Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МАРКЕТИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Пинигина О.Н. 1 Тарасова В.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств»
Маркетинг как средство повышения конкурентоспособности ресторанного бизнеса. В статье освещаются результаты наблюдений автора за развитием сферы маркетинга в ресторанном бизнесе осуществляемые в процессе выполнения самостоятельной творческой работы в соответствии с образовательной программой и учебным планом. В соответствии с поставленной целью предстояло выяснить, насколько профессионально и компетентно решаются вопросы предоставления услуг в ресторанах города, относящихся к популярным местам отдыха горожан в праздничные, выходные и значимые для них дни. Исходя из этого, актуальность поднимаемых в статье вопросов очевидна и обусловлена повышением внимания общества к культуре организации ресторанного бизнеса. Предполагаем, что тема статьи будет интересна как для начинающих, так и для состоявшихся предпринимателей, так как сфера общественного питания, одна из важнейших частей жизнедеятельности каждого человека. Прежде всего, следует заметить, что рыночная конкурентная среда, в которой функционирует ресторанный бизнес, предполагает осуществление маркетинговых мероприятий, в целях повышения эффективности его работы за счет увеличения числа посетителей. Ключевые слова: Ключевые слова: ресторанный бизнес, маркетинг, клиент, сфера услуг, конкурентоспособность, бизнес-план
бизнес-план
конкурентоспособность
сфера услуг
клиент
маркетинг
ресторанный бизнес
1. Дементьева Е.П. Ресторанный бизнес: секреты успеха/ Е.П. Дементьева Ресторанный бизнес: секреты успеха – 2-е изд. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2008.- 253 с.
2. Маркетинг ресторана: Семинар практикум для управляющих и владельцев ресторанов. – М.: SERVICEMAN, 2005.
3. Менеджмент ресторана: Семинар практикум для управляющих и владельцев ресторанов. – М.: SERVICEMAN, 2006.
4. Пикалев А. , Маевская А. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе –М. : Бизнесс- пресс, 2004.
5. Чебакова В.С. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА ЯМАЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/viewid=16904 (дата обращения: 20.02.2018).

В статье освещаются результаты наблюдений автора за развитием сферы маркетинга в ресторанном бизнесе  осуществляемые в процессе выполнения самостоятельной творческой работы в соответствии с образовательной программой и учебным планом.

В соответствии с поставленной целью предстояло выяснить, насколько профессионально и компетентно решаются вопросы предоставления услуг в ресторанах города, относящихся к популярным местам отдыха горожан в праздничные, выходные и значимые для них дни.

Исходя из этого, актуальность поднимаемых в статье вопросов очевидна и обусловлена повышением внимания общества к культуре организации ресторанного бизнеса.   

Прежде всего, следует заметить, что рыночная конкурентная среда, в которой функционирует ресторанный бизнес, предполагает осуществление маркетинговых мероприятий,  в целях повышения эффективности его работы за счет увеличения числа посетителей.  

Маркетинг – составная часть менеджмента, ориентированная на получение прибыли в результате ресторанного бизнеса. Через маркетинг ресторана определяется спрос на предоставляемые услуги, исходя из имеющегося платежеспособного контингента. Следовательно, маркетинг ресторана – это достаточно широкий комплекс мероприятий, направленный на решение одновременно двух задач: во-первых, изучение спроса населения на услуги ресторана, во-вторых, целенаправленное формирование и подержание спроса на ресторанные услуги. К задачам ресторанного маркетинга можно отнести: информирование посетителей о ресторане; расширение круга посетителей ресторана; привлечение целевой группы посетителей; увеличение дохода с клиента; удержание клиентов.

Маркетинговые услуги – важнейший инструмент в ресторанном бизнесе. Без глубокого осмысления работы персонала ресторана трудно выстоять даже самой хорошей идее. Объектом анализа могут быть практически все составляющие ресторанной деятельности. Это, в первую очередь:

а) структура потенциальной клиентуры (возраст; род занятий; уровень дохода; семейное положение);

б) основные здания и сооружения  вблизи существующего или будущего ресторана – офисы, торговые и бизнес – центры, вокзалы и др.;

в) наличие подъездных путей или возможность их оборудования;

г) парковочные места;

д) наличие конкурентных заведений и их концепция, дизайн, посещаемость, работа персонала [2].

Изучение работы конкурентных заведений может дать полезную информацию об ассортименте предлагаемых блюд; проводимой ценовой политике; наличие национального колорита кухни и др.

Не секрет, что в наше время ресторан - это не только место где можно вкусно поесть, но и  место где люди получают удовольствие от окружающей их обстановки, их обслуживания и сервиса. Ресторан является неотъемлемой частью индустрии питания. Он приобретает индивидуальные черты и вводит новейшие технологии в связи с повышением требований и запросов клиентов. И если рассматривать ресторан как структурную составляющую современной индустрии питания, то в этом случае следует обратить внимание на то, что его роль в социально-культурном секторе экономики будет существенно возрастать, если будет улучшаться качество питания и культура обслуживания посетителей.

Например, в  2015 году  в Республике Саха (Якутия) создана  профессиональное объединение  владельцев ресторанного бизнеса и  отельеров  «Ассоциация гостеприимства РС (Я)». Это объединение работодателей, создано ведущими рестораторами г. Якутска  с целью развития индустрии питания, ресторанного и гостиничного бизнеса,  разработки стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, консолидации предприятий индустрии питания. 
 Ассоциация гостеприимства РС (Я)  входит в состав  Координационного совета по предпринимательству при Главе ГО «Город Якутск»,
Координационного совета по предпринимательству при  Главе  РС (Я).

Основным направлением деятельности  Ассоциации гостеприимства РС (Я)    является содействие ее членам в осуществлении профессиональной деятельности, координация партнерских отношений предприятий и организаций индустрии общественного питания, рестораторов.  

В городе Якутске  на сегодняшний день  успешным проектом в ресторанном бизнесе, является холдинг Александра Скрипина, который включает в себя кофейню «Вафли и кофе», рестораны «Онегин», «Панда и журавль», «Понаехали», «Wok Cafe», кондитерскую «Сладкие мечты», доставку «City Pizzа», службу выездного кейтеринга «Банкет Сервис».

В Якутске представлены рестораны самых разных кулинарных направлений и самых разных ценовых категорий: «Тыгын Дархан», «Махтал», «Квартира на проспекте», «Хачапури», « Каре», « Тото Хана», «Муус хайа» и др.

В рамках Всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии» в городе Якутске  ежегодно проводится гастрономический фестиваль «Вкус Якутии». Оценивают конкурсные блюда ресторанов по двум категориям: этнические и классические рестораны. В каждой категории   выявляют  победителей в трех номинациях: «За раскрытие тематики кухни народов мира», «За лучшие вкусовые качества и профессиональное мастерство», «За самую оригинальную кулинарную композицию».

Кроме того, Окружная администрация города Якутска учреждает специальный приз – Кубок Главы города Якутска, а Ассоциация гостеприимства РС (Я)   предоставляет специальные призы на обучение по профессии повар, официант, менеджер.

Кухня народов севера испокон веков вбирала в себя обычаи и традиции местного населения, его культуру в приготовлении пищи. Суровый климат, морозы, длительная  зима и короткое лето сказались на рецептах местной кухни, многие блюда которой весьма высококалорийные и сытные. Ведь чтобы выжить в холодных условиях, организму необходимо поддерживать высокий уровень энергии. Основными ингредиентами рецептов блюд являются мясо животных и рыба, а любимыми напитками жителей являются морсы из брусники, смородины, чай из шиповника, иван-чая .[5].

В условиях роста потребности людей к интересному досугу и времяпрепровождению ресторанный бизнес существенно изменился. Опытные предприниматели прилагают усилия для креативного решения задач, связанных с дизайном интерьера, созданием комфортной атмосферы, музыкальным оформлением и расширением ассортимента блюд в национальных традициях. Сегодня многие предприниматели считают ресторанный бизнес престижным и прибыльным. Однако, в то же время ресторан это наиболее уязвимый и рискованный бизнес. В этой сфере деятельности сверхвысокая конкуренция и возможность вложения больших (крупных) инвестиций. В этой связи для успешности ресторана зависит от выбора правильной стратегии, ее задействование и контроля. [1].

По статистике, владение индустрией развлечений дает хороший доход даже в условиях кризиса. Однако не стоит думать, что ресторан может окупиться и приносить реальную прибыль в кратчайшие сроки. Для того, чтобы ускорить этот процесс необходимо владеть искусством маркетинга.  

Маркетинг в ресторанном бизнесе сформирован из ряда особенностей, позволяющих рассматривать его как специфический вид деятельности. Он представляет комплекс услуг, в который входят комбинации различных процессов:

- Производственный

- Торговый

- Сервисный

Важными составляющими маркетинга являются бизнес-план, реклама и организация работы с персоналом, направленной на создание единой команды мобильных, инициативных, творческих работников.

Разработка бизнес-плана продвижения ресторана с учетом каждого отдельно взятого направления позволяет определить глобальную цель развития предприятия, предвидеть результат и определить концептуальные положения развития ресторанного бизнеса с учетом материальных, финансовых и технических условий, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие персонала как главной ценности предприятия. [4].

Привлекательная своей убедительностью и емкостью реклама помогает в развитии бизнеса и способствует укреплению уверенности в конкуренции. Люди не станут идти в Ваш ресторан только потому, что в нем снижены цены на отдельные напитки или продукты. Они будут посещать ресторан только тогда, когда будет предложено что-то оригинальное, которое может их заинтересовать и сделать более счастливыми!

Помимо этого, предприятию необходимо иметь  веб-сайт,  адаптированный под мобильные устройства, страницы в  инстаграм, facebook. Большую  роль играет размещение  ресторана с правильным адресом на Яндекс и Google-картах.

Человеческий капитал определяет престижность и авторитет предприятия, поэтому организовать работу с персоналом следует таким образом, чтобы  стали возможными обмены опытом, наставничество, интерес к конкурсам, потребность в повышении квалификации, саморефлексии и самосовершенствования.

Безусловно, как и во всяком другом бизнесе в деле ведения ресторана есть определенные угрозы, которые возникают тогда, когда, например, ресторан располагается слишком близко от других ресторанов, конкуренты предлагают бесплатную доставку заказов, у конкурентов есть особые предложения (завтраки, бизнес-ланч).

Ресторан имеет много возможностей стать конкурентоспособным, если внести изменения в меню, проводить тематические и танцевальные вечера, на высоком культурном уровне организовывать семейные праздники (день рождения, свадьба).[3].

Очень важна постоянная самооценка деятельности ресторана, что могло бы позволить регулярно отслеживать достижения и успехи работы коллектива как единой команды.

Таким образом, маркетинговые мероприятия должны быть направлены на привлечение новых посетителей (гостей) и увеличение их осведомленности о вводимых новшествах. 

В заключении хотелось бы еще раз высказать свое мнение о том, что  успешное функционирование ресторана во многом зависит от таких факторов как: расположение ресторана, уровень оборудования, особенности оформления, хорошая кухня, наличие квалификационных работников. 


Библиографическая ссылка

Пинигина О.Н., Тарасова В.К. МАРКЕТИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18152 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674