В современных социально-экономических условиях одним из основных факторов развития экономики выступает человеческий капитал. Это связано с множеством причин, и в первую очередь с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, внедрением его в процесс производства, а также появлением новых наукоемких отраслей. По мере развития экономики значение компонентов, составляющих человеческий капитал, все время повышается. В первую очередь усложняются требования к качественной составляющей: образованию, профессиональной компетентности, а также личностным характеристикам работника, его стрессоустойчивости и стремлению к постоянному самосовершенствованию. Усложнение и ужесточение требований работодателей и общества в целом к человеческому капиталу обусловлены сложностью функционирования экономической среды на уровне макросистем и, как следствие, на микроуровне.
Ранее считалось, что основным способом достижения конкурентных преимуществ предприятий АПК является укрепление их материально-технической базы, то теперь же предприятия рассматривают человеческий капитал как основной актив, они делают инвестиции в этот актив, чтобы обеспечить свой рост и повысить свои конкурентные преимущества. Человек в современной экономике рассматривается как ценный актив предприятия, а не источник расходов.
Анализ состояния и уровня развития человеческого капитала заключается в оценке трех основных компонентов: стоимостной, количественной и качественной составляющих.
При анализе тенденций развития человеческого капитала необходимо прежде всего выделить такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций [1].
Ныне общепризнано, что индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является наиболее универсальным показателем, используемым для сравнения стран и регионов по уровню человеческого развития.
Использованные при оценке компоненты индекса, определяющие уровень образования и долголетия, позволили уйти от чисто экономических категорий при оценке уровня развития стран. Однако результаты исследования по его применению показывают и его некорректность. Так, при оценке развития стран по показателю ИРЧП установлено, что страны с невысоким ВВП могут иметь более высокий уровень развития человеческого потенциала, чем страны с более высоким ВВП.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:
- дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
- образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);
- долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
В своем исследовании мы будем использовать системный подход к определению понятия «человеческий потенциал». В системе центральное место занимает человек, который обладает определенным ресурсом - человеческим потенциалом. Системный подход раскрывает аспекты индивидуальной и социальной жизни индивида.
Элементами системы являются: (Рис. 1.)
Рис. 1. Системный подход к понятию человеческий потенциал).
- Человек как носитель и обладатель ресурса - человеческого потенциала.
- Человеческий потенциал - совокупность возможностей и ресурсов человека.
- Интеллектуальный потенциал - запас способностей человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи.
- Жизненный потенциал - отражает особенности жизненных процессов человека.
- Человеческие ресурсы - суммарная ценность труда человека.
- Личностный потенциал - система критериев духовного, интеллектуального, творческого и мотивационного развития человека.
- Человеческий капитал — это система накопленных знаний, умений и навыков человека.
- Физический потенциал - состояние здоровья человека.
Все эти элементы в совокупности позволяют раскрыть глубину понятия «человеческий потенциал». Затем мы проанализируем понятие «человеческий потенциал» на уровне региона, как некого критерия оценки социально – экономических процессов. [3]. Мы будем рассматривать человеческий потенциал региона как сумму человеческих потенциалов отдельных индивидов.
Рассмотрим понятие «человеческий потенциал региона» - как возможности и перспективы всех субъектов региональной экономики, которые направлены на достижение поставленных целей социально-экономического развития региона.
В настоящее время для оценки человеческого потенциала общепринятой является оценка Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по разным уровням иерархии социально-экономических систем [5].
Проведем сравнительный анализ Российской Федерации и Свердловской области по уровню ИРЧП, для того чтобы выделить ряд положительных и отрицательных аспектов оценки ИРЧП в региональном разрезе. Результаты данного анализа представлены в табл. 1. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) некоторых регионов России за 2016 г. [4]
Из табл. 1 мы видим, что Россия находится на 50-м месте по уровню развития ИРЧП в мире, а Свердловская область на 10 месте по Российский Федерации. При анализе ИРЧП за 2016 г. по Свердловской области видим, что довольно высокий ИРЧП в Свердловской области (0,873) и соответствует среднему показателю ИРЧП по Российский Федерации. Проанализировав индекс образования и процент грамотность населения Свердловской области видно, что данные показатели выше аналогичных показателей по Российский Федерации. Это свидетельствует о том, что проблеме образования в Свердловской области уделяется достаточно большое внимание. Анализ индекса долголетия и ожидаемой продолжительности жизни в Свердловской области несколько ниже данных показателей по Российский Федерации, о чем можно предположить, что причиной этого возможно является ухудшение экологической ситуации в регионе.
Рассмотрим еще один из показателей накопления человеческого потенциала Свердловской области - численность населения. Из табл. 2 возьмём данные за 2012-2016г.г. и построим диаграмму численности населения Свердловской области за 2012-2016г.г.
Исходя из статистических данных можно сделать вывод, что для населения Свердловской области характерна тенденция к росту численности (рис.2). Так, в 2016 г. по сравнению с 2012 г. численность населения увеличилась на 0,52%. Хотя если проанализировать каждый год в отдельности, то мы увидим, что численность населения ежегодно снижается примерно на 0,05 – 0,10 % [2]. Это связано с тем, что, до 2014г. рождаемость имела тенденцию к росту, а начиная с 2015 г. ежегодно снижалась. Кроме того, число умерших в 2016 г. превышает число родившихся, т. е. наблюдается отрицательный естественный прирост. Поэтому если смотреть в целом за последние 5 лет, численность населения Свердловской области хоть и увеличивается, но совсем не на много.
На основе анализа региональных показателей выявлены положительные и негативные аспекты развития человеческого потенциала Свердловской области.
К положительным аспектам развития человеческого потенциала Свердловской области можно отнести:
- Стремительное развитие коммуникационных технологий, движение от центра к отдаленным регионам.
- Сокращение младенческой и материнской смертности в Свердловской области.
- Снижение индекса дефицита дохода населения Свердловской области.
- Рост уровня образования населения Свердловской области.
Негативные аспекты развития человеческого потенциала регионов:
- Социальное неравенство разных слоев населения региона по уровню заработной платы.
- Рост заболеваемости и смертности от туберкулеза и ВИЧ - инфекции.
- Рост жилищного фонда, непригодного для жилья.
- Ухудшение экологической ситуации в регионе.
- Уровень безработицы остается несколько лет на прежнем уровне.
- Сокращение федерального финансирования.
Таким образом можно сделать вывод, что высокие позиции Свердловской области по уровню развития человеческого капитала обусловлены высокими значениями показателей, характеризующих вовлеченность населения в образовательный процесс. Выявлено, что высокий образовательный уровень населения снижает риск возникновения безработицы, увеличивает вероятность занятости, обеспечивает более высокий индекс доходности населения.
Таблица 1.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) некоторых регионов России за 2016 г.
Регион
|
ВВП, долл. ППС |
Индекс дохода |
Ожидаемая продолжитель- ность жизни, лет |
Индекс долго- летия |
Грамотность, % |
Доля учащихся в возрасте от 7-24 лет, % |
Индекс образо- вания |
ИРЧП |
Место |
Российская Федерация |
19674 |
0,914 |
71,39 |
0,763 |
99,7 |
73,4 |
0,929 |
0,873 |
50 |
Свердловская область |
15811 |
0,915 |
69,81 |
0,747 |
99,8 |
72,2 |
0,951 |
0,873 |
10 |
Таблица 2.
Библиографическая ссылка
Коновалова С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18089 (дата обращения: 26.12.2024).