Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство привело к значительным изменениям в оценочной системе образования. Под влиянием процесса глобализации, а также в связи с переходом на новые образовательные стандарты в России проблема качества образования стоит особенно остро. Создание системы независимой оценки качества образования в своем развитии берет начало от подписания Болонской декларации, которая предполагает доступность образования для всех слоев населения. Однако это может порождать проблему сохранности идентичности и сохранности национальных особенностей стран. Но, следует обратить внимание на то, что вхождение стран в мировое сообщество сегодня не требует ухода от собственных национальных традиций. Поэтому отечественной школе в сложившихся условиях необходимо сохранять и развивать личностные и практические направления, а также повысить развивающиеся и творческие характеристики обучения. Все это является основанием для пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования [2].
В связи с этим, с 2001 года начала создаваться общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). При этом неизбежно пришлось столкнуться с целым рядом противоречивых тенденций, имеющих как позитивный, так и негативный характер, а в результате единое концептуально-методологическое понимание проблем оценки качества образования и подходов к ней пока еще до конца не сформировано, несмотря на уже достаточно много работ в этой области. В нашем исследовании проведен анализ динамики формирования независимой оценочной системы качества образования в России по трудам отечественных ученых и практиков (М. Л. Агранович, В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, Г. С. Ковалева, А. А. Малыгин, А. М. Моисеев, О. А. Решетникова, С. М. Рукавишникова, Т. В. Третьякова, М. Б. Челышкова и др.). Из него следует, что решение этой проблемы требует дальнейших целенаправленных усилий и системного подхода.
Под качеством образования В. А. Болотов понимает характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Вместе с тем, понимание качества образования не однозначно, так в образовательных стандартах оно определяется как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования, от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». При этом система оценки рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса и образовательных результатов и выявление факторов, влияющих на их качество [4].
В последние годы активно формировалась нормативно-правовая база этого направления. Согласно ст. 95 Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции № 256-ФЗ от 21.07.2014) процедуры оценки, осуществляемые в рамках ОСОКО и направленные на получение информации об образовательной деятельности, качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, должны быть независимыми. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», как одном из механизмов общественного контроля качества образования отмечается о важности независимой оценки качества образования. Правительству РФ совместно с общественными организациями было поручено до 1 апреля 2013 года, обеспечить формирование оценочной системы качества работы организаций, включая определение критериев эффективности работы организаций и введение общедоступных рейтингов их деятельности [7]. Для реализации поставленных задач на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования». Осуществлению этой важной задачи призвана способствовать концепция, разработанная совместно с Минобрнауки России по формированию ОСОКО в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования [6]. В этой системе особым образом выделяется независимая оценка качества образования – НОКО.
Так что же понимается под НОКО? Прежде всего, НОКО - это внешняя оценка по отношению к организации, системе образования или конкретному обучающему. В Концепции общероссийской системы оценки качества образования НОКО - это «…оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: потребностям физических, юридических лиц и учредителей, общественных объединений и т.д.».
Главная цель независимой оценочной системы - повышение конкурентоспособности образовательных организаций и применяемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. Она направлена на получение данных об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся, реализации образовательных программ, а также условий обучения. Важным стало разделение независимой оценки качества на два направления на законодательном уровне: подготовленности обучающихся и деятельности организаций (рис. 1).
Рисунок 1 - Направления независимой оценки качества образования
Разделение на два направления послужило правильному пониманию подходов к оценке образования, оценивается не только результат образования, но и образовательный процесс. На это же указывают изменения в статье 95 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 21.07.2014), которые внесли ясность в определение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций:
- удобство условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- вежливость, доброжелательность и компетентность работников;
- доступность информации об организациях, открытость осуществляющих образовательную деятельность;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.
Необходимость построения такой оценочной системы подтверждается анализом зарубежного опыта, который позволяет выявить тенденции, преобладающие в мире в подходах к оценочной деятельности, разработке инструментария, научно-методического, организационного, технологического и многих других аспектов, которые могут быть использованы для разработки отечественных систем оценивания для обоснования перспективности и практической значимости [5]. За рубежом можно отметить наиболее яркие примеры национального оценивания в образовании. Например, в США - NEAP - Национальная оценка прогресса образования, характеризующаяся как репрезентативная и непрерывная программа оценки на национальном уровне. Она направлена на выявление того, что знают и умеют делать школьники, а также какие учебные достижения имеются в рамках конкретных предметных областей. Еще одним примером национального оценивания является национальная оценка Великобритании, основной целью, которой является измерение и определение прогресса отдельного ученика, общественно признанная аккредитация учебных достижений, представление данных для сравнительной оценки деятельности школ, учителей и региональных образовательных систем. Главными отличительными признаками этой национальной оценки служат: сравнение результатов школ; проведение процедуры оценивания педагогами, а также подготовленными специалистами в области оценки.
Независимая оценка качества образования реализуется также и при помощи международных сопоставительных исследований. По результатам этих исследований оценка качества образования проводится в соответствии с критериями и требованиями международных организаций. Информация, полученная в результате исследований, позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Россия участвует в исследованиях по сравнительной оценке качества образования с 1988 года в рамках проектов, осуществляемых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD. Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для совершенствования отечественной образовательной системы. Главной целью является получение и распространение достоверной информации о качестве образования, а также получение ценного опыта для создания системы национального оценивания [1, 2]. Под национальным оцениванием понимают специально разработанную систему действий, имеющую цель в получение информации о состоянии уровня достижений не отдельного ученика, а системы образования в целом или отдельной ее части. Она включает в себя систему процедур, действий, совершаемых в масштабах государства, и направлена на получение объективной информации о состоянии его системы образования. Особенностью является выяснение эффективности работы системы образования и поиск путей ее совершенствования.
В Российском образовании к проблеме национального оценивания продуктивно обратились лишь в 2014 г., начала реализовываться программа - Национальное исследование качества образования (НИКО), которая проводится на репрезентативной выборке образовательных организаций циклично - 2 раза в год. Она не предусматривает использования результатов для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Ее задача показать единый уровень требований к подготовленности школьников в стране. Следует отметить, что НИКО - требует к себе особого внимания в связи с тем, что находится на начальном этапе своего формирования. Полученные первые результаты по математике (5-7 классы), русскому языку(4 класс), истории и обществознанию (6 и 8 классы) и т.д., способствуют к возникновению значительного интереса к новому независимому оценочному исследованию качества образования России.
Опыт отечественных и зарубежных разработок заложен в подпрограмме «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Реализация, поставленных задач в ОСОКО осуществляется через оценочные процедуры (таблица 1).
Таблица 1 - Текущие и перспективные оценочные элементы ОСОКО
Оценочные процедуры |
Подразделения |
Государственные (национальные) экзамены |
ЕГЭ - Единый государственный экзамен; ГИА - 9 - Государственная итоговая аттестация. |
Мониторинговые исследования |
готовность к обучению по программам начального общего образования; централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам начального и основного общего образования (1, 4, 6, 8 классы); мониторинг готовности обучающихся основной школы, выбор дальнейшей профессиональной и образовательной траектории (9 класс); мониторинг социализации 16-летних обучающихся. |
Международные исследования |
PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment); TIMSS - Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (Trends in International Mathematics and Science Study); PIRLS - Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study); ICCS - Международного исследования качества гражданского образования школьников (International Civic and Citizenship Study); TALIS - Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey). |
Упор сделан на обеспечение надёжной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование ОСОКО. Единый государственный экзамен, 11 класс (ЕГЭ) - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания. Он позволяет объективно оценить знания при этом, снизив психологическую нагрузку учеников, а результаты засчитываются одновременно как итоги школьной аттестации и вступительных испытаний, при этом позволяя поступить в любые университеты России. Введение ЕГЭ способствует, созданию и развитию системы управления качеством образования на основе внешней независимой оценки, а также введению образовательных стандартов, введению профильного обучения, переходу на нормативное бюджетное финансирование и развитию общественного участия в управлении образованием [1].
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса – основной государственный экзамен (ОГЭ) - это обязательный вид экзамена основной общеобразовательной школы в России, служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего общего и профессионального образования.
Еще одним из методов внешней оценки, является мониторинг. Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное сопровождение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить улучшение качества [1].
Независимая оценка качества образования будет считаться эффективной, если будет способствовать: выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса; сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ; повышению качества предоставляемых образовательных услуг; развитию конкурентной среды [6]. Немаловажным является объективность результатов независимой оценки, так как она позволят образовательным учреждениям и всем системам образования определить наилучшие направления развития, создать основу для эффективного использования материальных, технических финансовых ресурсов. Результаты независимой оценки организаций образовательных учреждений позволяют выявить узкие места в деятельности педагогического коллектива и получить соответствующие рекомендации, организовать работу по повышению конкурентоспособности учебного заведения, иметь независимую оценку деятельности педагога или группы педагогов, использовать результаты оценки в случае конфликтных ситуаций. С каждым годом возрастает серьезность подходов по отношению к независимой оценке в практической деятельности школ. Постепенно формируется осознанность необходимости и важности внедрения такой оценки. Независимое тестирование все чаще включается в образовательный процесс школ не только в профильных, но и в обычных классах, а результаты такого тестирования знаний являются предметом обсуждения на педагогических советах и методических комиссиях [3].
Отметим, что в последнее время реакция родителей постепенно приобретает осознанный положительный характер, с пожеланием более частого проведения независимого тестирования, поскольку отмечено, что при тестовых методах контроля знаний у учащихся возрастает интерес к изучению предметов. К тому же это позволяет избежать возникающие конфликты между: "родитель/учитель", "учитель/ученик" и "ученик/родитель", поскольку ученик получает объективную оценку своих учебных достижений.
Еще раз подчеркнем, что открытость и прозрачность результатов обучения, сохраняя идентичность образовательной системы своей страны, но при этом, используя анализ объективных результатов независимой оценки, проводимой периодически в течение определенного периода времени, а также система ОСОКО и НИКО, позволяют выявить общую объективную картину, способствующую улучшению качества образования.
Библиографическая ссылка
Галушка М.А., Закарлюка Д.С. РАЗВИТИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18020 (дата обращения: 27.12.2024).