Ситуация в российской экономике в 2017 г. развивалась в соответствии с прогнозом о денежно-кредитной политике страны.
Инфляция в 2017году приблизилась к целевому уровню и составила 4%. Среднемесячный темп прироста потребительских цен с исключением сезонности в январе-мае составил 0,3%.Краткосрочные инфляционные риски, связанные с колебаниями внешнеэкономической конъюнктуры, несколько снизились. Этому способствовало уменьшению неопределенности в отношении динамики сырьевых рынков[1].
В связи с достижением инфляции целевого уровня и восстановлением экономической активности, Банк России принял решение о снижении ключевой ставки до 9,00% годовых.
Согласно базовому прогнозу Банка России, темпы роста ВВП в 2017 г. приблизятся к потенциальному уровню и составят 1,3 – 1,8%. В 2018 г., несмотря на временное ухудшение внешних экономических условий, не ожидается замедления экономического роста и ухудшения внутренних экономических условий в России в целом.
В 2019 – 2020 гг. темп прироста ВВП составит около 1,5 – 2,0%, что близко к текущей оценке его потенциального уровня. Возможности роста ВВП будут определяться скоростью и масштабом проведения структурных реформ, а также институциональных преобразований.
Восстановление экономической активности будет способствовать улучшению качества кредитных портфелей банков, создавая тем самым условия для смягчения требований к заемщикам и других неценовых условий кредитования. При этом сохранение консервативной политики банков позволит им избежать рисков, отдавая предпочтение наиболее надежным заемщикам.
Одновременно изменение ключевой ставки Банком России оказывало влияние на ожидания участников рынка, способствуя сохранению взвешенного подхода к определению параметров своих операций на разных его сегментах. Благодаря консервативному подходу к риску участников рынка, характер денежно-кредитных условий в марте-июне 2017 г. оставался умеренно жестким. Это способствовало дальнейшему снижению инфляции и инфляционных ожиданий и сохранению положительных реальных процентных ставок в российской экономике.
Проведение операций Банка России по абсорбированию ликвидности способствовало поддержанию краткосрочных ставок денежного рынка на уровне ключевой ставки Банка России. В весенние месяцы банковский сектор находился преимущественно в ситуации структурного профицита ликвидности, переход к которому завершился в начале 2017 года[1].
Проблемы валютной политики Банка России в Основных направлениях ДКП на 2018 г. ограничены развитием курсовой политики в связи с переходом к плавающему курсу рубля без уточнения, о какой его разновидности идет речь. С учетом классификации разновидностей плавающего курса валюты важен анализ отличий свободного плавания курса от плавающего курса с точки зрения рыночных основ курсообразования и возможности Банка России воздействовать на его колебания. Однако в Основных направлениях ДКП на 2018 г. сделан односторонний акцент на характерное для развитых стран преимущество режима свободно плавающего курса валюты как фактора приспособления экономики и платежного баланса к внешней конъюнктуре; повышения устойчивости производства и занятости путем сокращения импорта, поддержки внутренних производителей, а также умеренной нестабильности валютного курса и даже его долговременной стабильности.
В качестве преимущества свободного плавания курса рубля подчеркивается сохранение государственных валютных резервов, но этот аргумент опровергается заменой прямых валютных интервенций Банка России косвенными интервенциями (валютное кредитование, РЕПО, своп и т.д.). Прогнозируется также увеличение косвенной валютной интервенции путем роста валютного рефинансирования Банком России кредитных учреждений на погашение внешнего долга компаний и банков.
В Основных направлениях ДКП на 2017– 2019 гг. рассмотрены три прогнозных сценария макроэкономического развития и соответствующие им варианты корректировки денежно-кредитной политики [1, с. 34–45]. Базовый и оптимистичный сценарии предусматривают проведение умеренно-жесткой, а негативный сценарий — относительно более жесткой денежно-кредитной политики. Таким образом, независимо от изменения условий ее проведения, денежно-кредитная политика в среднесрочной перспективе будет жесткой, что означает ее контрцикличность на стадии подъема и процикличность в период спада. Оценка таких подходов к денежно-кредитной политике и ее влияния на экономику страны предельно ясна и не требует комментариев. Прогноз сценариев макроэкономического развития денежно-кредитной политики ориентирован на их зависимость только от одного внешнеэкономического фактора — мировой цены на нефть. При этом не учитываются внутренние факторы. Трудная задача выполнения оптимистической целевой установки снижения инфляции до 4 % в 2017 г. решена в данном разделе Основных направлениях ДКП на2018г. парадоксально. Анализ сценариев создает впечатление, что у Банка России будет меньше проблем с регулированием инфляции при сценарии I (мировая цена на нефть — 40 долл. США/баррель), чем при сценарии III (повышение этой цены до 55 долл. США), так как возникнут проблемы денежно-кредитной политики по снижению инфляционных факторов, связанных с ростом доходов и потребительского спроса. Такой подход не учитывает допустимость небольшой инфляции в интересах экономического роста и повышения жизненного уровня народа[2].
Рисунок 1. Темпы инфляции в ключевых развитых и развивающихся экономиках[1]
Внешнее инфляционное давление в марте-апреле 2017 г. в целом оставалось умеренным и не создавало значимых рисков повышения темпов роста цен в России. Инфляция в странах – торговых партнерах России менялась разнонаправленно, включая инфляцию в крупнейших экономиках
Этому способствовала тенденция к улучшению финансового положения предприятий, а также позитивное влияние укрепления рубля на капиталоемкие и высокотехнологичные виды деятельности[1].
Фактором, несколько сдерживающим их рост, может послужить неустойчивая динамика настроений производителей в отношении скорости восстановления спроса на их продукцию.
Таким образом, умеренно жесткая денежно-кредитная политика, формирующая условия для закрепления инфляции вблизи 4%, не создает препятствий для экономического роста. Банк России продолжит переходить к нейтральной денежно-кредитной политике постепенно. Росту экономики наряду с благоприятной динамикой инвестиционной активности будет способствовать также постепенное восстановление потребительского спроса. При этом проводимая политика фискальной консолидации будет способствовать поддержанию устойчивости государственных финансов и не станет препятствовать дальнейшему восстановлению экономической активности в России.
При всей значимости анализа экономической ситуации этого года, а также макроэкономического подхода к определению основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики следовало больше внимания уделить всему прогнозируемому периоду — три года, а это требовало анализа как минимум трех предшествующих лет развития для более обстоятельного обоснования уровня и качества прогнозирования.
В настоящее время, активную роль в мировой экономике играет Европейский союз. Его политический вес в будущем может вырасти, несмотря на сложности евроинтеграции, нехватки комплексных и универсальных показателей экономического развития государств, а также его прогнозов развития.Это в свою очередь обусловит рост конфликтного потенциала между нисходящими и восходящими центрами. Поэтому, экономика Европейского союза сможет сыграть балансирующую роль во всех ключевых регионах. Главными целями сотрудничества стран Европейского союза станут обеспечение ускоренной модернизации национальных и валютных систем.
Существующие блоки будут сохранены. В то же время, будет преобладать постепенный отход большинства государств мира от формирования новых политических союзов, и переход к ситуативным коалициям и союзам, направленным на решение конкретного и ограниченного кругавопросов и задач.Россия сможет выступать инициатором создания подобных коалиций и их активным участником, в случае ведения гибкойвнешней политики.
Институциональная система глобального и регионального политического управления будет отставать от достижений экономической глобализации.Хотя ООН удалось сохранить роль основного глобального института, но ее влияние серьезно ограничивается противоречиями постоянных членов Совета безопасности, прецедентами односторонних военных акций в обход международного права, попытками размывания роли ООН .Возрастает роль региональных интеграционных институтов и проектов. Так, ЕС, несмотря на внутренние проблемы, является наиболее успешным примером глубокой политической интеграции.
Конкуренция между странами, вызванная усилением многополярности в политике, потребует создания коллективных механизмов разрешения противоречий, которые помогут избежать глобальной стратегической нестабильности. Реализация данных механизмов будет направлена на укрепление доверия между странами Большой семерки и крупнейшими развивающимися странами, которые должны будут сконцентрировать своей внимание на проблемах создания нескольких мировых резервных валют, координации инвестиций, технологий и миграции рабочей силы.
США вплоть до недавнего времени предпринимали попытки по созданию «американоцентричных» режимов и организаций, которые, вероятно, со временем возобновятся. В глобальном управлении также заметна роль неформальных объединений: Группы двадцати и БРИКС. Россия будет являться значимым участником Евразийской экономической интеграции, поддерживая развитие ШОС, участвуя в работе Группы двадцати и БРИКС.
Сотрудничество между институтами региональной интеграции затруднятся тем, что проекты экономической интеграции имеют тенденцию к политизации. Негативными тенденциями станут развитие НАТО, снижение роли ОБСЕ, маргинализация России в вопросах евроатлантической безопасности, формирование в Европе асимметричной многополярности. Происходящее создаст условия для политических конфликтов между ведущими центрами силы и может привести к снижению экономической глобализации на несколько лет назад.
В интересах России, проведение активной политики по укреплению роли ООН в решении международных проблем, содействие урегулированию конфликтов и созданию комфортной, демократичной, управляемой и безопасной международной среды без ограничительных линий и расколов.
Развитие Интернета и мобильных устройств обусловило появление качественно нового глобального информационного пространства. Цифровая среда превращается в некую систему политической конкуренции, международные правила регулирования в которой отсутствуют.Из-за неравномерного развития технологий качества жизни будет расти дистанции между развивающимися и развитыми странами.
К глобальным стратегическим вызовам, в ближайшие 20 лет, можно отнести ограниченность ресурсной базы для экономического роста.Увеличение потребительского спроса в Азии сможет открыть широкие возможности для роста мировой экономики.Однако, это будет возможно только в случае сохранения и развития научно-технического потенциала.
Следовательно,ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена тем, что субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования .Фактор глобализации пока смягчает политические противоречия. Но в самом процессе глобализации наметились серьезные дисбалансы. Их дальнейшее развитие сможет привести к разбалансировке системы международных отношений.
Все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, а также, тенденции к развитию и расширению взаимных отношений между государствами, развитие новых информационных технологий. Хотя США сохранят роль глобального лидера,Китай, Индия и Россия будут вносить в нее значительный вклад, поскольку общей платформой для объединения их усилий станет стремление отстоять светский характер политической системы и международных отношений.
Поэтому можно говорить о формировании нового политическогоуклада, который затронет все сферы современного общества.
Библиографическая ссылка
Корсунова Н.Н. ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В 2018 Г. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18087 (дата обращения: 07.12.2024).