Современная эпоха научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, традиционных действий, а креативности, гибкости мышления, ускоренной адаптации к новым условиям, творческого подхода, к решению различного рода проблем. Развитие в ребенке творческой инициативы во многом зависит от использования современных технологий педагогического процесса. В настоящее время на смену информационно-репродуктивным методам обучения все активнее начинают использоваться и внедряться технологии, основанные на творческом подходе. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность детей, в особенности, в области художественно-эстетического развития. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с.13].
В трудах современных исследователей утверждается особая значимость дошкольного детства в художественно-эстетической образовательной области, что во многом зависит от занятий, связанных с изобразительным творчеством и направленных на познавательное, художественно-эстетическое освоение ребенком окружающего мира. В трудах таких современных исследователей, как И.А. Лыкова, И.А. Нестерова, А.В. Никитина подчеркивается мысль, касающаяся того, что ребенок дошкольного возраста в процессе художественно-продуктивной деятельности, во всех основных направлениях: рисовании, аппликации, конструировании, лепке способен делать сравнения форм и предметов, устанавливать их взаимосвязь и выражать в индивидуализированной, образной форме, выделять важные, значимые признаки явлений и предметов, то есть развивать свой интеллект, мышление, воображение и т.д. [3]. Данная ситуация наглядно проявляется в продуктивной деятельности, где формируются обобщенные способы восприятия, сравнения и наблюдения, развивается умение самостоятельно находить пути решения творческих задач, где раскрывается индивидуализированный потенциал формирующейся личности дошкольника. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих целей видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [4, С. 43].
Данные положения обусловили выбор тематической направленности настоящего исследования и определили в качестве основной цели – исследование проблемы использования в современной педагогической практике образовательных организаций нетрадиционных технологий рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И. Иоффе, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [5, С. 55].
Данная установка инициирует необходимость поиска новых, неординарных методов и технологий на занятиях, развивающих творческий потенциал ребенка, и требует внедрения занятий с использованием не только традиционных, но и специальных видов изобразительного творчества, в том числе рисования с применением нетрадиционных методов и приемов.
Обращение к нетрадиционным техникам рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их предназначении, материалах, их свойствах, способах применения. Применение активных эвристических технологий усиливает расширение внимательности, самовыражения и импровизации детей о явлениях, формах и их предназначении; раскрывает особые возможности применения материалов, дает новую жизнь, казалось бы, обычным предметам и вещам, под новым углом демонстрирует возможности применения. Для продвижения новшеств в творчестве, ребенку можно поэкспериментировать рисовать ладошкой, пальчиками, кулачком; экспериментировать создавать наброски из подручных средств: ниточек, шерсти, волшебных веревочек, поролоновой губки, пробочек, палочек из ваты, зубных щеток, расчесок, катушек, клубков, бросового материала: иголочек, опавших листьев и т.д. В процессе проведения занятий дошкольников следует знакомить, как пользоваться не только обыденными карандашами, ручками, фломастерами, красками, но и разведенной с краской мыльной пеной; чернилами, выдувая и создавая неординарные кляксовые отпечатки; свечкой, при использовании техники граттаж методом вызарапывания; пластилинографии, создаваемой из соломок пластилина разного цвета, выдавленного из обыкновенного пластикового медицинского шприца; объяснять, как, например, можно использовать при изображении клей, воск, уголь, тушь и т. п. В ходе уроков дошкольники должны познавать разные возможности окрашивания и рисования на бумаге, в том числе подкрашенным цветным клейстером; способом набрызга краски с использованием обыкновенной зубной щетки; создание различных оттисков, печаток разрезанных овощей; рисование крупой, песком, манкой, солью, мыльными пузырями, смятой бумагой; узнавать, что изображение возможно наносить не только на бумагу, но и на картон, фанеру, пакет и даже файл; рисовать с помощью целлофанового пакета, на специализированном стекле, предназначенном для использования в детском творчестве.
Следует выделить, что в ходе использования неординарных технологий изображения, дошкольники могут импровизировать - соединять краску с пеной из мыла или детского шампуня; в эскиз, созданный мелками, накладывать гуашь, акварель или другую краску. Необходимо отметить и такую грань в совершенствовании способностей ребенка, как тактильно-двигательное восприятие и развитие. При контактировании руки и пальцев с краской и другими материалами, т.е. осязании, дети ощущают их качества и особенности, такие, как: твердость, мягкость, вязкость, степень густоты или жидкости, консистенцию и т.д. А смешивая краску с водой - получают различные цветовые нюансы и учатся их отличать. Как, например, японские дети способны отличать не менее 24 цветовых оттенков. В итоге развивается тактильная чувствительность ребенка, кинестетические ощущения, крупная и мелкая моторика, повышается наблюдательность ребенка, более тонкое определение цвета, способность понимать и различать цветовые нюансы.
Одним из обыденных методов является копирование предлагаемого готового образца, которое происходит при, так называемой, репродуктивной или алгоритмизированной деятельности, которая своей целью имеет уже заранее известный результат. Неординарные же технологии изображения позволяют уйти от этого, так как наставник, вместо подготовленного заранее продукта, демонстрирует лишь приемы и технологии работы с нетрадиционными материалами, при которых итоговый результат может быть непредсказуемым и всегда оригинальным. Такие технологии во многом стимулируют формирование воображения, индивидуализируют фантазию, способствуют неповторимости, инициативности, проявлению субъективности видения ребенком. Применяя и варьируя разные технологии, дети пробуют импровизировать, выбирать определенные способы для создания большей выразительности и эмоциональности образа. Они более внимательно оценивают итог своей работы, стремятся к состязанию, пробуют излагать свое мнение; в них возникает инициатива показа оригинальности своего рисунка, видения отличия его от других.
Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения определенной последовательности в выполнении действий. Так дети учатся планировать и выполнять в определенной последовательности саму процедуру рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает улучшение настроения, снимает боязнь пред процессом рисования, который может показаться сложным. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.) Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения способствуют развитию усидчивости, у детей сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, индивидуальные возможности и способности. Успех обучения нетрадиционным техникам зависит также от того, какие методы и приемы планирует использовать педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них не только знания, умения, навыки, а в первую очередь - художественно-творческое отношение к выполняемой работе и искусству, в целом. А конкретный результат работы ребёнка будет зависеть от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Все это настоятельно требует соблюдения и соответствия целевым ориентирам современного ФГОС ДО.
Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
- содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
- знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. д.);
- развивать ручную умелость;
- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
В начале XXI века отмечается заметный интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных современных нетрадиционных изобразительных техник, в связи с изменяющейся системой образования в России, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В современных дошкольных организациях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Одним из первых опытов в этом отношении может послужить программа "Цветные ладошки", разработанная И.А. Лыковой, в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.
Необходимость использования нетрадиционных техник не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к следующим обобщениям:
- Одной из главных общих задач, которые стоят перед образованием на современном этапе, является подготовка нового поколения детей: инициативного, творческого, любознательного, подготовленного к трудностям современной общеобразовательной школы, обладающего навыками самостоятельного поиска и получения знаний, что способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [6, С. 172].
- Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности - есть та благоприятная среда, где наиболее интенсивно могут развиваться творческие способности ребенка. Поэтому одной из важных задач обучения рисованию в детском саду является - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений [2].
- Применение инновационных технологий способствует созданию оригинальных образов в детских работах. Успешное освоение нетрадиционными техниками изображения доставляет настоящую радость дошкольникам, способствует интенсивному развитию творческих возможностей и способностей ребенка. Нетрадиционные технологии создают эффект завораживающей увлекательности ребенка, ощущение незабываемых положительных эмоций, свободы и т.д., следуя устоявшемуся в последних источниках верному принципу «обучение через увлечение».
Библиографическая ссылка
Чушкина О.А., Чернобровкин В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18405 (дата обращения: 27.12.2024).