Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП СПОРТА

Сайфитова А.Т. 1 Высотин С.А. 1
1 ФГБОУ ВО ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера
Поддержание здоровья человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Оно определяет состояние и благополучие государства в целом. Потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации зависит от самого ребенка и социальной среды обитания. Это объективная составляющая здоровья, а субъективная - это здоровый образ жизни, который закладывается еще в утробе матери, так как в детстве формируются начала большинства хронических болезней взрослых. В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей важностью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью физические упражнения систематический будут выполняться правильно. Специалисты в области спортивной медицины уделяют большое внимание вопросам предупреждение травм, разрабатывают новые методики диагностики и прогнозирования заболеваемости и травматизма. Именно поэтому важен правильный выбор вида спорта для подрастающего организма. Необходимо исходить из особенностей спорта и психологического склада ребенка.
дети
подростки
спорт
виды спорта
гигиенические особенности
1. Авдива Т.Г. Введение в детскую спортивную медицину/Т.Г. Авдива, Л.В. Виноградова. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2009.-176с.
2. Адашнявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада/Э.Й Адашнявичене.-М.:Просвещение,2002.-159с.:ил.
3. Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки/ А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
4. Динамика состояния здоровья и физического развития 6-летних детей при различных условиях обучения/А.И. Шпамов, И.А. Добренко, В.А. Манаренко и др//Гигиена и санитария.-1990.-№7.-с.45-47
5. Емельянчик Е.Ю. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания/Е.Ю. Емильянчик, Т.Е. Таранушенко, Е.П. Киримова//Педиатрия.-2003.-№5.-с.61-65
6. Журавлева А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура.: Руководство /А.И. Журавлева, Н.Д. Граявсная.-М.:Медицина,1997.-432с.:ил.
7. Иванова Н.Л. Занятия физического культурой в специальных медицинских группах школ и вузов: Учебно-методическое пособие /Н.Л. Иванова.- М.,2012.-84с.
8. Игнатьева Р.К. Динамика процессов воспроизводства населения РФ в современных условиях/Р.К. Игнатьева, В.И. Каграманов.-М.,2007.-203с.
9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник /В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2008.-410с.
10. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта/А.П. Лаптев.- М.: Физкультура и спорт, 1994.-144с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры/Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт,1994.-543с.
12. Миршая Н.Б. Использование малых форм физического воспитания в профилактике нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников/Н.Б. Миршая, А.Д. Синянина, А.Н. Коломенская//Гигиена и Санитария.-2005.-№5.-с.98-102
13. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты)/С.А. Полиевский.-М.:Медицина,1999.-с.160
14. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учебное пособие/Г.И. Семенова, науч. рук. И.В. Еркомайшвили.-М.:М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, 2015.-104с.
15. Степанова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. высш. заведений/Э.Я. Степанова. - М.: Издательский центр «Академия»,2006.-448с.
16. Физическая культура студента: Учебник/Под. Ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики,2009.-448с.
17. Филиппова А.Г. Влияние физического воспитания на состояние здоровья и умственную работоспособность школьников/А.Г. Филиппова, М.Т. Кочетинова, Н.А. Лесненко// Гигиена и санитария.-1999.-№6.-с.42-44
18. Храмцов П.И. Медико-педагогические и нейрофизиологические предпосылки формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой/П.И. Храмцов, А.С. Седова, Н.О. Березина, О.А. Вятлева//Гигиена и санитария.-2015.-№1.-с.86-91
19. Чижевский Г.Б. Изучение и оценка состояния здоровья детей и подростков в организованных коллективах: учеб. Пособие/ Г.Б. Чижевский: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Министерства здравоохранения.- Пермь,2009.-150с.

В настоящее время здоровье человека, это основополагающий фактор его жизни. Ведь в современном мире, ритм жизни определяется высокими требованиями к физическим и духовным качествам человека. Именно для совершенствования этих качеств ребенку и подростку нужна физическая культура, она является первоочередным звеном в гармоничном развитии детей. Различные виды и свойства физической культуры, являются формой физического воспитания, позволяют удовлетворить естественные потребности каждого ребенка, благодаря этому нормализуется и психофизическое состояние. Физкультурные занятия является обязательным с точки зрения организации в образовательных учреждениях, ведь именно благодаря им, у ребенка или подростка происходит повышения двигательной активности, коррекции нарушений со стороны здоровья, а также спортивная подготовка. Дополнительные физические нагрузки представлены внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам. В группах лечебной физкультуры или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия) [1,2,9].

Спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержание спортивной тренировки входят все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная техническая, благодаря чему уровень развития его физических и психических качеств повышается, что крайне необходимо для достижения спортивных успехов. Спортивные достижения, однако, на которые ориентирована тренировка, не самоцель: к ним и через них достигаются такие существенные для общества ценности, высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность и т.д. При проведении спортивных тренировок стоит помнить о повышенных, нередко предельных, требованиях к функциональным возможностям организма, острых воздействиях на сферу психики, которые может выдержать только определенного возраста человек с уровнем предварительной подготовленности и соответствующим состоянием здоровья [15,18]. Факультативное обучение представляет неограниченные возможности для выбора предмета специализации спортивной деятельности, соответствующей индивидуальным склонностям занимающихся с учетом широких предметов затрат времени на спортивные занятия за счет личного бюджета свободного времени. Спортивная специализация позволяет в полной мере проявить индивидуальные возможности занимающегося и удовлетворить индивидуальные спортивные интересы в избранном виде спорта. Существует множество классификаций видов спорта. Одна из них разработана А.Б.Гандельсманом и К.М.Смирновым  в 1970 году и дифференцирует все виды спорта на семь групп [3]:

  1. Первая группа – виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений: акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание.
  2. Вторая группа - циклические виды спорта с достижениями высокой скорости движений: легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт, гонки, плаванье.
  3. Третья группа - характеризуется развитием силы и быстроты движений с перемещениями максимальной массы (тяжелая атлетика) или с максимальными ускорениями при постоянной массе (легкоатлетическое метание).
  4. Четвертая группа - основана на анализаторных функциях и освоении оперативной информации в условиях борьбы с соперником, что присуще спортивным играм, борьбе, боксу.
  5. Пятая группа – виды спорта, предъявляющие большие требования к реакции центральной нервной системы и функциям анализаторов в связи с необходимостью обеспечить опережающим и упреждающим действиям: конный, водно-моторный спорт.
  6. Шестая группа – виды спорта, которым свойственно предельное напряжение центральной нервной системы при малых физических нагрузках шашки, шахматы, стендовая стрельба.
  7. Седьмая группа - виды спорта, основанные на разностороннем восприятии и способности к переключению в многоборье: современное пятиборье, биатлон, триатлон.

Таким образом, различная функциональная направленность видов спорта определяет их влияние на организм занимающихся. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к выполнению двигательных актов, развивает определенные физические и психологические качества  и несет определенные риски для здоровья детей. Именно поэтому необходимо понимать отличия разных видов спорта и их влияние на здоровья детей и подростков [4,5,9,10].

Гимнастика, состоит в первой группе видов спорта и относится к композиционным упражнениям, то есть состоит из отдельных навыков и умений. На нее, прежде всего, следует ориентировать детей, относящихся к микросоматическому типу. Выделяют спортивную и художественную гимнастику. В спортивной гимнастике скоростно-силовая динамическая работа сочетается со статистическими усилиями и безопорными положениями тела. Гимнастика оказывает воздействия на все мышцы, повышает их возбудимость и функциональные возможности вестибулярного анализатора. В высокой степени способствует координации движений. При занятиях гимнастикой совершенствуются функции центральной нервной системы и органов чувств [13]. У занимающихся гимнастикой развивается способность быстро осваивать новые формы движения, выразительно и точно выполнять созданные программы. Особенно сильными становятся сгибатели и разгибатели бедра, голени, стопы, разгибатели плеча, предплечья, а статически выносливыми: сгибатели и разгибатели туловища, сгибатели голени разгибатели бедра. Повышается координационная выносливость. Основные упражнения в спортивной гимнастике выполняются на перекладине, брусьях, кольцах, гимнастическом коне. При этом нагрузка падает на мышцы верхнего плечевого пояса и затрудняется дыхание. Упражнения с большой амплитудой движения тела, раскачивание, аборты имеют силовой характер и связаны с натягиванием, что отражается на сердечно-сосудистой системе [13,19]. Художественная гимнастика включает большое количество танцевальных шагов и выполняется, как правило, под музыку, тем самым воспитывает чувство ритма, координацию движений и умение в совершенства владеть своим телом. Развивает двигательные способности, техническое совершенство выполнения упражнений, выразительность и артистизм, повышается гибкость. Упражнения художественной гимнастики предъявляют повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, так же необходимо контролировать массу тела. Стоит отметить, что специализация гимнастике оправдана уже в дошкольном возрасте [11,13].

Спортивное плавание - циклический вид спорта, относящийся ко второй группе видов спорта, при котором правая и левая половины тела выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения при нахождении занимающегося в воде. Плавание развивает выносливость, равновесие, скоростные показатели [14]. Оно развивает все мышцы, участвует в акте дыхания, увеличивает жизненную емкость легких, улучшает деятельность сердца. Причем горизонтальное положение тела и гидравлическое давление на кожные сосуды облегчают его работу. Во время плавания организм подвергается закаливающему действию воды, воздуха. Вода очищает поры кожи, помогая кожному дыханию. Плавание имеет психогигиеническое значение, устраняя бессонницу и другие признаки различных нервных напряжений, снимая чрезмерную возбудимость, укрепляя нервную систему. Массирующие и отчищающие действия выделяют кожу более эластичной, способствует нормальному выполнению ее функций. Плавание - правильная лечебная процедура при исправлении позвоночника. С гигиенической точки зрения плавание является одним из наиболее ценных видов спорта. Систематические занятия этим видом спорта содействуют гармоническому физическому развитию, обеспечивают хорошее всестороннее развитие мышечной системы, тренирую кровообращение и дыхательный аппарат. Специализация в плавании, так же, оправдана уже в дошкольном возрасте [11,13].

Легкоатлетическое метание относиться к третьей группе и представляет собой скоростно-силовой вид спорта с максимальным ускорением постоянной массы наряда. Для этого вида спорта целесообразно отбирать детей микросоматического типа. Метание развивает быстроту, силу, скоростно-силовые качества, вовлекает в работу мышцы рук, плечевого пояса, туловища, ног, за счет максимальных кратковременных нервно-мышечных усилий развивается мускулатура всего тела, вырабатывается согласованность движений [12]. Со стороны психики наблюдается формирования упрямства и высокого уровня мотивации перед поставленными целями.

К четвертой группе относится спортивная борьба, являющаяся смешанным видом спорта, при котором положение тела постоянно меняется, правая и левая его части, при этом получают одинаковую нагрузку. Она также больше подходит для детей с микросоматическим типом [14]. В настоящее время существуют классическая и вольная борьба, дзюдо, самбо.  Тренировка в борьбе развивает силу, быстроту, координацию и точность движений. В ребенке развиваются такие качества, как смелость, решительность, настойчивость, умение ориентироваться в сложной ситуации и быстро решать различные тактические задачи, независимость действий. Борьба развивает силу рук, становую силу, подвижность позвоночника и суставов. Все виды борьбы вызывают значительные мышечные напряжения, сопровождающиеся постоянным напряжением, что предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе и дыхательной системе. Во время турниров борца приходится поддерживать определенную массу тела, придерживаясь определенной диеты [13]. Другим представителем четвертой группы являются спортивные игры - наиболее эмоциональные и массовые виды спорта. Большинство из них входит в программу физического воспитания учебных заведений. Они требуют от занимающегося комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Спортивные игры основаны на анализаторных функциях и освоении оперативной информации в условиях борьбы с соперником при высокой скорости движений и скоростных элементах единоборств. Они учат занимающихся работать в команде, быстро реагировать на новую ситуацию, увеличивают силу и лабильность нервных процессов, улучшают координацию, совершенствуют функции зрительного анализатора, усиливают кровообращения, дыхание, развивают опорно-двигательный аппарат. Спортивных игр великое множество и физиологическое действие каждого вида неодинаково как из-за величины физической нагрузки, так из-за влияния на отдельные органы и системы, но и от ее продолжительности [11]. Так, например баскетбол, хоккей характеризуются повышенной интенсивностью и возможностью периодического выключения, в то время как футбол характеризуется относительной непрерывностью и длительностью соревновательной деятельности. Баскетбол характеризуется нестандартными движениями и работой переменной мощности, автоматизацией двигательных навыков, подвижностью нервных процессов, совершенной деятельностью анализаторов. Особенно хорошо развиваются зрительные анализаторы и пропреоцептивная и тактильная чувствительность кистей рук. Волейбол отличается динамической скоростно-силовой работой переменной мощности, скоординированной работой зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. Футбол, в свою очередь, вид спорта с ситуационными нестандартными движениями. Он развивает пространственную точность движений и быстроту двигательной реакции, функциональность зрительного анализатора. Футбол обусловливает высокие физические, нервно-психические, эмоциональные нагрузки, может утомлять зрительный анализатор со снижением его электрической чувствительности.

Конный спорт представляет собой пятую группу и включает в себя взаимодействие человека с лошадью. Он позволяет человеку не только достичь высокого физического совершенства, но и испытать внутреннее удовлетворение от контакта с лошадью. Занятия данным видом спорта формируют в подростке не только здоровую, но и уверенную в себе личность. Во время занятия ребенок должен уметь максимально чувствовать лошадь и владеть собственными движениями. Благодаря таким занятиям, ребенок формирует повышенные ценностно-моральные ориентиры параллельно с улучшением физических навыков, при данном виде спорта развиваются все виды мышц, что обеспечивает подтянутое телосложение и стройную фигуру, так же обеспечивает физическую нагрузку на организм в целом, что способствует похудению. Постоянные прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка и закаляют организм в целом, предотвращая появление хронических заболеваний. Постоянный контакт ребенка с животным обеспечивает стабилизацию нервной системы и нормализации эмоционального фона, так же происходит восстановление психических процессов [6,7]. Стоит отметить, что у данного вида спорта есть и свои недостатки, о которых нельзя не упомянуть. Одним из отрицательных моментов является постоянная нагрузка на позвоночник, а именно на мышцы позвоночника и пах ребенка. Чрезмерная тряска ребенка на лошади, может вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой ребенка и искривление ног.

Шахматы и шашки относятся к шестой группе и представляют собой абстрактно-игровые виды спорта, исход которых определяется не двигательной активностью, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника [11]. Для этих видов спорта свойственно предельное напряжение центральной нервной системы при малых физических нагрузках. Шахматы и шашки повышают концентрацию внимания игроков, снижают рассеяность, развивают логическое и абстрактное мышление, память, решимость, самостоятельность, формируют эмоциональную устойчивость. Однако, эти виды спорта не предусматривают двигательную активность, могут утомить зрительный аппарат и позвоночник. Ни шахматы, ни шашки не являются непосредственно компонентами физической культуры, тренировки в них имеет лишь косвенное отношение к физическому воспитанию. Тренировки проводятся в кружках или в спортивных секциях в школе во вне учебное время под руководством тренера [11,17].

В седьмую группу входит многоборье — дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта. Современное пятиборье считается одним из главных видов спорта из класса спортивных многоборий, в котором участники соревнуются в пяти дисциплинах: верховой езде, фехтовании, стрельбе, плавании и кроссе. Современное пятиборье разделяется по полу и возрасту. Считается, что совокупность особых дисциплин показывает не только физическую мощь и ловкость борца, но и его высокий моральный дух. Для того чтобы ребенок выбрал этот вид спорта, нужно крепкое здоровье, хороший иммунитет и эмоциональную устойчивость. При этом спортсмен приобретает хорошее телосложение, крепкий иммунитет, хорошие физические данные, развивает логическое мышление, стремление достигать своих целей, формирует решимость и эмоциональную устойчивость [7,16]. При занятии данным видом спорта могут возникнуть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проблемы с суставами, эмоциональное перенапряжение в период соревнований, так же считается травмоопасным видом спорта, и в дальнейшем возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Таким образом, физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Основы физической культуры усваиваются ребенком, успешно развиваются и совершенствуются под воздействием физического воспитания. Оно способствует гармоничному развитию личности ребенка, дает возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути  совершенствования [8,11,18]. Несмотря на такое многообразие видов, и форм физического воспитания, нельзя ограничиваться применением для занятий физической культурой каким-то одним элементом. Так как, максимально благоприятно на подрастающий организм действует сочетание действий различных видов и форм физического воспитания. Физическая культура и физическое воспитание — наиболее эффективное средство формирования здорового подрастающего поколения, позволяющее совершенствовать физическое развитие детей и обеспечить условия для воспитания здорового образа жизни.


Библиографическая ссылка

Сайфитова А.Т., Высотин С.А. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП СПОРТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18078 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674