоения и применения знаний, отображаемых на бумаге при помощи символов. Об образовательных картах я узнала в школе, на уроках русского языка и литературы. Мы выполняли образовательные карты, для того чтобы углубиться в произведение, чтобы лучше его понять, чтобы раскрыть психологию героев. Я считаю, что это замечательный, интересный и помимо этого ещё и эффективный метод.
Суть работы заключается в следующем: – Сначала нужно расписать для себя жизненный путь героя, затем выбрать способ его изображения: дерево с множеством разветвлений, дорогу (извилистую или прямую (все зависит от судьбы)), реку. Выбрать моно всё что угодно. После принятия решения переходим к построению жизненного пути. Начало пути – это начало жизненного пути героя или произведения, а конец – это смерть персонажа или конец произведения. Между началом и концом располагаются все основные события, встречи в жизни героя или произведения.
Работа это конечно трудоёмкая, но безумно интересная. Ты проникаешься историей героя или произведения, погружаешься в нее полностью. Мне это помогало при написании итоговых сочинений на едином государственном экзамене. На рисунках 2 и 3 приведено по этапам построение образовательной карты, на которой изображён жизненный путь главной героини повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сравнение этих двух рисунков даёт возможность понять как важно цветовое решение при выполнении любого вида карт, и насколько это необходимо для развития творческого мышления человека.
Рис. 2. Построение жизненного пути для Лизы, главной героини из сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
Рис. 3. Оформленная образовательная карта о главной героине произведения «Бедная Лиза»
Также существует такой способ как ассоциативный портрет. Ассоциативный портрет- это метод, позволяющий на бумаге изобразить портрет героя, основанный на ассоциациях.
Для начала нужно ознакомиться с характеристикой героя, затем написать свои ассоциации на бумаге, и уже после этого приступать к созданию портрета. Это тоже достаточно эффективный способ усвоения информации. На рис. 4 и 5 представлен портрет и ассоциативный портрет Мастера из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Раскрыть суть ассоциативного портрета Мастера можно следующим образом: язык говорит о желании поделиться накопленным опытом, глаз видит суть вещей, то, что не видят другие люди, голова и увеличенный головной мозг говорит о разносторонних знаниях от простого до самого сложного.
Рис. 4. Мастер из произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Рис. 5. Ассоциативный портрет Мастера из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
На рис. 6 представлен ассоциативный портрет Воланда так же из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот портрет надо понимать так: персонаж является представителем потустороннего мира (поэтому он смотрит из зеркала – «зазеркалья») и видит всех людей насквозь.
Рис. 6. Ассоциативный портрет Воланда из романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Из трех вышеперечисленных способов, для меня наиболее подходящим является интеллект-карта, так как я учусь в техническом ВУЗе. На той же самой физике мне важно видеть наличие взаимосвязей между понятиями, а именно интеллектуальные карты позволяют расположить информацию по иерархии и обозначить все связи. Наш педагог предложила нам делать такие карты для наиболее эффективного усвоения предмета. Объяснила суть, процесс, показала несколько примеров и подчеркнула широту их использования.
Я стараюсь активно разрабатывать интеллект-карты, так как считаю, что они действительно помогают быстрее и эффективнее усваивать и применять знания. При выполнении такой работы я располагаю в центре главное понятие, от него отвожу линии, в которых находятся подзаголовки центрального понятия. На своих картах я также рисую рисунки, они помогают зрительно сконцентрироваться на теме, и способствуют лучшему восприятию информации. Наиболее важные детали я выделяю яркими цветами и символами.
После того как я начала активно использовать творческое мышление в учебе мои способности к усвоению и применению знаний на практике улучшились, а времени на это стало уходить намного меньше. Из этого я сделала вывод о том, что творческое мышление просто необходимо во всем. Оно помогает нам быть всесторонне развитыми.
Библиографическая ссылка
Мирошниченко Ю.А., Неумоина Н.Г. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18449 (дата обращения: 21.11.2024).