Современное состояние христианских древностей Сирийской пустыни, сохранивших, несмотря на жестокие религиозные и этнические столкновения, свою уникальность, крайне обострилось за последние три года в результате широкомасштабных военных действий. Так, только за два года вооруженного конфликта были уничтожены десятки археологических памятников и разграблена треть музеев. Сложно поверить, что выстоявшие две, полторы тысячи лет храмы безжалостно уничтожаются, уничтожаются важнейшие христианские и культурные святыни, имеющие не только религиозную ценность, но и общечеловеческую значимость [7]. Еще немного и мы навсегда потеряем древние архитектурные «памяти» православного Востока, чудесные по своей гармоничности и являющих великолепным доказательством необычайного подъема духовных и художественных сил. Так, в древней Сирии в эпоху расцвета архитектуры, около полутора тысяч лет назад, насчитывалось более 300 городов с богатым населением, с обилием монастырей, церквей, часовен, келий, всевозможных памятников, наполнявших ее города, села, глухие местечки [3, 6]. Большинство из этого архитектурного богатства не сохранилось до наших дней, а оставшееся разрушается как нынешними варварами, так природой. Поэтому актуальность данной статьи имеет и культурологический, и социальный аспект. Нашей задачей являлся анализ раннехристианских архитектурных памятников на территории Сирии с характеристикой особенностей двух типов храмов на примере соборных комплексов Брад и Гераса.
В IV веке нашей эры на последнем этапе существования Римская империя распалась на 2 части: западную и восточную. Из-за своих географических особенностей восточной части Римской империи (Малая Азия, Сирия, Египет) удалось избежать изнурительных геополитических и социальных катаклизмов, которые постигли западную часть бывшей Римской империи [1, 2]. Восточной империи достались все те преимущества, которые ранее обеспечили формирование Финикии с ее международной торговлей, богатой культурой, художественной индустрией. Благодаря широко развитой торговле, наличию торговых путей с Южной Азией и Китаем в Восточную империю поступали значительные средства, что позволяло развивать, в том числе, и земледельческое производство. Население этой части Римской империи было более зажиточным и это способствовало широкому градостроительству, быстрому изменению архитектурного облика городов и поселений [4, 5]. Здесь создавались различные архитектурные ансамбли, в них оригинально переплетались и осмысливались италийские образцы с местными строительными и декоративными приемами. В это же время массово начинает распространяться христианство, что не могло не сказаться на развитии почти всех видов искусства. Возникнув как одна из сект иудаизма, христианство вскоре вышло на передний план религиозно-идеологической жизни. Именно христианство оказалось наиболее приспособленным к новым политическими и экономическим условиям [7]. Выполняя социальный заказ, раннехристианское церковное строительство стало широко развиваться с первой половины IV века. Основная тенденция формировалась как результат сопоставления обычных типов базилик и центрических зданий с местными религиозно-художественными идеалам. Так, оригинальной особенностью христианской архитектуры в Сирии являлась сохранность самобытных восточных традиция, обеспечивая замечательное разнообразие вариантов базилик даже в планах.
Начиная с IV века н.э., наряду с христианскими храмами, которые строились в виде базилик, стали появляться центрические церкви. Эти церкви покрывались особыми крышами, близкими к полусфере – куполами. Первоначально центрические постройки использовались в качестве крещален (баптистерий) и мартирий – постройки, возведенные над местами, где произошли важные евангельские события, или были погребены мученики, а также мавзолеи [4]. В базиликах же проводились литургии и богослужения. То есть храмы функционально были четко разделены.
Базилика как форма строения давала возможность хорошо видеть и слышать как проходит церковная служба внутри здания. Конструктивная простота базилик позволяла осуществлять их массовое строительство по всей стране. Считается, что базиликанские постройки являются первой ступенью в архитектурном развитии христианского храма [8].
Второй ступенью считают центрические храмовые постройки. Именно они предопределили возникновение крестово-купольных храмов, которые стали основным разрабатываемым византийскими зодчими архитектурным типом. Центрические постройки были компактны и разнообразны по форме – круглые, граненные, крестообразные, любые многогранники, которые вписывались в квадраты. На любом из этих типов мог располагаться каменный или деревянный купол. Кроме того, такая форма имела как утилитарную составляющую, так и идейную. Вообще термин «центрическая постройка» применяется к таким сооружениям, которые отвечают требованиям проведения собраний большого количества людей, внимание которых эмоционально должно быть сосредоточено к одному месту и это место отражает главное функциональное предназначение здания [8]. Наилучшей формой, соответствующей этой цели является круг либо многоугольник. Поэтому зрелищные, культовые, мемориальные здания часто имеют в плане такую форму.
Самой ранней центрической постройкой стал первый мартирий – храм Гроба Господня в Иерусалиме. С давних времен именно за мартириями закрепилось понятие центрического храма, покрытого куполом. Простые мартирии довольно быстро стали усложняться. В восточной части Римской империи, в том числе и в древнейСирии, процессформирования центрических храмов проходил довольно интенсивно. Многоугольный вариант центрических храмов опирался и на строительный опыт местных языческих святилищ, у которых двор часто был в виде многогранника. Истоками же более простой формы – круговой – являются римские мавзолеи или круглые в плане помещения в античных термах.
Дальнейшее развитие центрических храмов было обусловлено попытками адаптировать мартирии для литургий. Для этого к основному плану здания добавили алтарные апсиды, потом обходы, повторяющие конфигурацию основного здания. Это было сделано для того, чтобы вместить как можно больше верующих. Дальнейшее усложнение центрических зданий привело к тому, что они могли уже функционировать одновременно и как приходской храм, и как кафедральный собор, и как мартирии, и как дворцовая церковь.
Развитие идеи купольности, ее усовершенствование явилось важнейшим этапом в формировании образа христианского храма [6]. Купол стал одним из главных элементов архитектуры центрического храма. Идея купольности позволяла приблизиться к цели христианского осмысления мира. Второй важнейшей особенностью храмовой архитектуры раннего христианства является крестообразное пространство интерьера. И именно из купольной базилики развился крестово-купольный храм более позднего времени. Однако прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек. Важнейшую роль в этом процессе играла Сирия. Заметим, Сирия, в силу своего центрального положения на Ближнем Востоке, перенимала традиции окружавших ее народов. От египтян и финикийцев сирийская архитектура заимствовала искусство каменной кладки из крупных блоков и концепции архитектурных ансамблей; эллинистические мастера Малой Азии принесли в Сирию ордер, который позднее приобрел римские черты.
Передовая архитектурная школа сформировалась в одном из главных центров раннего христианства – в Антиохии Сирийской [1, 2]. Здания похожие на центрические храмы антиохийские строители возводили ещё для римских императоров (например, Дворец Диоклетиана в Сплите). В самой Антиохии по заказу императора Константина был построен так называемый «Золотой октогон», «золотая» церковь Константина. В основе его лежат нестандартные композиционные решения для баптистерий. Это и форма октагона (восьмиугольника) или круга, и кольцевой обход с односкатным перекрытием, и выделение колоннами центрального кругового пространства с купольным перекрытием.
Храмы создавались по всей Сирии в огромном количестве. Когда размеры этих храмов были настолько большими, что их нельзя было перекрыть каменным куполом, то тогда кровля создавалась из дерева. В отличие от римских ротонд с каменными куполами и толстыми стенами, у сирийских храмов были тонкие стены и сложное пространственное устройство. И только некоторые подобные постройки имели каменное перекрытие. Особенным сооружением был великолепный ансамбль монастыря преподобного Симеона-столпника (476—490 гг). Центральным зданием был огромный храм, в планепредставляющий собой крест, образованный четырьмя базиликами, которые сходились к центру. Восьмигранное пространство между этими базиликами было перекрыто деревянным шатром, под которым стоял каменный столп — место подвига аскетизма преподобного Симеона, где он провел в молитве и посте 37 лет. То есть по сути это был мартирий. Исключительно интересными сирийскими архитектурными достопримечательностями являются соборная базилика в Брад, построенная в 395-402 гг. зодчим Маркианом Кирис и соборный комплекс в Герасе конца V века. Брад расположен в Северной Сирии, недалеко от Великого шелкового пути в окружении плодородных сельскохозяйственных земель. Гераса (юго-западная часть Сирийской пустыни) - один из широко известных памятников эллинистическо-римской эпохи. В 746 г. Гераса была разрушена землетрясением и погребена под селевым потоком, что позволило называть ее «иорданские Помпеи». По сравнению с Пальмирой Брад и Гераса были менее значительными торговыми центрами. Но для Аравийской провинции это были важные перевалочные пункты. Именно там сходились караванные пути.
Рис. 1. Гераса. План города. 1 - овальный форум, 2 - площадь южноготетрапила, 3 - храм Деметры, 4 - северный тетрапил, 5 - театр, 6 - стадион. Слева вид на колоннаду овального форума
Размещалась Гераса в долине небольшой реки. Город пересекали прямоугольные улицы. Главная улица, как и во всех городах Востока, была украшена колоннадой. Окружали город толстые трехметровые стены с 101 башней и ограничивали пространство площадью около 70 км2 [9]. К 75 г. до нашей эры Гераса имела планировку по гипподамовой системе, то есть улицы перекрещивались под прямым углом через равные промежутки (рис. 1). Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг и 2 поперечных, протянувшихся с востока на запад. Как отмечено в [9], во II веке - начале III века Гераса достигла вершины своего процветания и насчитывала около 20-25 тысяч жителей. Улица Кардо Максимус, названная так в честь императора рода Виа Антониниана, стала колоннадной. Большой интерес представляют круглая и овальная площади Герасы. Вокруг Овальной площади у южных ворот располагались ионические колонны, а внутри он была замощена каменными плитами. Южная часть города была предоставлена иноземным купцам. Круглая площадь Южного тетрапила диаметром 43 метра также была окружена торговыми помещениями. В центре этой площади были расположены 4 столба, обозначающие главный перекресток города. Уже в 350-375 гг. здесь был возведен огромный собор длиной 45-50 м. К VI в. формирование христианской Герасы было завершено; в этом же веке были построена Прокопием (526-527 гг.) церковь, а также воздвигнуты храмы святых Петра и Павла, Иоанна Предтечи, св. Георгия, св. Дамиана и крестообразная церковь Пророков, апостолов и мучеников (461-465 гг. н.э.).
Ведущую роль в композиции города играло святилище Деметры, в центре которого располагался храм, посвященный этой богине. Внутренний двор святилища по своим размерам (90*120 метров) уступал святилищу Бэла в Пальмире, но все, же был соразмерен главной площади форума Траяна в Риме. Даже небольшим городам восточной империи были свойственны монументальность и грандиозность. Этот храм, был не только расположен на возвышенности, но и приподнят на искусственный подиум. Он как бы доминировал над всем городом. От святилища широкая лестница (больше 100 метров) простиралась в сторону главной улицы. За этой улицей архитектурно оформленный спуск продолжался до небольшого ручья, вдоль которого росли финиковые пальмы. Кроме южного театра в городе был еще северный театр – недалеко от северного тетрапила. А также существовало несколько терм.
Таким образом, в архитектуре и планировке Герасы нашли свое воплощение римские, эллинистические и местные традиции. Именно в Герасе впервые стало возможным проследить, как видоизменялся античный полис в христианский город с соответствующей трансформацией храмовой и архитектурной среды. Также как и Антиохия, Брад и Гераса сохраняли в основном античную планировочную структуру с вкраплениями римских особенностей.
Рис. 2. Брад (Сирия). Базилика, 395-402 гг. Зодчий Маркиан Кирис. План.
Сложно выстроенный епископальный комплекс в Герасе имеет большое значение для осмысления того, как происходило создание ранней церковной архитектуры и формирование взаимоотношений в ранневизантийском обществе. Раннехристианские сирийские и палестинские церкви в основном связанны с множеством подсобных и бытовых помещений. Так, соборный комплекс в Герасе состоит из 2 базилик IV и V веков, часовен, баптистерия, атрия, бань, жилых помещений. Боковые нефы базилик как бы продолжали колонные улицы города.
Отметим, что в северной Сирии господствовал тип трехнефной базилики с полукруглой апсидой между двумя прямоугольными апсидами, скрывавшими ее выступание. Такова, например, крупнейшая в Сирии базилика в Браде (36*22 м) (рис. 2). В храме Брада апсида помещена между двумя прямоугольными помещениями. Подобное устройство без выступающей апсиды преобладало именно в раннехристианской архитектуре. Но уже в V веке вновь встречаются частично выступающие апсиды (храм в Герасе). Епископальный комплекс в Герасе располагался западнее улицы Кардо Максимус и южнее храма Артемиды на ступенчатых террасах. В V-VI веках его постепенно расширяли и достраивали, максимальная длина его составила 180 м. Интерьеру придавалось особое значение, так как в отличие от языческих храмов молящиеся собирались не перед церковью и не вокруг нее, а внутри здания. Интерьер городских церквей часто облицовывался мрамором и золотом, в скромных сельских церквях преобладала мозаика, скрывающая каменную кладку.
В северный храм св. Феодора базиликального типа ведут 2 марша ступеней с западной стороны. Дата строительства (494-496 гг.) и посвящения выгравирована в двух надписях - над главной западной дверью базилики и над внешним порталом храма [7]. На полу размещались орнаментальные узоры, а в апсиде и на стенах – фигурные изображения. В этот период фасады церквей часто были совсем лишены украшений. Особенно лаконичными снаружи были большие пятинефные базилики Рима, сходные в этом отношении с термами и с гражданскими базиликами поздней античности. Внутри поступающий через высоко расположенные окна свет озаряет мозаики и росписи главного нефа и «триумфальной арки». Значение главного нефа подчеркивает затененность боковых нефов. Все средства объемно-пространственной композиции – свет, цвет, осевая симметрия, обрамление апсиды высокой «триумфальной аркой», особенности размещения мозаики и рельефных изображений – подчеркивают доминирующую роль церковного алтаря. Двор первоначально был квадратный, окружен колоннами, после перестройки этой части комплекса сохранил фонтан, к которому вода подводилась по свинцовым трубам, в западной части располагалось особое место для епископа. У 3-нефного одноапсидного базиликального собора имелись южный и северный входы, кафедра находилась в юго-западной части, алтарь отделял мраморный темплон. Практически весь камень для строительства, колонны, капители были взяты из ранних построек. Из северной части двора по лестнице можно было попасть на улицу, а рядом с лестницей в VI в. помещалась мастерская по изготовлению мозаик. В южной части располагалась мемориальная церковь и небольшая капелла.
Южную церковь базиликального типа, посвященную святому Георгию, продолжали использовать до VIII в. Она единственная из 3 сохранила одну ступень синтрона – особую скамью для служителей церкви, примыкающую к восточной стене алтаря. Между южной и северной церквами располагался храм св. Иоанна (464-465 гг.) со своеобразным планом: круг был вписан в квадрат, также был квадратным световой четверик на четырех больших колоннах. Все это напоминает собор в Босре (Сирия), который немного старше, только в несколько упрощенном варианте [9]. Итак, в Герасе обнаружен один из самых ранних случаев применения крестообразной купольной композиции. Именно с этого момента и начался новый этап в архитектуре Восточной Империи.
Возникнув в эпоху поздней античности, раннехристианская архитектура во многом явилась последним этапом развития античного зодчества. В тоже время, она представила миру множество культовых сооружений христианства. Эти культовые сооружения стали основой разнообразных вариантов церковного храма и многочисленных центрических сооружений, получивших самое широкое развитие в странах Европы и христианского Востока. Своеобразие и значение раннехристианской архитектуры определяются тем, что она стоит на изломе двух эпох — античности и феодализма, как бы связывая их друг с другом и не давая исчезнуть лучшим архитектурным идеям и композиционным решениям. Так, в Восточной империи к VI веку горизонтальная проекция в форме креста с четырьмя равными по длине крылами становится фундаментальным стандартом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием. Именно купольные базилики и купольная церковь с крестообразным планом стали архитектурными вершинами раннехристианского искусства. Такой тип храмов позволял на том момент наиболее доступно и полно выразить всю сложность христианских устремлений и символики.
Библиографическая ссылка
Рекун Т.А. СИРИЙСКИЕ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ. СОБОРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ БРАД И ГЕРАСА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18097 (дата обращения: 27.12.2024).