Рассмотрим некоторые современные города, известные в мире, каждый из которых обладает некоторыми характеристиками, которые делают его заметно отличающимся от других. Есть многочисленные города с миллионами людей, окруженные мегаполисами со сложными структурами и высокотехнологичными услугами и технологиями.
Таблица 1
Современные города |
|
Дубай как город на воде |
Стамбул, как единственный город, соединяющий два континента |
Эр-Рияд как город в пустыне |
Токио, как один из крупнейших и наиболее распространенных городов. |
Ла-Пас, являющийся одним из городов с самым высоким местоположением |
Нью-Йорк, как город с тремя измерениями |
Чтобы выбрать лучший город, структурировали модель по четырем критериям:
Таблица 2
Критерии |
|
1. преимущества |
2. затраты |
3. возможности |
4. риски |
По данным исследования, «Живые расходы» в три раза важнее потребления энергии, а с другой стороны, доход на душу населения в два раза важнее, чем потребление энергии.
Для системы оценки, присвоим каждому из критериев веса по приоритетности, в свою очередь аналогично проделаем с подкритериями:
Преимущества=0,30
Возможности=0,23
Расходы=0,27
Риски=0,20
Таблица 5. Критерии приоритетов.
Таблица 3
Преимущества |
(0,3) |
|
Расходы на проживание |
(0,59) |
0,077 |
Потребление энергии |
(0,25) |
0,033 |
Рост доходов на душу населения |
(0,15) |
0,019 |
Окружающая среда и экология |
0,14 |
|
Загрязнение |
(0,33) |
0,0138 |
Трафик |
(0,52) |
0,021 |
Флора и фауна |
(0.14) |
0.0058 |
Безопасность |
0,29 |
|
Уровень преступности |
(1) |
0,087 |
Таблица 4
Возможности |
(0.23) |
|
Экономический |
0,43 |
|
Улучшение бюджета |
(0,32) |
0,031 |
Создание рабочих мест |
(0.49) |
0.048 |
Расширяемость |
(0,19) |
0,019 |
Социальные |
0.15 |
|
Свободное время |
0.036 |
|
Технологические |
0,42 |
|
Улучшение технологических достижений |
(0,67) |
0,064 |
Меры инноваций |
(0,33) |
0,032 |
Таблица 5
Расходы |
(0,27) |
|
Утилизация отходов |
(0,33) |
0,044 |
Стоимость безопасности |
(0,66) |
0,089 |
Социальные |
0,25 |
|
Стоимость наследия |
(0,5) |
0,033 |
Психологические затраты |
(0,5) |
0,033 |
Окружающая среда |
0,25 |
|
Потеря зеленого цвета |
(1) |
0,067 |
Таблица 6
Риски |
(0.20) |
|
Экономический |
(0,45) |
|
Экономическая устойчивость |
(0,75) |
0,068 |
Риск поддержания государственных услуг |
(0,25) |
0,022 |
Окружающая среда и экология |
0,14 |
|
Угроза для флоры и фауны |
(0,25) |
0,007 |
Неприемлемые потери |
(0,75) |
0,021 |
Социальные |
0,13 |
|
Увеличение населения |
(1) |
0,026 |
Технологические |
0,28 |
|
Неопределенность в отношении технологических возможностей |
(0,33) |
0,018 |
Неправильное использование технологии |
(0,67) |
0,038 |
Таблица 7
Преимущества |
Возможности |
Расходы |
Риски |
Общий итог долгосрочной перспективе (добавка ) |
Краткосрочного (мультипликативная) |
|
(0.30) |
(0.23) |
(0.27) |
(0.20) |
ББ+оо-чч-РР |
БО/КР |
|
Дубай |
0.5 |
0.40 |
0.48 |
0.53 |
0.014 |
0.42 |
Стамбул |
0.53 |
0.53 |
0.61 |
0.65 |
-0.11 |
0.38 |
Ла-Пас |
0.33 |
0.29 |
0.38 |
0.37 |
0.11 |
0.41 |
Нью-Йорк |
0.79 |
0.66 |
0.90 |
1.00 |
-0.37 |
0.32 |
Эр-Рияд |
0.53 |
0.29 |
0.39 |
0.63 |
-0.07 |
0.33 |
Токио |
0.82 |
0.73 |
0.81 |
0.99 |
-0.06 |
0.40 |
Как видно из таблицы, с результатами, полученными с использованием как аддитивных отрицательных, так и мультипликативных формул, Дубай является лучшим выбором в обоих случаях. Аддитивная формула часто интерпретируется как лучшая долгосрочная альтернатива, в то время как мультипликативная-это лучшая краткосрочная альтернатива. В данном примере ряды городов одинаковы для обоих методов синтеза, хотя в целом это не всегда так. Ла-Пас второй, Токио - третий.
Поэтому давайте подробнее остановимся на примере ОАЭ, где наиболее рационально решен вопрос расселения жителей побережных городов.
Чтобы отвоевать у моря берег для новых отелей и вилл, на месте коралловых рифов был и предложен вариант построения Экогорода на искусственных островах. Не в пустыни – в дали от моря, а непосредственно на самой воде. Тем самым решив один из главных вопросов с доставкой воды. Не собирая длинные трассы водопровода, куда то далеко в пустыню.
Рассмотрим детально по классификации критериев проект Архипелаг «МИР». Проект представляет собой 300 искусственных островов, которые построены в 4 километрах от берега и с высоты птичьего полета представляют собой масштабную копию планеты земля со всеми её материками. Изначально предполагалось создать 7 континентов в виде отдельных островов, однако Шейх быстро осознал, что никто не купит такие большие «куски». Вместо этого он решил разделить «Мир» на множество мелких кусочков [Рис.1], чтобы любой инвестор смог купить свой собственный остров.
Рис.1 Архипелаг «Мир»
Таблица 8
Преимущества |
||||
Экологичность |
Стройка Проекта идет с использованием естественных материалов, способных уменьшить загрязнение. Вместо токсичных бетонов и стали используют только морской песок и камни. Моренологи отмечают, что с постройкой кораллового волнореза подводная жизнь не ухудшается, а обретает новую постоянную среду. Пещеры, расщелины, небольшие отверстия прекрасно подходят рыбам в качестве убежищ, они будут идеально защищены. После постройки 25 километрового волнореза на месте пустого бесплодного дна, ученные обнаружили под водой сотни новых существ. Подводная жизнь превосходит все ожидаемые расчеты. Экологи обнаружили новый вид водорослей, а это кардинально улучшает флору и фауны дна, ведь водоросли это не только укрытия и пища для рыб и других животных, они насыщают кислородом окружающую среду. Решение использовать песок и камень окупилось! |
|||
Использование современных технологий |
Чтобы воссоздать правильные очертания острова нужна предельная точность. Ее обеспечивает система GPS и спутниковая съемка. Дубаи имеет доступ к единственному в мире частному искусственному спутнику IKONOS, который летает вокруг планеты на 667 км над землей в космосе и делает снимки подтверждающие, что острова стоят на нужном месте[2]. К спинам инженеров, обходивших острова по периметру, прикреплены высокотехнологические приемники, с их помощью люди измеряют высоту и очертания каждого острова [Рис.2]. Затем сигнал возвращается на драгу, которая в случаи надобности может досыпать песок в нужном объеме. Только благодаря таким высоким технологиям строительство идет четко и быстро, а главное с использованием только естественных материалов, способных уменьшить загрязнение. Рис.2 Современные спутниковые системы (GPS) |
|||
Использование только возобновляемых источников энергии |
Для эксплуатации зданий на острове используют специальную платформу, которая генерирует электроэнергию. Платформа суммирует энергию ветра, солнца, морской волны (зыби) и энергию морского течения. Все эти виды энергии способны работать на производство пресной воды. Пресная вода в данной установке производится при наличии хотя бы одного источника энергии. Установка собирается из стандартных агрегатов, что позволяет изготовить её максимально дешёвой и заведомо работоспособной. Рис.3 Ландшафтный вид острова Дубай и схема платформы На рис.3 приведена схема установки, в которой пресная вода производится из атмосферного воздуха (сепаратор) и из морской воды (опреснитель). Накопитель энергии предназначен для аккумулирования суммарной энергии, получаемой от различных источников. Энергия может быть аккумулирована в виде тепла, сжиженного газа, сжатого воздуха и т. п. Пресная вода, получаемая тут же, используется для нужд в домах и для полива растений. Если эту установку сравнить со всемирно известной опреснительной установкой, которая работает только на энергии солнца, то усредненные показатели будут ниже и составят 1,5 миллиарда литров питьевой воды от 10000 МВт солнечной энергии.[схема 1] Схема 1 Шесть солнечных батарей согревают воду, способствуют работе кондиционеров и охранных систем. |
В организации любого строительства возникают проблемы, которые затрудняют стройку.
Компания «Nakheel», которой доверили строить архипелаг, столкнулась с проблемами:
Таблицы 9
Риски |
|
Нехватка морского песка |
Для строительства подходил только морской песок – песок из пустыни легко вымывался и плохо влиял на морскую флору и фауну. Поэтому пришлось быстро углубляться в Персидский залив и доставать с его дна природный строительный материал. Каждый раз, когда драги уходят вглубь моря, на транспортировку затрачивается больше топлива, что за собой влечет дополнительные капиталовложения. Баржи идут в море, нагруженные 4-х тонными глыбами, которые нужно сбросить в определенном месте на дне. Драги [Рис.4] выходят на 13 км в открытое море. Эти огромные суда всасывают песок со дна моря. На месте постройки драги распыляют песок, чтобы создать острова. Рис.4 Драга. Создание острова |
Блуждающие волны |
Эти волны возникают на больших расстояниях под воздействием порыва ветра, они сносят почти все на своем пути, однако ученые уверены, что Персидский залив идеальное место для строительства этого супер сооружения. Средняя глубина залива всего 30м, его ширина только 160км. Гигантская волна не сможет сформироваться на такой небольшой протяженности и глубине. За исключением бури Шамаль. Каждую зиму с севера приходят бури с сильным ветром. Исследователи должны учитывать и самый страшный сценарий, бурю, которая бывает раз в 100 лет. Инженеры пытаются помешать такому разрушению, чтобы защитить острова, им потребуется крепкая защитная дамба- волнорез. Волнорезу предстоит противостоять мощи яростных ударов волн и в тоже время эта дамба не должна высоко выходить их воды. Для защиты рукотворного чуда в Дубаи инженеры возвели в Персидском заливе искусственный риф (длинный ступенчатый волнорез из коралловых рифов). Конструкция работает в несколько этапов, уменьшая энергию волн от 100 до 5 процентов. Стенка первой ступени забирает до половины силы волны, затем когда волна движется параллельно горизонтальной части ступеньки, мелководье увеличивает трение еще больше. Ударившись о вторую ступень – волна снова теряет энергию. Наконец когда волна достигает вершины волнореза, она почти останавливается [Рис.5]. Рис.5 Ступенчатый коралловый риф (волнорез) |
Опасность застаивания морских вод |
Вокруг островов нет достаточного течения. Вода не омывает острова, как задумано. Лазурно синие морские воды могут позеленеть. Проектные планы сосредоточены на прибрежной собственности, чтобы отслеживать ситуацию строители производят забор воды. Когда инженеры запускают стимулятор, то становится видно, что в некоторых частях «Мира» течения недостаточно. Красная зона очищается недостаточно быстро. Вместо положенных 4 дней, прилив промывает систему за 8 дней. Проблема кроется в области каналов разделяющих острова. При таком скоплении островов, вода в протоках движется очень медленно. Чтобы вода не застаивалась и была кристально чистая, команда проектировщиков находит умное решение: протоки между островами нужно углубить и сделать еще один зазор в волнорезе. Вслед за изменением глубины дна, вода станет быстрее омывать острова и поможет приливу обеспечивать постоянный приток чистой воды. Чтобы не дать волнам пробраться через новое отверстие, инженеры строят волнорез внахлёст[Рис.6]. Рис. 6 Волнорез |
Доставка и транспортировка строительных материалов |
Проект «Мир» не связан мостом с островами. Для пробной застройки, собранные заранее секции доставляли на место на судах. Последняя проблема, над которой работают застройщики–транспортная система судов [Рис.7]. По решению проектировщиков, в ее основе, большие паромы, отплывающие от берегов Дубаи. Паромы заходят в одну из четырех гаваней «Мира», а оттуда на катерах или, по желанию, на любом другом доступном транспорте доставляют к нужному острову[8]. Рис. 7 Схема транспортировки судов |
Возможности: |
|
Возможность реализовать любые архитектурные решения |
1. Главная преимущество островов Архипелага «Мир», возможность реализовать любые архитектурные решения. Например инвесторы из Ирландии решили воссоздать на острове обильную зелень провинции, площади, дома, построить стилизованный ирландский паб. Все от кровли до кирпичика должно напоминать людям Ирландию. В плане построить дорогу Гигантов в миниатюре, одну из главных достопримечательностей Ирландии. Это явления природы представляет собой скалистый берег, сложенный из идеальных шестиугольников, возвышающихся над поверхностью моря. Инвесторы из Дублина решили перенести дорогу Гигантов на свой остров. Однако это не простой трюк, скалы необходимы для защиты острова, они послужат отличным волнорезом. Застройщики планируют воплотить шестиугольники в бетоне [Рис.8]. Однако главным испытанием ирландцев станет процесс превращение пустыни в цветущую землю. Проектировщики решили использовать вместо распылителей, воду из-под земли, для аэрации острова, чтобы он был таким же зеленым, как и сама Ирландия[6]. Рис.8 Проект острова Ирландия |
Экономически выгоды |
Правительство ОАЭ уверены, что миллиарды надо инвестировать в свою экономику таким образом, чтобы страна сохранила свои быстрые темпы развития даже тогда, когда и последние капли нефти кончатся. Шейхи готовы подписаться под любым, самым авантюрным проектом [Рис.8,9], лишь бы он действительно сильно охватил мировой интерес, тем самым принес в копилку своей страны ещё больше доходов, которые направят на развитие здравоохранения, образования, других важных сфер жизнедеятельности, и конечно же на благосостояние собственного народа! Рис. 9 Проект острова Дубай |
Расширение сухопутных границ. |
Длина естественной береговой линии страны всего 67 километров. И здесь, конечно, невозможно было разместить всех тех, кто приезжал восторгаться красотой и богатством столицы ОАЭ. «Если природа не подарила нам много пляжей, мы сделаем их сами», – решили руководители государства и стали строить острова. |
Затраты |
Один остров может стоить от 10 до 40 млн. долларов – все зависит от его площади и близости к другим островам. У архипелага нет сухопутной связи с материком – туда можно только добраться по воде или воздуху, например, на собственном самолете или яхте. «Мир» охраняет особая служба безопасности, которая проверяет всех прибывающих[11]. А стать обладателем такого острова очень сложно! К тому же компания-застройщик сама решает, кто может купить остров, а кто нет. |
На примере данного проект, можно с уверенностью сделать вывод, что искусственные острова, это не сказка– это реальность! И реальность, которая будет не просто красоваться своими амбициозными решениями в архитектуре или в других областях применимых в строительстве, а будет приносить огромные прибыли экономике страны! Конечно же, благодаря данному географическому месту расположения ОАЭ этот проект может «жить своей жизнью» и может в дальнейшем существовать без ископаемого топлива, и функционировать исключительно на возобновляемых источниках энергии.
А главное, данный проект дает ответы на глобальные вопросы:
Проблема |
Решение |
1. Нехватки территории |
Расширение сухопутных границ |
2. Проблемы перенаселения |
Создание города на воде |
3. Истощение природных ресурсов |
Использование только возобновляемых источников энергии |
4. Экологические |
Использование электромобилей, создание экогорода |
5. Экономические |
Привлечения инвестиций со всего мира |
Библиографическая ссылка
Тарасова Е.А., Иванова А.В. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕНАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «АРХИПЕЛАГ МИР». ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17998 (дата обращения: 26.12.2024).