Совершенствование судебной деятельности в условиях формирования информационного общества осуществляется путем разработки, внедрения и применения информационных и коммуникационных технологий, призванных повысить эффективность судебной деятельности, создать дополнительные гарантии для реализации прав граждан и юридических лиц, способствовать обеспечению доступности и открытости правосудия.
В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в судопроизводстве. При определении термина «информационные технологии» законодателю не удалось дать понятия, поясняющие с достаточной степенью теоретической ясности значение указанного информационно-правового института [9]. В связи с отсутствием таких определений и в научно-методической литературе, предлагается трактовка понятия «информационные технологии», представляющих собой в системе судов совокупность технических, программных, математических, организационных средств и методов, обеспечивающих в деятельности судов поиск, сбор, хранение, обработку, распространение судебной информации [1].
Быстрое изменение событий, происходящих в нашей жизни, приводит к увеличению объемов и скорости распространения информации. В настоящее время в РФ в рамках обеспечения открытости судопроизводства путем использования новых информационных технологий, осуществляется тесное взаимодействие судов и средств массовой информации.
Целью использования новейших технологий в гражданском процессе является автоматизация работы судебных органов, облегчение труда персонала, а также уменьшение временных затрат на коммуникацию с заявителями. Судебная гражданская процедура требует применения современных технологий, позволяющих упростить и ускорить выполнение стандартных процедур для того, чтобы снизить нагрузку судей, так как рост обращений в суд способствует возрастанию количества гражданских дел.
Стремительное развитие информационных технологий за последнее десятилетие и связанное с этим перемещение части коммерческого оборота в Интернет закономерно способствовали появлению большого количества процессуальных вопросов. Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе, которая исполняет роль диктора, обеспечивающая государство защитой, ведь именно она защищает все сферы правовой деятельности, сохраняя правопорядок [2].
По мнению В.В. Яркова, актуальность для России проблематики использования электронных технологий связана с рядом обстоятельств: большая территория страны и как следствие необходимость обеспечения доступа граждан к квалифицированной правовой помощи; увеличение электронной доли гражданского оборота особенно в сфере предпринимательской деятельности, что приходит в противоречие с традиционной бумажной формой делопроизводства в судах и в нотариальной деятельности; дистанционность судебной деятельности, связанная с необходимостью пересылки дела из одного города в другой, а применительно к особенностям системы арбитражных судов, имеющих значительное удаление судов апелляционных и кассационных инстанций от судов первой инстанции, необходима пересылка дела в другие регионы [4].
Применение информационных технологий как в деятельности судов, так и в сфере его обеспечения обусловливает необходимость научного осмысления основных направлений их применения, правового статуса электронного документа и возможности его использования [9].
Применение информационных технологий в судебной деятельности нашло закрепление в нормативных правовых актах. Приоритетные направления развития информационных технологий определены в актах судейского сообщества, в Федеральных целевых программах по развитию судебной системы. Применение информационных технологий при осуществлении правосудия стало возможным после внесения соответствующих изменений в нормы процессуального права.
Правовое регулирование использования информационных технологий в гражданском судопроизводстве обусловлено помощью работникам правовой деятельности, комфортностью их работы. В гражданском процессе использование информационных технологий регулируется правовыми актами общего характера и правовыми актами судебных органов. Обязательным требованием к использованию информационных технологий в гражданском процессе является защита информации, которая хранится, обрабатывается или передается внутри судебной системы. Электронный документооборот в судах общей юрисдикции осуществляется на основании нормативно-правовых актов, которые регулируют делопроизводство в судебных органах.
Распоряжением правительства РФ № 1735-р от 20.09.2012 г. была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» [8]. Данная концепция, помимо прочего, предусматривает решение следующих проблем: реформирование судебной системы, создание условий для преимущества российской системы судопроизводства, расширение доступа к информации о деятельности судебных органов. Одним из основных направлений данной программы является внедрение автоматизированных электронных компьютерных систем в процесс судопроизводства. Создание данных систем приведет к уменьшению числа нарушений сроков рассмотрения дел, снижению количества незаконченных дел, обеспечит судебные органы удобным и быстрым доступом к информации, требуемой в процессе судопроизводства.
Механизмы реализации электронного правосудия в России также предусматриваются в Приказе от 03.07.2013 № 132 «Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид» (в ред. от 07.02.2014) [6]. Задачей утвержденного регламента является создание организационно-правовых условий для сканирования судебных документов (актов) и последующего размещения их электронных образов в электронном хранилище (ПИ БСР).
Так как использование информационных технологий в гражданском процессе предполагает работу с информацией, то необходимо сказать, что осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
Федеральным законом от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» в ГПК РФ были включены нормы, допускающие использование видеоконференц-связи в гражданском процессе, которые активно применяется судами на всех стадиях судопроизводства.
Постановлением № 80 от 08.11.2013 г. Пленума ВАС РФ был утвержден «Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» [7]. Такая возможность существовала и ранее, однако регулировалась временным порядком подачи документов. Теперь же утвержденный порядок подачи документов имеет статус постоянного документа, его содержание подготовлено с учетом доработок и изменений, внесенных по результатам применения новой формы документооборота в арбитражных судах.
Согласно ч.1 ст. 41 АПК РФ участвующие в деле лица наделены правом подавать документы в арбитражный суд в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Перечень документов, которые можно подавать в арбитражный суд в электронном виде включает в себя практически все виды документов по арбитражным делам.
Таким образом, правовое регулирование информационных технологий как в деятельности судов общей юрисдикции по отправлению правосудия, так и в сфере его обеспечения обуславливает необходимость научного осмысления основных направлений их применения, правового статуса электронного документа и возможности его использования как доказательства в судебном процессе.
В перспективе внедрение электронных технологий и электронного документооборота значительно расширится в судопроизводстве. Внедрение в судопроизводство этих технологий должно происходить эволюционным путем [5].
Библиографическая ссылка
Саврасова Л.Н., Капустина А.Е., Баранникова А.М. ЦЕЛИ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17933 (дата обращения: 04.10.2024).