Модная индустрия находит новые решения, изучая современное развитие и предпочтения общества. Помимо этого, они обращаются к идеям предыдущих создателей. Дизайнеры стремятся исследовать историю, найти источник вдохновения и перенять различные элементы костюма для современного переработанного образа. Современный готический стиль возрождался поэтапно. Субкультура «Готика» появляется на улице в конце 1970-х. На подиуме ее влияние мы видим в 1990-х – начале 2000-х годов. Основным творческим источником является готическое средневековье, архитектура, костюм, декоративно-прикладное искусство и мрачное романтическое настроение в целом. Творческим источником часто становится не сама готика, а фантазии о ней. Средневековое время оказало большое влияние на формообразование и развитие костюма последующих эпох. Поэтому внутри «готики» есть масса необычных возможных идей.
Готическая философия и идеалы частично находят отклик в коллекциях дизайнеров. Современное направление дизайна взяло из древнего стиля его основные характеристики: величественность, холодность и строгость.
Многие знаменитые люди для своих выступлений выбирают именно этот необычный стиль, что позволяет им выглядеть более эффектно. Начиная с 1990-х, различные виды готической моды носили массовый характер, то есть большое количество молодых и творческих людей стремилось создать и примерить данный образ для себя.
Задачи исследования: анализ воплощения стиля «готика» в коллекциях современных дизайнеров; обоснование авторского решения проектируемого образа в готическом стиле.
Готика, как понятие, затронуло многие направления в искусстве. Это и архитектура, и живопись, и скульптура, а также стиль в одежде. Стоит отметить, что готическая мода, в субкультурах современного мира, отличается от одежды, которая появилась в средневековой Европе. В наше время прослеживается трансформация старинного стиля и внесение в него новых элементов, подчёркивающих особенности направления.
Готическим стилем в одежде сегодня называют стиль молодежной субкультуры готов. На сегодняшний день выделяют четыре характерных видов – это антикварные, корпоративные, фетиш и кибер готы. Законодателями субкультуры готов являлись музыканты, на чей образ смотрели их поклонники. Представители готической субкультуры заимствовали отдельные элементы имиджа у движения панков, которое ослабело к концу 1970-х годов. Они позаимствовали у них пирсинг, прически в виде высоких шипов и ирокезы. Готическая мода 1980-х годов создавалась по принципу «сделай сам» – её поклонники сами создавали для себя одежду и украшения, которые были сделаны из подручных материалов, а приобретенные вещи в магазине чаще всего перекраивали, либо всячески изменяли: разрывали, декорировали нашивками и английскими булавками. Поклонники металл-музыки носили кожаную одежду, цепи и металлические украшения. Так же в одежде готов можно встретить в качестве аксессуаров браслеты с шипами и ошейники. Появившиеся впервые у Сьюзи Сьюи, они подчеркивали ее образ «женщины-вамп». Основными элементами современного готического имиджа являются черные оттенки в одежде, использование металлических и серебряных украшений с символикой готической субкультуры и характерный макияж. Характерная атрибутика готов – кресты, изображения летучих мышей и символов смерти. В 1990-е – начале 2000-х готика появляется на подиуме. Так бунтарские, дерзкие, агрессивные и сексуальные коллекции Александра Маккуина «Голод», «Сияние», не обошлись без отсылок к готическим сюжетам и смыслам (рис. 1).
Рисунок 1 – Коллекции Александра Маккуина «Голод» и «Сияние»
Степень проявления готической темы может быть различна: от готики в полной мере до ее сочетания с другими стилями.
Жан-Поль Готье одним из первых дизайнеров начал проявлять интерес к готике. Любовь Жан Поля Готье к темным оттенкам с годами только усиливается. Готические наряды не раз демонстрировались в его коллекциях, из сезона в сезон продолжают появляться в новых интерпретациях. В коллекции «Осень-зима 16/17» преобладают черный, красный, золотой цвета, а так же использование растительных орнаментов. Эффектный образ готики построен на фактурном контрасте, это сочетание бархата, кружева и кожи, дополненной перфорацией (рис. 2).
Рисунок 2 – Коллекция Жан-Поль Готье
Для Жана-Поля Готье характерна театральность и приподнятость образов. Совсем по другому интерпретирует готику Донна Каран. Межсезонная коллекция «Donna Karan 2015» наводит на воспоминания о прошлых столетиях и готических мотивах (рис. 3). Донна Каран сделала ставку на темные оттенки и на классическую комбинацию черного и белого. Легкие блузы соединены со строгими юбками, шифон сочетается с агрессивной кожей и металлическими заклепками, жакеты и пальто похожи на солдатские шинели, а широкие пояса придают некоторую брутальность элегантным и женственным силуэтам.
Рисунок 3 – Коллекции Донна Каран
Для британского дизайнера Гарета Пью характерна гиперболичность, жёсткость и концептуальность. Коллекции дизайнера у многих вызывают неоднозначные эмоции, критики обвиняют его в чрезмерной театральности и эпатаже, но его одежда не создана для повседневного ношения. Готический стиль дизайнера с легкостью сочетается со своеобразными футуристическими образами. Языческие ритуалы стали источником вдохновения для одной из его коллекций весна-лето 2015 года. Особенно выделяются черные балахоны с капюшонами, оставляя сильное впечатление и ассоциации со средневековьем (рис.4).
Рисунок 4.– Гарет Пью. Коллекция весна-лето 2015
Креативный директор Coach 1941 Стюарт Веверс соединил в последней своей коллекции осень-зима 2018 тему лесных духов и американскую южную готику. В коллекции присутствовали невесомые платья с принтом, атрибутика Дикого Запада –ковбойские кожаные куртки и замшевые жакеты с вышивкой и клепками, короткие шубы и плащи с кожаной бахромой (рис.5).
Рисунок 5 – Стюарт Веверс осень-зима 2018
Из показанных примеров видно, что тема готики для современных дизайнеров обладает большой притягательностью и позволяет найти бесконечное количество индивидуальных разнообразных воплощений.
Проанализировав коллекции знаменитых дизайнеров, которые вдохновились готическим стилем, можно сделать вывод: современные дизайнеры вписали в старинный стиль новые детали, которые акцентировали и сделали более экстравагантными особенности этого направления. «Готическая» одежда стала более свободной и интересной, когда прекратила быть частью готической субкультуры и неформальной культуры и с успехом вошла в тренды мировой моды. Отточенные рамки стиля не мешают дизайнерам творить совершенно разную готическую одежду.
На основе анализа воплощения дизайнерами этого стиля в своих коллекциях, было предложено авторское решения образа в готическом направлении. Комплект разработан для девушки от 18-до 30 лет.
Данный комплект предназначен для повседневного назначения, а так же для тематической вечеринки.
Комплект состоит из двухстороннего свитера, плиссированной юбки-фартука из трикотажного полотна, из расклешенных брюк.
Творческим источником послужили черно-белые фотографии многоэтажных стеклянных зданий, их мрачность, таинственность, одиночество человека в городе. Создание образа началось именно с силуэтной формы. Свитер выполнен из черного трикотажного полотна, он свободный и не ограничивает движение, позволяя чувствовать себя уверенно и комфортно. Широкий и прямой силуэт напоминает фасад мрачного здания. Свитер размера 40-44. Полотно с ритмичным рисунком построено на нюансах черного цвета. Матовая пряжа-полушерсть черного, розового, серого цветов с добавлением люрексовой нити черно-золотого цвета создает сложный драматический колорит. Свитер двухсторонний, декорирован кожаными шнурами, придающими изделию эмоциональную жёсткость.
Брюки с орнаментом напоминает стену кирпичного дома. Юбка-фартук выполнена из плиссированного вязаного полотна, образует вертикальный урбанистический ритм. Агрессивность и дерзость подчеркивает аксессуар-заколка с шипами и черными цветами (рис.5).
Рисунок 5 – Авторское решение
Готическая мода, в различных ее проявлениях - популярный тренд многих сезонов. Драматическое мировосприятие современного человека, выражение своей индивидуальности в жёстком систематизированном мире, скрытый романтизм и психологическая уязвимость делают этот стиль актуальным.
Библиографическая ссылка
Першукевич Г.В., Герасимова Ю.Л., Петрова К.Н. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18446 (дата обращения: 27.12.2024).