В наш век высоких технологий происходит постоянное внедрение инноваций в различные сферы нашей жизни, не остался в стороне и автотранспорт. На сегодняшний день набирает обороты рынок гибридных автомобилей. Как правило, гибридный автомобиль имеет в своей конструкции двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель-генератор, высоковольтную батарею и инвертор. Гибридный автомобиль предназначен, прежде всего, для эффективного использования энергоресурса.[2]. Существует 3 основных варианта конструкции автомобиля с гибридной силовой установкой:
1. Последовательный гибридный автомобиль (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема последовательного гибридного автомобиля[1]
Даная конструкция гибридной силовой установки встречается крайне редко на автомобилях в силу своих недостатков. Такая конструкция используется в тепловозах и карьерных самосвалах. В этой схеме двигатель внутреннего сгорания используется только в качестве источника электрической энергии.
2. Параллельный гибридный автомобиль (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема параллельного гибридного автомобиля[1]
В параллельной схеме двигатель внутреннего сгорания работает в паре с электромотором через коробку передач. В большинстве случаев используется автоматическая коробка передач. Отличная реализация такой схемы выполнена на автомобилях автоконцерна Honda, наиболее распространённая модель Civic. Зачастую параллельная схема гибридного автомобиля используется и на европейских марках Porsche, Volkswagen, BMW, AUDI, Mercedes-Benz и другие. Устройство параллельного гибрида приведено на примере Volkswagen Touareg Hybrid рисунок 3.
Рисунок 3. схема параллельного гибрида на примере автомобиля Volkswagen Touareg Hybrid
3. Последовательно-параллельный гибридный автомобиль (рисунок 4).
Рисунок 4. Последовательно-параллельный гибридный автомобиль[2]
В данной схеме двигатель внутреннего сгорания является как источником электрической энергии, так и работает в паре с электромотором. В данной компоновке присутствует также и дополнительный электромотор-генератор, выступающий как стартер для ДВС и генератор для зарядки. Большое преимущество данной схемы является в использовании положительных возможностей последовательной и параллельной схемы. Данная схема отлично реализована и давно используется на автомобилях Toyota Prius (рисунок 5).
Основное устройство и компоненты гибридного легкового автомобиля приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 – схема последовательно-параллельного гибридного автомобиля на примере Toyota Prius[2]
К преимуществам гибридных легковых автомобилей стоит отнести:
1. Экономия бензина за счет использования электромотора-генератора и высоковольтной батареи;
2. Экологичность по сравнению с классическими бензиновыми авто;
3. Увеличение общего пробега за счет использования двух источников энергии;
4. Уменьшение шумности в городских условиях работы, через использование электродвигателя.
Недостаткам гибридных автомобилей являются:
1. Необходимость постоянного использования аккумулятора, для увеличения срока службы. АКБ не переносит резких перепадов температур;
2. Неразвитость инфраструктуры утилизации гибридных легковых автомобилей и их компонентов;
3. Сложность конструкции, ведущая к усложнению ремонта;
4. Высокая стоимость, неудовлетворяющая многих покупателей;
Несмотря на недостатки с каждым годом объём продаж гибридных автомобилей растет. Увеличивается предложение автопроизводителей по моделям такого автотранспорта.
Массовые продажи гибридных автомобилей в России начались в 2005 году с модели премиум класса Lexus.[3] С начала старта продаж до конца 2018 года через официальных дилеров нашей страны было продано примерно 840 000 таких автомобилей. Самый популярный в мире гибридный автомобиль Prius официально продается в РФ с 2009 года, по итогам 2018 года их было продано порядка 400 000 шт. На основании данных по продажам легковых гибридных автомобилей в России, приведен график сравнения продаж с другими странами. (рисунок 6) [4].
Рисунок 6. Статистика продаж легковых гибридных автомобилей с прогнозом до 2020 года[4]
Из графика видно, что продажи гибридных легковых автомобилей в количественном выражении увеличиваются, и по прогнозам будут продолжать набирать популярность.
Гибридные модели, предлагаемые в России: Toyota Prius, Lexus CT 200h, GS 450h, IS 300h, LS 600h, RX 450h, ES 300h, NX 300h, азиатских производителей [6]. И Audi Q5 H, Audi A6 H, BMW ActiveHybrid 7, BMW ActiveHybrid X6, BMW i8, Cadillac Escalade Hybrid, Mercedes-Benz S400 Hybrid, Porsche Cayenne S Hybrid, Porsche Panamera S Hybrid, Volkswagen Touareg Hybrid, европейских и американских производителей [7].
На рисунке 7 представлена диаграмма по популярности продаж автомобилей с гибридной силовой установкой во всем мире [5].
Рисунок 7. Распределение автопарка гибридных автомобилей по маркам и моделям [5]
Из диаграммы делаем вывод о популярности автомобиля Тойота Приус, вторым по спросу гибридным легковым автомобилем является Honda Civic.
Из выше приведенного анализа рынка гибридных автомобилей, был составлен рейтинг популярности гибридных автомобилей в России (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение популярности гибридных легковых автомобилей в РФ
№ |
Марка |
Модель |
1 |
Toyota |
Prius |
2 |
Honda |
Civic |
3 |
Lexus |
RX 400/450h |
4 |
Lexus |
NX 300h |
5 |
Lexus |
CT 200h, ES 300 h, IS 300 h, GS 450h. |
6 |
Honda |
Insight |
7 |
Ford |
Escape Hybrid |
8 |
Honda |
Insight |
9 |
BMW |
ActiveHybrid7 |
10 |
BMW |
i8 |
11 |
Mercedes-Benz |
S400 Hybrid |
12 |
Porsche |
Panamera S Hybrid и Cayenne S Hybrid |
13 |
Cadillac |
Escalade Hybrid |
14 |
AUDI |
A6 Hybrid и Q5 Hybrid |
Из предложенного рейтинга гибридных легковых автомобилей на рынке РФ, самым популярным является Toyota Prius. Успех продаж данной модели заключается в её раннем начале производства, успешном выборе схемы гибридной силовой установки, с дальнейшей доработкой конструкции. На данный момент корпорация Toyota обладает большим опытом по производству таких автомобилей, что подтверждается высокими продажи модели Toyota Prius.
Библиографическая ссылка
Боровиков А.В. АНАЛИЗ РЫНКА ГИБРИДНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18186 (дата обращения: 27.12.2024).