Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Исследованию актуальных проблем рыночной экономики и управления и региональным особенностям их реализации посвящен ряд работ, в частности [1,2,3,6,16].
Одним из методов исследования современных экономических процессов является математическое моделирование с использованием современного информационно-аналитического инструментария и вероятностно-статистическим подходом анализа процессов экономики и управления [7]. С развитием высоких технологий увеличивается объем исследуемой информации, тем более важным является применение современных информационных технологий для анализа деятельности экономических систем [8]. Руководитель бизнеса должен постоянно анализировать баланс спроса и предложений в своем сегменте, изучать изменения потребностей потенциальных клиентов, возможности конкурентов, осуществлять систематический мониторинг результатов бизнеса [10].
Для успешного ведения дела требуется правильно уметь распределять различные виды ресурсов: технические, товарные, финансовые, трудовые. В современных условиях растущая конкуренция, быстро меняющиеся внутренние и временные факторы, необходимость принятия решения в сжатые сроки приводит к необходимости применять специальные методы и математические модели [12].
Применение экономико-математических методов помогает: во-первых, упорядочить потоки поступающей информации, выработать требования для ее анализа для последующего управления бизнес-процессом; во-вторых уменьшить трудоемкость стандартных, повторяющихся расчетов, при этом повысить их точность, и меть возможность анализировать разные варианты экономического обоснования бизнес-проектов; в-третьих, позволяет анализировать экономические проблемы, с точки зрения к каким результатам в бизнес-процессах приводит изменения факторов, оказывающих влияние на изучаемый объект; в-четвертых, только методы математического моделирования дают возможность выполнять новые стратегические задачи, которые возникают в современном обществе.
Одной из важнейших задач бизнеса является повышение конкурентоспособности организации (фирмы). Понятие конкурентоспособность применимо как к отдельным видам продукции, бизнес-группам, так и фирмам и странам в целом. Чтобы добиться повышения конкурентоспособности, требуется целая система методов и приемов, совместно решающих задачу управления процессом. Работа должна начинаться с анализа всех внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию [4]. В качестве объекта исследования могут быть выбраны отдельные организации, финансово-промышленные группы, концерны, государственные учреждения или само государство в целом, то есть любой экономический субъект. Для исследования особенностей развития экономических субъектов могут быть использованы следующие методы.
Метод проб и ошибок. В ходе эксперимента принимаются различные решения, сравниваются полученные результаты и на основе их анализа выбирается верное направление развития. Недостатком такого метода является его высокая временная длительность.
Метод моделирования на основе временного ряда. Выбирается временной интервал, в течении которого анализируются параметры развития рассматриваемого объекта, и на основе этого анализа строится предположение о его развитии в будущем. Ошибки при таком подходе могут заключаться в том, что условия развития объекта в прошлом и будущем могут сильно отличаться. При моделировании разрабатывается математическая модель, которая описывает динамику развития объекта. В результате компьютерных расчетов получают различные рекомендации, связанные с принятием решений руководства по управлению объекта в зависимости от изменения заданных значений как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на изучаемый объект [15]. Этот подход менее затратный, а точность прогнозирования будет зависеть от качества созданной математической модели. Модель должна быть достаточно точной, адекватной и должна быть удобна для анализа и прогнозирования тенденций развития объекта исследования [11].
При создании модели берутся не все параметры рассматриваемого объекта, а только наиболее необходимые для обеспечения жизнедеятельности. Чем точнее подобраны параметры, тем лучше будет созданная модель. Качество модели будет зависеть от финансовых затрат, ограниченности во времени на ее создание и проверку работоспособности, мощности вычислительной техники, пакета программного обеспечения и, конечно, уровня компетентности самих разработчиков, их представлении об объекте и планах его развития. Поэтому для одного и того же объекта может быть составлено несколько моделей [5]. Подход к построению математической модели может быть индуктивным и дедуктивным. В первом случае занимаются моделированием более простых составляющих объекта изучения, затем частные модели объединяются в общую. При дедуктивном методе создается общая модель, и только потом выстраиваются математические модели структурных составляющих. Экономико-математические модели получатся более адекватными при сочетании методов индукции и дедукции.
Экономико-математическая модель обладает рядом свойств и особенностей:
- модель дает представление о возможном поведении реального объекта;
- относительно низкая временная затратность метода;
- модель приспособлена под меняющиеся факторы, оказывающие влияние на объект и поэтому может использоваться продолжительное время;
- построение модели облегчает процесс управления объектом, и поэтому позволяет сократить руководящий персонал, снизив тем самым материальные затраты;
- качественно улучшаются принимаемые решения управления внутренними и внешними процессами.
Для экономико-математического моделирования характерны определенные этапы построения. Первоначально осуществляется всесторонний анализ изучаемого объекта, выявляются факторы, оказывающие на него существенное влияние как сами по себе, так и их изменения во времени. На основе этого анализа выявляются параметры, которыми будет оперировать математическая модель. Для этих параметров устанавливаются связи взаимодействия с изменчивыми факторами в математическом виде. Процесс этот не только математический, но и творческий. Результат зависит от компетентности исполнителя, его знаний, умений и интуиции. Составленная математическая модель и параметры ее составляющие не являются единственно верными, и могут совершенствоваться в процессе жизнедеятельности, все больше приближая построенную модель к реальному объекту исследования.
В наше время в стандартном программном обеспечении представлены почти все математические методы, позволяющие моделировать бизнес-процессы, что привело к массовому применению математического моделирования, качественно повысило эффективность принимаемых решений в руководстве организации [9].
Особенно важно применение инновационных математических методов и моделей при календарном планировании производства. Если есть проблема, связанная с ограниченность использования каких-то ресурсов, материальных, финансовых, технических, трудовых, то ставится задача распределения ограниченных ресурсов либо по срокам использования, либо по операциям производственного процесса. Для решения задач календарного планирования применяются следующие подходы: эвристический и метод агрегирования.
Использование инновационных, постоянно развивающихся математических моделей интерактивного ценообразования также является важным условием обеспечения конкурентоспособности фирмы, как внутри страны, так и за рубежом. При этом для извлечения желаемого дохода от выпущенной продукции руководитель фирмы должен исходить не только от затрат на производство, но и учитывать запросы рынка, покупательский спрос. Конкуренция вынуждает предлагать товары и услуги, либо снижая цены на них, либо уменьшая стоимость обслуживания.
Существует так же такое понятие как неценовая конкуренция. Она опирается на отличительные особенности товара по сравнению с аналогами конкурентов. Это и свойства предлагаемого товара, и скидки, рассрочки, другие акции продажи товара, престижность торговой марки, доверие потребителей к стране производителю, реклама.
Для успешной ценовой политики любого предприятия требуется анализ рынка. Рынок - это паритет спроса и предложений. Необходимо изучение спроса на предлагаемую продукцию или услуги в данный момент времени и потенциальный интерес потребителя к различным инновационным изменениям товар, сопоставлять затраты на научные взыскания с возможными ценой и объемами продаж новых товаров. Анализ рынка сбыта включает в себя оценку ассортимента схожих товаров, ценовой политике конкурентов, направлении развития данных услуг. Наряду с этими традиционными методами немаловажная роль принадлежит математическому моделированию как способу экспериментального исследования особенностей и тенденций развития хозяйствующего субъекта [13]. Развитие компьютерных технологий и программного обеспечения сделали методы экономико-математического моделирования одним из наиболее динамично развивающихся разделов прикладной экономической науки, которые находят все большее применение в экономике, маркетинге, коммерческой деятельности, экологии, социологии, практически во всех сферах деятельности человека [14].
Библиографическая ссылка
Филатов А.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17949 (дата обращения: 21.11.2024).