Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА В ГОРОДЕ ТОМСК

Рекун Т.А. 1
1 Томский государственный архитектурно-строительный университет
Целью создания студенческого досугового центра является предоставление условий для творческого наполнения свободного времени студентов, для формирования дополнительной мотивации профессионального роста и личностной реализации. Поэтому студенческий центр должен быть не только функциональным, но и обладать своим уникальным стилем и вписываться в окружающую среду, создавая центральный образ района. В данной статье рассмотрена проект-концепция студенческого досугового центра в городе Томск. Главной идеей концепции студенческого досугового центра являлось создание простого объема, гармонично вливающегося в окружающее пространство и максимально связанного со спортивным комплексом Томского архитектурно-строительного университета. Благодаря этому часть спортивных функций досугового центра была перенесена на зону спортивного комплекса, что позволило оптимизировать состав функциональных блоков центра и сформировать свободное информационно-выставочное пространство. Разработана полноценная концепция досугового центра и окружающей его территории. В основе планировочной структуры досугового центра лежит деление пространства здания на взаимопроникающие зрительную (зрелищную) часть и клубную (кружковую) часть. Представленные решения генерального плана и поэтажные планы характеризуют как само здание досугового центра, так и его территорию.
проект-концепция
студенческий досуговый центр
объёмно - планировочная структура
клубные помещения
зрелищные помещения
1. Дворцы и дома культуры в СССР // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Курочкин Е.С. Студенческий досуговый центр: Методические указания. – Томск: Изд-во Томского архитектурно-строительного университета, 2003. – 21 с.
3. Народные дома // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
4. СНиП II-Л 16-71. Клубы. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1972. – 20 с.
5. СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения/Госстрой России. – М., ГУП ЦПП, 2000. – 44 с.
6. СН 44-59. Нормы и технические условия проектирования зданий клубов / Под ред. В.Д. Несова. – М.: Госиздат, 1959. – 110 с.
7. Чиняков, А. Г. Братья Веснины. / А. Г. Чиняков. — М.:Стройиздат, 1970. — 179 с.

Массовое строительство учреждений клубного досуга в нашей стране имеет почти столетнюю историю. Именно в Советской России впервые появились многочисленные общественные клубные учреждения, такие как дома (или дворцы) культуры, офицеров, профсоюзов, пионеров, ученых и т.д. [1], [3]. Значительная часть таких центров культурно-массовой и просветительской работы представляла собой совершенно новые функционально типы зданий. Язык, использованный архитекторами при постройке клубов, был весьма многообразен и разнороден: от конструктивизма до советского модернизма, но важность функционального назначения здания всегда принималась в расчет. Также учитывалось, что архитектура досугового центра своими художественно-образными характеристиками должна подчеркивать его уникальность, быть рассчитана на эффект и оригинальность, являться одним из основных средств привлечения посетителей. Поэтому к проектированию подобных учреждений часто привлекались знаменитые и всемирно известные зодчие. Так, одним из первых клубных учреждений в Советской России стал Дворец культуры автомобильного завода имени А.И. Лихачева - важнейший памятник конструктивизма в Москве, архитекторами которого были братья Веснины, лидеры советского конструктивизма. Именно они создали первый типовой проект рабочих клубов, реализованный во многих городах Советского Союза [7]. Ими было найдено удачное пространственно-композиционное решение между соотношением и взаимосвязью зрелищных и клубных помещений: зрительный зал со сценой для выступлений соединялся с помещениями для занятий в кружках, зимний сад – с библиотекой и репетиционным залом, над ними – конференц–зал, а еще выше – обсерватория. Такой подход к пространственным построениям реализовывался на протяжении более чем 80 лет и сейчас этот накопленный опыт также используется при проектировании современных досуговых центров, предназначенных для различных слоев населения.

Отметим, что если центры для детей и юношества (ранее – дворцы и дома пионеров и школьников) строились в каждом городе и функционировали в рамках государственных программ, то студенческих досуговых центров крайне мало, в лучшем случае вся культурная жизнь сконцентрирована вокруг актовых залов на площадях самого ВУЗа или СУЗа. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Студенческие досуговые центры являются важным элементом полноценного развития общественной студенческой жизни. Студенческий центр должен быть многофункциональным, кроме информационно-коммуникативной функции, должны быть реализованы научно-исследовательская, социально-творческая, профессионально-развивающая функции. Таким образом, целью создания студенческого досугового центра является предоставление условий для творческого, социально-содержательного наполнения свободного времени студентов, для формирования дополнительной мотивации профессионального роста и личностной реализации. Для достижения этой цели необходимо, чтобы центр досуга студентов располагался в непосредственной близости от жилых зон университета [2]. В тоже время свою миссию студенческий досуговый центр может выполнять не только для студентов, но и для различных слоев населения, в первую очередь для жителей близлежащих домов. Поэтому здание досугового центра рекомендуется располагать так, чтобы оно являлось композиционным центром жилого района или парковой группы. Кроме этого, необходимо обеспечить хорошую транспортную доступность: должны быть в наличии прямые выходы к остановочным комплексам общественного транспорта и въезды со стороны улиц и площадей. СНиПы также ограничивают расположение здания досугового центра вблизи потенциально опасных объектов, таких как железнодорожные пути, открытые ветки метро, вредные производства [4], [5], [6].

Рис.1. Опорный план. М 1:2000.

Предложенный участок для проектирования студенческого досугового центра располагается в северо-восточной части города Томска в непосредственной близости от транспортной эстакады, объединяющей крупные транспортные артерии Томска – проспект Комсомольский, Иркутский тракт, улицу Пушкина и связывающей восточную и северную части города с центром. Поэтому транспортная доступность проектируемого центра очень хорошая и обеспечивается многочисленным общественным и автомобильным транспортом (рис.1). Место проектирования ситуационно довольно удачно выбрано: вокруг в радиусе 250 метров находятся студенческие общежития и учебные корпуса Томского архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), спортивные сооружения. Кроме этого, выбранное место для проектирования студенческого досугового центра – это территория с ветхим, заброшенным жильем. На данный момент времени здесь осуществляется снос аварийного жилья.

Главной идеей концепции студенческого досугового центра являлось создание простого объема, гармонично вливающегося в окружающее пространство. Площадь участка под генеральный план составляет 0,75 га. Генеральный план был разработан в совокупности со стилевым образом самого фасада здания, чтобы поддержать единый вектор направленности работы (рис. 2). Предполагается, что территория вокруг досугового центра будет иметь обильные зеленые насаждения, площадь озеленения – 0,5 га. Покрытие основных участков деревянное, их площадь составляет 0,17 га. Так же имеется открытый летний амфитеатр. Проезд вокруг здания круговой, что соответствует современным требованиям к размещению общественных зданий. Для более полного благоустройства территории досуговый центр был связан со спортивным комплексом ТГАСУ и хоккейной коробкой. Благодаря этому часть спортивных функций досугового центра переносится на зону спортивного комплекса. Рядом с большой хоккейной коробкой располагаются баскетбольная и волейбольная площадки. Предполагается развитая сеть пешеходных дорожек. Для пешеходного движения использовались оптимальные варианты расположения основных потоков движения. Зоны разделены зелеными насаждениями, что способствует более комфортной среде. Обустроена также и парковка на 20 машино-мест.

Рис. 2. Генеральный план. М 1:500.

Рис. 3. Северный фасад. М 1:100.

Само здание досугового центра имеет 2 этажа. Общая площадь составляет 1212 м2, строительный объем -1055 м3. Второй уровень здания как бы «парит» над первым этажом, создавая некоторую воздушность в восприятия объёма (рис 3).

Световые вырезы, пронизывающие второй этаж, структурно облегчают конструкцию, через них обеспечивается доступ светового потока к деревьям и водоему, расположенным непосредственно под вторым этажом.

Конструктивная часть состоит из каркасной системы с сеткой колонн с шагом 6000х6000 мм и 9000х6000 мм. Для лучшей инсоляции помещений - большие витражные окна, гарантирующие максимально возможный уровень освещенности. Сплошное остекление некоторых частей фасада закрывается подвижными деревянными элементами,

что позволяет контролировать проникновение солнечных лучей, а также ограждать от снега и дождя.

Рис. 4. План 1-го этажа. М 1:500.

1 - входной узел; 2 - холл-вестибюль; 3 - гардероб; 4 - кафе; 5 – доготовочная; 6 – зрительный зал; 7 – помещение при сцене; 8 – служебный санузел; 9 – санузел для посетителей.

Исторически организация свободного времени студентов связана с типом функционирования высшего учебного заведения. Обычно в состав университетов входили не только учебные корпуса, но и здания общественного назначения (библиотека, собор, рынок, музей и др.) [2]. Поэтому здания для студенческого досуга часто многофункциональны, совмещают в себе различные виды деятельности. Современной тенденцией для объёмно - планировочной структуры досугового центра является деление здания на зрительную (зрелищную) часть и клубную (кружковую) часть. Зрелищная часть предназначена для массового использования, клубная же часть - для образовательных целей, кружковой работы,

индивидуальных занятий. Основное требование для проектирования такого здания - помещения должны быть отделены друг от друга, но при этом иметь удобную связь между собой. Основная задача - создание пространства с удобной взаимопроникающей зрелищной и кружковой части.

Рис. 5. План 2-го этажа. М 1:500.

10 – кабинет администратора; 11 - комната обслуживающего персонала; 12 – компьютерный класс; 13 -  конференц-зал; 14 – библиотека; 15 – учебные помещения; 16 – выставочный зал; 17 – открытая терраса.

В предлагаемом проекте явно доминирует зрительная часть студенческого клуба: в планировочной структуре досугового центра главный объем занимает зрительный зал на 200 мест. Помещение является многофункциональным, при необходимости, можно убрать сидения, что при горизонтальных полах (требование СНиП для зрительных залов до 300 мест) расширяет его целевое использование (рис. 4) . Так же на первом этаже располагается зона для общественного питания, гримерные, подсобные помещения при зале.

Вертикальными коммуникациями служат лестницы, кроме главной парадной лестницы, имеются две пожарные.

Второй этаж занимают кружковые помещения, библиотека, выставочный павильон (рис.5). Поскольку компьютеризация и информатизация в настоящее время стали массовыми, необходимо выделить помещение под компьютерный класс. Интересным планировочным решением стало объединение компьютерного зала и конференц-зала в единую информационную зону. Библиотечная часть второго этажа объединяет три функциональных зоны: книгохранилище со стеллажами, читальный зал, оборудованный двухместными столами на 20 человек и лаунж-зону с креслами и диванами. Просторный выставочный зал позволяет обеспечить максимально комфортные условия для посетителей. Прежде всего, создание комфортных условий для посетителей заключается в удобной планировке. Просторное выставочное пространство обеспечивает возможность удобного и свободного подхода к экспозициям.

Таким образом, создана полноценная концепция досугового центра и окружающей его территории. Представленные решения генерального плана и поэтажные планы характеризуют как само здание, так и его территорию. Досуговый центр удобен в использовании и автомобилистам, и пешеходам, а главное обладает своим уникальным стилем и отлично вписывается в окружающую среду, создавая центральный образ данного района.


Библиографическая ссылка

Рекун Т.А. ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА В ГОРОДЕ ТОМСК // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18035 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674