Введение. Стремительное развитие информационных технологий неизбежно привело к формированию процессов, приводящих к зарождению нового сектора экономики, получившего название «электронная коммерция». Формированию данных процессов способствовали работы ряда ученых в 70-х гг. XX века. Но настоящий исторический перелом наступил лишь в 1993 г., когда объемы производства персональных компьютеров впервые превзошли объемы производства легковых автомобилей, достигнув, в то время 35,4 млн. ед. [8]. Другим катализатором развития процесса формирования электронной коммерции стало появление сети Интернет, получившей мировое признание [8]. Таким образом, результатом совершенствования сетевых технологий и увеличения темпов производительности компьютерных систем стало формирование нового сектора экономики – электронной коммерции [8]. Некоторые вопросы и проблемы, связанные с электронной коммерцией, конечно, получили широкое распространение в научных статьях, но процесс организации бизнес-процесса, а также создание ERP-системы интернет-магазина с использованием аппарата нечеткой логики в данной сфере освещены не в полной мере. В связи с этим, данная тема является актуальной для исследования и разработки информационной системы вышеописанной предметной области.
Основы построения систем электронной коммерции. Зарождение термина «электронная коммерция» можно отнести к 50-60 г. На тот момент электронная коммерция применялась для заказа билетов, а также с целью обмена данными между различными службами для подготовки рейсов [5]. Вследствие бурного развития информационных технологий, возникла новая сфера, именуемая электронной коммерцией.
На сегодняшний день существует множество различных определений понятия «электронная коммерция», но нет общепринятого вышеупомянутого термина. Это связано, в первую очередь, с достаточно малой научной проработкой в данной сфере.
В зависимости от своей профессиональной компетенции и накопленного опыта, каждый автор вкладывает определенный смысл в эти понятия.
Над понятием «электронная коммерция» работали многие российские и зарубежные ученые, такие как Д. Козье, Саммер А. и Дункан Гр., О.А. Кобелев, Л. Новомлинский, Н. Соловяненко, но в работах доктора экономических наук А.В. Юрасова понятие и сущность электронной коммерции отражены в полной мере [4].
А.В. Юрасов в своих исследованиях, подробно рассмотрев достоинства и недостатки научных трудов ученых Д. Козье, Саммер А. и Дункан Гр., Реймана Л.Д., Соколовой А.Н., Успенского И.В., Соловенко Н., Царева В.В., Кантаровича А.А., Пирогова С.В., Кобелева О.А., Резго Г.Я., Скиба В.И. и многих других, работавших над определением электронной коммерции, приходит к выводу о необходимости выработки законченного научного определения термина «электронная коммерция» и её предметной области. Электронную коммерцию он определяет, как любую экономическую деятельность с использованием электронных информационных технологий. А предметную область электронной коммерции - как экономические отношения, в процессе которых используются электронные информационные технологии [4]. По его мнению, эта трактовка избавит от создания таких понятий, как «электронный бизнес», «электронная экономика» и многих других. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «электронную коммерцию» можно рассматривать как торговлю с использованием передовых информационных технологий в узком смысле, и как огромный состав бизнес-операций, направленных на достижение финансовых и экономических целей компании, в широком смысле.
Рассмотрим классификацию систем электронной коммерции. Главным образом, электронную коммерцию можно рассматривать в качестве двух основных моделей:
В2В (Business-to-Business). В данной модели осуществляется взаимодействие между юридическими лицами. Такая модель электронной коммерции, на сегодняшний день, является наиболее перспективной и активно развивающейся [1].
В2С (Business-to-Customer) представляет собой взаимодействие между юридическими и физическими лицами. В основном, здесь идет речь о розничной торговле предприятия с клиентом. Примером такой модели является традиционные интернет-магазины, в которых целевую группу составляют, в основном, потребители товаров [1].
В последнее время также принято выделять модель С2С или Customer-to-Customer, представляющей собой сектор, в котором наблюдается общение потребителей друг с другом, объединенных посещением одного web-сайта. В основном, схема такой модели осуществляется на сайтах интернет-аукционов, ставших особенно популярными в последнее время. Основным преимуществом таких систем является более низкая цена товара, в отличие от обычных интернет-магазинов [1].
Электронную коммерцию также можно классифицировать по следующим признакам [2] (рис.1): направлению внедрения; уровню реализации; масштабу внедрения; средствам доставки товаров клиенту. Эксперты выделяют восемь основных категорий электронной коммерции [2]:
- В первую категорию входят крупные розничные торговые предприятия, осуществляющие продажу товара непосредственно через Интернет с использованием отлаженных каналов оплаты и доставки товаров (например, OZON, Amazon).
- Вторая категория – крупные Интернет-порталы (например, Yahoo!). Такие порталы предоставляют различным компаниям свое web-пространство. Клиент, в данном случае, получает доступ к коммерческим услугам этих компаний, а портал, в свою очередь, зарабатывает деньги на комиссии от этих сделок.
- Третья категория – тематические порталы, предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка.
Рисунок. 1. Классификация систем электронной коммерции по различным признакам
- Четвертая категория – электронные аукционы, работающие по принципу «биржевых площадок». Данная категория в настоящее время, развивается быстрыми темпами.
- Пятая категория – сайты, занимающиеся торговлей продуктов в цифровой форме (например, музыка, текстовые файлы, онлайн-игры и т. п.), а также лица, занимающиеся интернет-рекламой.
- Шестая категория – сайты, предоставляющие различного рода оптовые скидки для группы объединенных лиц, заинтересованных в покупке продуктов одного класса, таким образом, позволяя значительно экономить денежные средства.
- Седьмая категория ориентирована на обслуживание корпоративных клиентов (В2В).
- Восьмая категория – предоставляет услуги по оплате различного рода счетов (например, за коммунальные услуги, страхование и т. п.). К этой категории можно отнести банки, платежные терминалы, электронные кошельки и т.д.
Классифицируя электронную коммерцию по способам оплаты, можно выделить следующие её виды [2]:
1. Оплата наличными средствами курьеру непосредственно в день доставки;
2. Наложенный платеж;
>3. Оплата через Интернет (электронные кошельки; банковские карты).
Обобщая рассмотренную классификацию систем электронной коммерции, сделаем вывод о том, что все приведенные классификации в той или иной мере позволяют охарактеризовать систему электронной коммерции, но наиболее общей, приемлемой и часто используемой является классификация систем электронной коммерции по типу В2В (Business-to-Business), В2С (Business-to-Customer), С2С (Customer-to-Customer). Такая классификация рассматривается с точки зрения субъектного состава участников, что характерно для отношений, возникающих в сфере электронной коммерции [7].
Для моделирования бизнес-процессов интернет-магазина будем использовать стандарт IDEF0, позволяющий описать бизнес-процессы предметной области в виде взаимосвязанных функциональных блоков. Использование стандарта IDEF0 позволяет визуализировать процесс деятельности интернет-магазина, выделяя, при этом, основные бизнес-процессы, протекающие в сфере электронной коммерции [3]. Весь процесс деятельности интернет-магазина подразделяется на: пополнение товарных запасов; обработку заказов; доставку; оплату, которые представлены на рисунке 2 в виде декомпозиции первого уровня.
Рисунок. 2. Бизнес-процессы интернет-магазина
Постановка задачи исследования. Разработку программного обеспечения, используемого в сфере электронной коммерции можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходим инструментарий, позволяющий эффективно организовать деятельность интернет-магазина, а также взаимодействие в секторе В2В (Business-to-Business). С другой стороны, для того, чтобы работать в условиях жесткой конкуренции, а также не столкнуться со снижением объема продаж и оттока клиентов, необходимо организовать контроль в секторе В2С (Business-to-Customer), как, например, эффективный инструмент повышения лояльности клиентов, подразумевающий использование акций, скидок, бонусных программ и др.
Поэтому, на основании анализа, проведенного в статье, было принято решение, определяющее следующую цель дальнейшего исследования: провести исследования теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой инструментария ERP-системы интернет-магазина. Такая система довольно сложна в управлении, поэтому, одним из подходов к решению данной проблемы, является использование аппарата нечеткой логики, что должно дать неплохие результаты. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы построения систем электронной коммерции;
2) проанализировать процесс деятельности интернет-магазина;
3) используя результаты проведенных исследований, систематизировать предметную область;
4) рассмотреть экономико-математические методы, используемые для исследования и прогнозирования состояния и развития электронной коммерции;
5) разработать алгоритм работы ERP-системы интернет-магазина, базирующейся на аппарате нечеткой логики;
6) выявить показатели, оказывающие влияние на деятельность интернет-магазина;
7) разработать архитектуру и пользовательский интерфейс информационной системы, которая будет выполнять функции, протекающие в следующих бизнес-процессах интернет-магазина, а именно:
- прогнозирование спроса и цен на товары интернет-магазина, осуществляемое на основании поступающей информации об объемах продаж;
- осуществление подбора поставщика, с использованием критериев, характеризующих его репутацию и др.;
- управление продажами, включающее в себя как текущее управление, состоящее в подведении итогов и оценке работы отдела, так и управление экономикой продаж, включающее расчет стоимости и эффективности проведенных продаж;
- анализ обработанных заказов, позволяющих руководителю или финансовому аналитику прогнозировать прибыль или распланировать эффективный бизнес-план на будущий период;
- построение нечетких математических моделей основных показателей интернет-магазина, включающих в себя оценку таких нечетких критериев, как «цена», «расходы», «объем продаж», «спрос», «реклама», «критерии качества» и т.д.
При разработке системы нечеткого вывода формирования цены единицы товара интернет-магазина, основными этапами являются следующие (рис. 3):
Шаг 1: Формирование базы правил. Рассмотренная информация о размере общих затрат интернет-магазина на данном шаге может быть представлена в виде правил нечетких продукций.
Шаг 2: Фаззификация входных переменных. На данном этапе определяются входные и выходные параметры системы, которые задаются в качестве лингвистических переменных, влияющих на процесс ценообразования интернет-магазина (в нашем случае, таковыми являются: затраты на рекламу, аренда склада, зарплата сотрудникам, оплата интернет-связи и телефония, содержание сайта). Выходным параметром выступают общие затраты интернет-магазина, сформированные из вышеперечисленных показателей. Затем формируются терм-множества лингвистических переменных, определяются их интервальные значения и строятся функции принадлежности [6].
Шаг 3: Агрегирование подусловий. Используя метод композиции, на данном этапе получают нечеткое множество, представляющее область значений нечетких выходных переменных.
Шаг 4: Активизация подзаключений. Представляет собой процедуру или процесс нахождения степени истинности каждого из подзаключений правил нечетких продукций [6].
Шаг 5: Дефаззификация выходных переменных. На этом шаге оказывается возможным получить количественные значения вышеописанных входных переменных с целью анализа результатов нечеткого вывода при различных значениях переменных и установления адекватности разработанной нечеткой модели [6].
Рисунок. 3. Диаграмма деятельности процесса нечеткого вывода в форме диаграммы деятельности UML
Заключение. Рассматривая электронную коммерцию с экономической точки зрения, можно сказать о том, что данная сфера на сегодняшний день динамично развивается и приобретает особую значимость во всём мире. В связи с этим, вопросы создания ERP-системы в сфере электронной коммерции приобретают немаловажное значение. Решая подобные вопросы, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой неточного и неполного описания исходной системы, при этом, традиционные методы построения моделей не приводят к удовлетворительным результатам. Поэтому, применение аппарата нечеткой логики позволит избежать затруднений, связанных с неопределенностью, а также получить более адекватные результаты по сравнению с традиционными методами моделирования, что является основой для дальнейших исследований, проводимых по данной тематике.
Библиографическая ссылка
Павлова К.А. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17988 (дата обращения: 21.11.2024).