Промышленный дизайн – это наиболее актуальная сфера дизайна, касающаяся каждого из нас. Все мы используем предметы повседневного быта, начиная от чайника, заканчивая шариковыми ручками. К тому же, каждый из этих предметов в первую очередь должен быть эргономичным, а не только красивым. В таком случае, что является «красивым», а что - нет? Ответ на этот вопрос максимально субъективен. На мнение человека влияет общая насмотренность, предпочтения и среда, в которой он вырос. Именно на этот вопрос мы разберем в последующем рассуждении: влияет ли промышленный дизайн времен СССР на промышленный дизайн сегодня, а также на понятие красоты у потребителей?
Самая первая проблема, с которой сталкивается исследователь данного вопроса – проблема терминологии. Такого термина как «дизайн» не было в Советском союзе. Были художники – конструкторы и художники промышленной графики. Становились ли их проекты и имена так же известны, как работы дизайнеров Запада? Нет. Дальше профессиональной среды не продвигались не только разработки, но и большинство фамилий.
После Второй мировой войны СССР сильно отставала во многих сферах, включая промышленность. Решение находили в копировании и доработке товаров других стран. Только в 1960 – х годах появились оригинальные разработки, которые достаточно скоро завоевали мировое признание. Советский дизайн вышел на международный уровень.
Еще одним факторов, препятствующим успешному развитию были бюрократизация и плановая экономика, которые не предполагали быстрое обновление и резкие «скачки» в развитии, таким образом, реализовано было менее трети проектов.
Общая нацеленность промышленности на военные нужды создала множество товаров широкого потребления, которые были высокого качества, но малой эстетической ценности, ведь делались на оборонных предприятиях. После появления ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) ситуация несколько улучшилась. Стали уделять внимание эргономике и эстетике, хотя вышеобозначенные факторы по-прежнему препятствовали этому.
Советские дизайнеры стремились создавать долговечные и качественные вещи «вне времени». Также, многие вещи предполагали доработку по индивидуальным предпочтениям покупателей. Таким образом, продукты советского дизайна отличались адаптивностью и возможностью использования совершенно разными классами населения.
МЕБЕЛЬ
Над дизайном мебели стали задумываться только к концу 1950-х годов. Основная проблема потребителей состояла в том, что они попросту не могли уместить громоздкие гарнитуры прошлых лет в архитектурные новшества того времени – типовую застройку без излишеств декора и пространства. Было необходимо создать новую продукцию – компактную и легкую, которая бы не угрожала деревянным перекрытия хрущевок и помещалась бы в комнатах. Так появилась модульная мебель. Для более состоятельных жителей была предусмотрена система создания мебели на заказ.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Бытовая техника, как и мебель, требовала изменений, к которым принуждали массовые переезды в малогабаритные квартиры. Так появилась продукция, отличающаяся своим неповторимым «характером» – пропорциями, материалами, графикой логотипов и даже названиями. Модели прошли эволюцию от аэрокосмического стиля 1930-1950-х до своеобразного геометрического модернизма 1960-70-х, что, в общем, не уберегло большинство разработок от существования в единичном выставочном экземпляре или вовсе чертежах.
КОСМОС
Заинтересованность Светского правительства в гонке космических технологий обусловило широкое распространение космической отрасли в промышленности. Таким образом, многие товары народного потребления создавались на тех же заводах и уже имели ограничение по форме. В частности. Они были обтекаемыми просто потому, что именно такими были космические аппараты. А последующие успехи страны на космическом поприще породили массовый бум и активное использование данного способа формообразования в дизайне. Именно так появились пылесосы «Ракета» и «Сатурн». Все продукты были максимально высокого качества, ведь делались на важных для страны заводах.
Фотография в СССР занимала свое неотъемлемое место не только у профессионалов, но также и у любителей и даже школьников. Первоначально внешний вид аппаратуры копировали с немецких образцов, но позднее, заслужив мировое признание на Экспо – 58 развитие фотоаппаратов пошло значительно быстрее и в итоге приобрело индивидуальный внешний вид и несравненное качество съемки.
АВТОДИЗАЙН
Автомобиль во времена СССР был поистине роскошью. Спрос превышал во много раз предложение, поэтому заводам было не до эстетических инноваций. Которые бы потребовали модернизации или замены станков. В связи с этим, основным направление дизайна автомобилей была военная промышленность и машины среднего класса. Легковые автомобили создавали с ориентировкой на западные образцы, как, в прочем и все остальные, но в меньшей степени. К 1960- м снова происходит творчески подъем в отрасли, появляются собственные разработки как технические, так и эстетические, но у 1980-м снова возвращаются к копиям модернизациям имеющихся моделей на западном рынке.[1]
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН В РОССИИ СЕГОДНЯ
До недавнего времени в нашей стране дизайну уделялось недостаточно внимания, были другие более насущные проблемы промышленности. Дизайнеров в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы. Когда приходит время проектной практики, становиться ясно, что специалисты никогда не сталкивались с инженерной составляющей их деятельности. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов.
Развитие промышленного дизайна в России тормозит несколько факторов, таких как:
- Начальный этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международный экономический кризис;
- Оторванность системы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, от производства;
- Отсутствие высококвалифицированых специалистов; неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве;
- Малая заинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве. [2]
Промышленный дизайн в России можно разделить на три основных направления:
- Автомобильная промышленность и авиастроение. Конкуренция здесь отсутствует. Основным фактором действия и заказчиком является государство.
- Объектный дизайн (мебель, светильники, предметы домашнего обихода, интерьерная пластика). Сегмент в настоящее время развивается активно и имеет большой спрос.
- Продуктовый дизайн (все — от держателей для детских сосок до корпусов станков). Именно эта отрасль наиболее тесно связана с экономической ситуацией в стране и более всего зависит от динамики промышленного роста. [3]
Сегодня промышленный дизайн выполняет маркетинговые задачи.
Как же работают промышленные дизайнеры в России? Обычно это происходит в штат дизайн-бюро, которые специализируются только на разработке дизайна уже готовых объектов. Найти компанию, которая занимается созданием техники с нуля достаточно не просто. Во-первых в этой сфере обычно работают люди технических специальностей, их в малой степени интересует дизайн. Во-вторых, дизайнеры в такие компании редко требуются на продолжительный срок, потому что крайне мало крупных организаций с постоянным потоковым производством. Главная проблема кроется в финансировании, ведь процесс создания внешней части предмета стоит достаточно приличных денег, а так же на это уходит время компании, которое напрямую связано с запуском продукта в массы и получением прибыли. Именно поэтому многие функциональные вещи в нашей стране не всегда выглядят эстетично. [4]
Продукты советского дизайна были доступны совершенно для разных классов населения. Они отличались качеством и долговечностью. Не забывали и об эстетической составляющей. Предметы советского дизайна имели лаконичную выразительную форму. Советский дизайн заложил базу, на основе которой дизайн получил развитие в дальнейшем. Появление модульной мебели стало особым новшеством. Данное направление получило стремительное развитие и модульная мебель активно используется в кухонных гарнитурах современности. Автомобильная промышленность развивалась с ориентировкой на западные образцы, в настоящее время ничего не изменилось. Сейчас дизайн относят к гуманитарному направлению. Выпускники-специалисты имеют не достаточно знаний в инженерной и производственной отраслях профессии. Это является одним из самых главных факторов, тормозящих развитие дизайна в России. Так же многие производители заботятся только о функциональной составляющей продукта, забывая об эстетической. Это большое упущение, ведь многие потенциальные покупатели подсознательно выберут более "красивый" продукт. Сегодня промышленный дизайн, в первую очередь, обеспечивает конкурентное преимущество.
Библиографическая ссылка
Васильева М.Е., Мичкова Д.А. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА НА СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17911 (дата обращения: 21.11.2024).