ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой и использованием информации. ИКТ все чаще находят свое применение в образовательном процессе. Использование ИКТ на уроках иностранного языка повышает эффективность и качество обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Такие технологии вызывают гораздо больший интерес у школьников, чем обычный школьный учебник. Компьютер может выполнять как функции рабочего инструмента (средство подготовки тестов и их хранения, текстовый редактор, графический редактор, средство моделирования и т.д.), так и функции учителя (источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, средство контроля и т.д.).
ИКТ на уроках иностранного языка становятся ведущими технологиями в образовательном процессе, которые способствуют формированию умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации, а также формируют коммуникативную культуру учащихся и их познавательную самостоятельность.
Степень разработанности проблемы. Понятие и роль информационных технологий как компонента современного методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах такие ученые и педагоги-практики как Е.С. Полат, Н.С. Попов, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, Р.П. Мильруд, Т.В. Сидаренко, Л.П. Халяпина и другие. Их исследования показали как повышение педагогического эффекта при использовании ИКТ на уроках, так и возникающее негативные влияние информационных технологий на учащихся, – их социально-психологическое состояние, уровень интеллекта, – в процессе обучения иностранному языку в школе и вузе. В целом же, авторы сходятся во мнении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе является объективной реальностью и неотъемлемой частью планирования педагогической деятельности.
Цель исследования: выявление и изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в школе на примере английского языка.
Объектом исследования выступают информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Предметом исследования является процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить понятие информационно-коммуникационных технологий и классификацию средств ИКТ.
2. Проанализировать особенности использования ИКТ на уроке иностранного языка.
3. Выявить специфику формирования ИКТ-компетенции на уроках иностранного языка.
4. Описать методологические основы использования ИКТ на уроке английского языка, в том числе интернет-ресурсов.
5. Разработать технологическую карту урока английского языка с использованием ИКТ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, синтез, обобщение и классификация.
Научная новизна исследования заключаются в том, что: изучен потенциал информационно-коммуникационных технологий как эффективного инструмента, применяемого при обучении английскому языку в школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении урока по иностранному \ английскому языку в школе.
Структура и объем курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 источника.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие информационно-коммуникационных технологий, классификация средств ИКТ
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования новых информационно-коммуникационных технологий, основой которых являются телекоммуникационные и компьютерные средства. Применение ИКТ позволило «существенным образом преодолеть консерватизм и жесткость рамок традиционных образовательных систем и создать открытое образовательное пространство, в котором ученик, как субъект образования, самостоятельно формирует свою «образовательную траекторию» [17].
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогает улучшить результаты обучения учеников, а также качество преподавания. Коммуникационные технологии способствуют реализации принципа коммуникативности на занятиях по иностранному языку. Прежде всего, это заключается в создании образовательной модели реального общения с использованием информационных технических средств.
Приведем определение ИКТ по словарю методических терминов Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина:
«Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно- аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [1].
В современном учебном процессе используются различные вспомогательные средства, их можно классифицировать следующим образом:
1. По способу применения на уроке: демонстрационные, раздаточные средства.
2. По способу восприятия информации: визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные средства.
3. По способу проявления информации: технические, нетехнческие средства.
4. По характеру визуального изображения: статичные, динамичные средства [17] .
Средства ИКТ относятся к техническим средствам, среди которых различаются компьютерные и некомпьютерные средства. Появлению новых информационно-коммуникационных технологий предшествовало развитие некомпьютерных технических средств: визуальных (диапозитивы, слайды, немые фильмы), аудитивных (магнитофонные записи, записи песен, стихов на грампластинках, радиокурсы), аудиовизуальных (серии озвученных диапозитивов, диафильмы со звуковым сопровождением, кинофрагменты, видеофильмы, телепередачи). Именно эти средства обучения на разных этапах развития системы образования являлись основными инструментами повышения эффективности хранения, обработки, передачи и представления учебной информации. В отсутствие компьютерной техники они играли роль средств информационных и коммуникационных технологий [25].
Основу современных образовательных информационных технологий составляют компьютерные средства обучения, т. е. – программно-технические средства.
К программно-техническим средствам относятся: компьютеры всех классов, компьютерные сети, информационно-поисковые системы, сканеры, базы данных, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, устройства ввода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, голосовая электронная почта, телеконференция, электронная доска, программные средства навигации в интернете, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения и так далее [1].
Кроме того, средства ИКТ можно классифицировать по области их методического назначения:
1. Обучающие – формирование знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности;
2. Тренажеры - обработка разного рода умений и навыков, повторение или закрепление пройденного материала;
3. Демонстрационные - визуализация изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;
4. Имитационные - представление конкретного аспекта реальности для его изучения;
5. Лабораторные - проведение удаленных экспериментов на реальном оборудовании;
6. Информационно-поисковые и справочные – формирование умения и навыков по систематизации информации;
7. Моделирующие - моделирование объектов, явлений и процессов с целью их исследования и изучения;
8. Расчетные – ведение расчетных операций в автоматизированном режиме;
9. Учебно-игровые - создание учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме [11].
Спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства для эффективного воздействия на обучающихся, обозначается термином «мультимедиа».
Мультимедиа (от латинского multum – много + media – средства) – средство обучения, включающее в свою структуру разные виды информации – в виде текстов, аудио-, видео- и анимационных элементов. С помощью мультимедиа обеспечивается интерактивное взаимодействие с обучающимся. Выделяются три типа мультимедиа: 1) специальные компьютерные учебные курсы, созданные с целью обучения языкам; 2) компакт-диски, посвященные культуре, искусству, истории зарубежных стран; 3) системы мультимедийных презентаций, которые позволяют преподавателю самостоятельно готовить учебные материалы для демонстрации.
При использовании в процессе изучения иностранного языка мультимедийных технических средств, ученики становятся одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем [19].
В настоящее время популярностью у школьников пользуются многофункциональные портативные устройства – планшеты, смартфоны, медиаплееры и т.д. Такие устройства дают возможность получать учебную информацию в автономном режиме в любое время суток в различных мультимедиа форматах (текст, звук, видео). Появилось такое явление как «подкастинг» – новый медиа-носитель информации в сети интернет, где образовательные ресурсы предоставляются в звуковом или зрительно-звуковом режиме. Слово «подкастинг» образовалось путем объединения двух слов: название портативного медиаплеера «iPod» и слово broadcasting (англ. - радиовещание). Подкасты – это аудиофайлы или серии аудиофайлов (подкаст-каналы – podcast channels), записанные с помощью компьютера или диктофона и опубликованные в интернет для их загрузки. Подкасты в видеоформате называются «водкастами» (vodcast). Технология создания, распространения и использования «подкастов» и «водкастов» получила название – «подкастинг» [7]. Серия подкастов (аудиоблоги, аудиофайлы) создаются на платформе Веб 2.0 в режиме Вики-технологии (от англ. wiki – веб-сайт) [28].
Портативные средства ИКТ помогают понимать иноязычную речь без визуальной информации и без ограничения временных рамок.
В зависимости от поставленных учебно-образовательных задач можно подобрать необходимые средства ИКТ. Технические средства позволяют работать с информацией разных типов – звук, текст, фото и видео изображение. Средства обучения, используемые в комплексе, способствуют продуктивной реализации педагогической деятельности учителя и повышению уровня образования учеников.
1.2. Особенности использования ИКТ на уроке иностранного языка
При обучении иностранному языку в школе процесс развития личности учащегося происходит наряду с развитием навыков и умений в его речевой деятельности. В основу обучения иностранному языку положен принцип коммуникативного обучения. Система обучения неродному языку при коммуникативно-деятельностном подходе опирается на теоретическую базу, заложенную в трудах известных психологов – С.Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней и др. Обучающийся здесь выступает как субъект учебной деятельности. Сама же система обучения предполагает «максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося» [1].
Известный психолог Б.А. Бенедиктов, изучая психологию многоязычия, специфику овладения иностранным языком и устным переводом, определил проблему устноречевого понимания у разных людей. Одни понимают речь практически одновременно с ее восприятием (симультанное понимание), другие понимают речь некоторое время спустя после ее восприятия (последовательное понимание). Так, например, прослушивание учащимися аудиоматериалов на иностранном языке и просмотр иноязычных фильмов, позволяют заметить эту особенность: при одинаковом уровне владения иностранным языком одни сразу же понимают смысл произнесенной диктором фразы, другие - нуждаются в дополнительной ее обработке [10].
Поэтому, при подборе средств ИКТ для обучения иностранному языку необходимо учитывать, как индивидуальные психолого-возрастные особенности учащихся, так и возможность развития диалогического общения. Индивидуализация обучения с помощью персональных компьютеров может привести к утрате самой возможности формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге [11].
На начальном этапе лингвистического образовательного процесса дети решают элементарные коммуникативные задачи в общении между собой и в пределах таких сфер общения как игровая, учебно-трудовая и семейно-бытовая. К концу этого периода учащиеся могут на иностранном языке поздороваться, обратиться с просьбой, вопросом, ответить на благодарность, сообщить собеседнику некоторые сведения о себе, описать свою внешность и ответить на вопросы, поприветствовать, поздравить с днем рождения. В течение учебного процесса у детей развиваются такие качества личности как общительность, уверенность в себе, инициативность, умение работать одной командой с коллективом, а главное появляется желание вступить в контакт на иностранном языке [5]. В качестве средств ИКТ на начальном этапе обучения можно выбрать аудиовизуальные, мультимедийные средства, с помощью которых можно воспроизвести песни или видеофрагменты на иностранном языке. Для младших и средних классов используются статичные тематические изображения – дидактические картины (слайды, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы), что обеспечивается многофункциональностью работы компьютера. Популярностью пользуется форма предоставления информации в виде электронной презентации, создаваемая учителем с помощью средств ИКТ [2,13,15].
Для старших классов список форм обучения иностранному языку, создаваемых посредством программно-компьютерных средств ИКТ, расширяется. Здесь учитель может использовать видео, электронные учебники, образовательные интернет-сайты, аудиоблоги, программные продукты и т.д. [18].
При обучении иностранному языку с использованием ИКТ необходимо учитывать также следующие аспекты:
1. Интеграция ИКТ в процесс обучения иностранному языку должна вестись комплексно с опорой на целостный педагогический процесс;
2. Необходимо выделить два основных подхода для внедрения ИКТ в процесс обучения иностранному языку: 1) интегрирование ИКТ в традиционную систему обучения языку; 2) использование средств ИКТ в различных формах внеурочной работы.
Формами работы с использованием ИКТ, интегрированными в традиционную систему обучения, являются творческие или исследовательские задания в рамках изучаемого учебного курса. Например, создание проекта на иностранном языке, выполнение теста в электронном виде, презентация с обобщением пройденного материала с вопросами в конце и т.д. Процесс подготовки презентации дает возможность каждому ребенку выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Выступления с использованием презентации вызывают большой интерес одноклассников и побуждают на посторенние диалога на иностранном языке. Особенно интересны темы: «My family», «My hobbies», «My flat», «My school», «My birthday» [24].
Формами внеурочной работы по иностранному языку с использованием ИКТ может служить создание кружка, нацеленного на проектную деятельность; участие в сетевых конкурсах, телеконференциях; работа с электронными пособиями; сетевое общение с носителями языка; работа с интернет-сайтами, содержащими различный материал для развития навыков аудирования, чтения, говорения и письма [22].
Преподавание иностранного языка с использованием ИКТ можно представить в качестве системы, которая включает в себя несколько этапов, направленных на определение различной деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию информационных, программных и мультимедийных образовательных продуктов, а также внеурочной деятельности по иностранному языку.
1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.
· Учебный материал, по которому отсутствуют наглядные пособия.
· Учебный материал большого объёма, вызывающий трудности для изложения.
· Подбор тем, требующих создания контролирующих модулей.
2 этап. Подбор и создание информационных продуктов.
· Создание презентаций и подбор готовых программных продуктов по данной дисциплине.
· Набор и распечатка текстов, обработка цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующих редакторов.
3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов.
· Организация работы с электронным учебником. Проведение медиауроков. Применение мультимедийных продуктов и организация работы с Интернет-ресурсами для поиска необходимой информации непосредственно на уроке.
· Внеклассная работа по предмету. Организация работы кружка. Подготовка и проведение недели иностранного языка, олимпиад, конкурса проектов и т.д.
4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ.
· Изучение динамики успеваемости и качества знаний. Целесообразность применения средств ИКТ на уроке. Уместность применения ПК по сравнению с традиционным уроком.
· Отслеживание предметного рейтинга учащихся [31].
ИКТ - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой и предоставлением информации. Грамотное и рациональное использование ИКТ при обучении иностранному языку повышает качество и эффективность образования, При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителю необходимо ознакомиться с особенностями восприятия данных технологий, выделить те, что подойдут к теме и типу урока, а так же будут способствовать мотивации детей к изучению иностранного языка с учетом их физиолого-психологического развития.
1.3. Формирование ИКТ - компетенций учащихся на уроке иностранного языка
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов изменило представление о системе образования в целом и о преподавании отдельных предметов. Стандарт закрепил требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ. К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленной ФГОС, относят формирование и развитие компетентности в области ИКТ, в том числе на уроке иностранного языка. Во ФГОС начального общего образования вводятся две междисциплинарные программы: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». В этих документах выделяются те навыки и умения работы с информацией, которые позволят учащимся уверенно чувствовать себя в современном информационном пространстве [32].
В век глобальной информатизации общества важнейшей необходимостью становится владение информационной культурой, включающей в себя умение пользоваться средствами информационных технологий. Необходимо иметь представление о наиболее распространенных программных продуктах, знать особенности передачи интересующей информации, уметь извлекать и эффективно ее использовать.
Проведение урока с использованием ИКТ позволяет освоить основные технические процессы работы с компьютером [23]. Так ИКТ-компетенция может быть определена как способность учащихся пользоваться знаниями, умениями и навыками (формами, методами и средствами) взаимодействия с людьми и работы с техническими средствами с целью получения, систематизации и использования информации. Поиск цифровой информации с использованием средств ИКТ отличается от традиционного поиска.
Основные отличия:
1. Информация не ограничивается текстом - компьютер позволяет использовать такие медиаресурсы как видео, аудио и фото.
2. Поиск информации в Интернет отличается от работы с печатной книгой или статьей: в Интернет используется несколько источников.
3. Многомерность и интерактивность (способность интегрировать и использовать разнородные ресурсы и передавать другим) [16].
Современному школьнику важно не только знать основные пользовательские навыки работы за компьютером, но и разбираться в новых технологиях, дающих новые возможности работы с информацией. Например, в настоящее время популярностью пользуется вики-технология (на технологической платформе Веб 2.0), с помощью которой создается интерактивный сайт, где пользователь может вносить свои информационные изменения [28]. Привлекает школьников и технология блогов – электронных публичных дневников, включающих как текстовое содержание, так и анимационные файлы, аудио, видео и фото [27]. Большой образовательный потенциал в обучении иностранному языку имеют вебквесты – поисково-исследовательские проектные задания, основанные на поиске информации в Интернет (Quest (англ.) – продолжительный целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой, образовательный вебквест (webquest) – проблемное задание, для выполнения которого используются Интернет-ресурсы [9].
ИКТ-компетентность в процессе обучения иностранному языку определяется теми навыками и умениями, которыми должен обладать учащийся с целью применения технических средств и интернет-технологий для поиска необходимой лингвистической информации, ее обработки, хранению и обмену. Применение ИКТ на уроках иностранного языка – это не только требование, установленное ФГОС, но и потребность современного ребенка. Для учителя ИКТ – инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, а также – дающий возможность делать занятия более продуктивными, современными и интересными для учащихся. Таким образом, формирование и развитие ИКТ-компетенций у школьников становится одной из важных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Владея компьютерными средствами ИКТ, на уроках иностранного языка учащиеся могут решать целый ряд задач:
· пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка;
· развивать навык аудирования на основе аутентичных текстов;
· пополнять культуроведческие знания, включающие в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения;
· формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя разной степени сложности материалы сети Интернет;
· формировать устойчивую мотивацию к иностранному языку и иноязычной деятельности учащихся на уроке [30].
Конечно, не стоит забывать о таком аспект ИКТ-компетенции как безопасное использование технических средств, применяемых в образовательном процессе. Родителям и педагогам следует оградить детей от негативной информации, содержащейся в Интернет: фактов насилия, жестокости, порнографии, нецензурной лексики и т. п., используя специальные программы и настройки браузера. Чтобы интернет-пространство было безопасным для ребенка, следует: ограничить время, проводимое ребенком в интернете; следить за тем, чем занят ребенок во время работы за компьютером; подобрать для ребенка несколько интересных, полезных и безопасных сайтов и т. д. [6]. Необходимо следить за физическим развитием детей, их осанкой, – делать физкультминутки, гимнастику для глаз и т. д. Педагоги должны разъяснять как детям, так и их родителям, о плюсах и минусах владения компьютерными средствами ИКТ.
Тем не менее, использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
2.1. Использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку
Развитие образования в наши дни неразрывно связано с повышением уровня его информационного потенциала. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия стало создание Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности и образовательного процесса. Интернет, как информационная система, предлагает своим пользователям широкий спектр различной информации и ресурсов:
· доступ к информационным ресурсам;
· поисковые системы и справочные каталоги;
· возможность публикации собственной информации или создание собственного сайта;
· электронная почта;
· видеоконференции и разговоры в сети, и т. д.
При изучении английского языка интернет становится незаменимым инструментом. Однако важно осознавать, что использование определенного ресурса или Интернет-технологии для развития конкретных видов речевой деятельности и формирования межкультурной и социокультурной компетенции должно быть обусловлено эффективностью и приемлемостью данного Интернет-ресурса для решения какой-либо учебной задачи [28].
В данном параграфе мы рассмотрим несколько Интернет-ресурсов, которые будут хорошими помощниками не только преподавателям, но и родителям, в процессе обучения детей английскому языку.
Lingualeo.com – многофункциональный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка, которым пользуются 16 миллионов человек в 249 странах мира. Сайт доступен на веб-платформе и в виде бесплатных мобильных приложений. Работая с данным сайтом, учащиеся могут изучать английский язык по аутентичным материалам на языке носителей (фильмы, музыка, книги), осваивают курсы в соответствии с выбранными целями (для учебы, общения, путешествий), выполняют задания и проходят увлекательные тренировки для закрепления словарного запаса, а так же можно пройти бесплатный тест на знание языка. Данный сайт отлично подходит как для занятий в классе, при наличии доступа в Интернет, так и для самостоятельных занятий дома.
Learnenglish.britishcouncil.org – красочный сайт для детей, их родителей и учителей, который является отличным ресурсом по изучению английского языка. На сайте можно найти много различного материала — игры, песни, забавные упражнения, тематические задания, а также видео детей — носителей языка. Сайт поделен на несколько разделов: раздел для детей (LearnEnglish kids), раздел для подростков (LearnEnglish teens) и раздел для учителей (TeachingEnglish). Также сайт частично русифицирован, что облегчает работу родителей, которые не владеют английским и делает сайт доступным для детей с низким уровнем владения языка.
Cambridgeenglishonline.org – сайт, разработанный издательством Кэмбриджского университета. Что бы пользоваться сайтом, необходимо пройти регистрацию, используя электронную почту. Сайт содержит много игр и познавательных заданий на запоминание слов и их произношения. Для родителей и учителей есть специальная программа, которая позволяет самостоятельно создавать тематические флэш-карточки.
Несмотря на некоторые недостатки (отсутствие русифицированного интерфейса, немного запутанная навигация и реклама) сайт будет полезен для преподавателей английского языка, так как на нем представлено большое количество различных материалов, которые помогут наполнить содержание любого урока.
Сbeebies.com – сайт, созданный при поддержке Британской вещательной корпорации (BBC), на котором можно найти:
· развивающие игры на английском языке;
· озвученные детские сказки на английском языке;
· веселые песенки на английском языке;
· большое количество развивающего видео на английском языке;
· детское караоке на английском языке;
· онлайн раскраски и многое другое.
English-films.com – сайт, который предлагает прекрасную возможность для изучения английского языка онлайн. На данном сайте представлено большое количество фильмов и сериалов на английском языке, как с субтитрами, так и без, песни, книги и аудиокниги с аутентичными текстами. Форум дает возможность искать ответы на все вопросы и найти единомышленников для совместного изучения английского языка. Кроме того, сайт предоставляет полезные статьи и учебные материалы для своих пользователей [14].
Обучение английскому языку с использованием Интернет-ресурсов возможно благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе и представленных в информационных системах таких как:
1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно" - http://window.edu.ru);
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru);
3. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru) [31].
Также рекомендуется использовать каталоги интернет-ресурсов, издаваемые Министерством образования РФ и НИИ информационных технологий и телекоммуникаций – «Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования». Сюда входят ресурсы по предметам образовательной программы «Иностранные языки. Английский язык»:
1. The New York Times (http://www.nytimes.com);
2. The Washington Times (http://www.washtimes.com/);
3. Библиотека конгресса США (http://www.loc.gov/index.html);
4. Английский для детей (http://www.englishforkids.ru);
5. Школа английского языка (http://www.language.ru);
6. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев (http://www.infospace.com/info.USA);
7. Бесплатные уроки английского языка в Интернете (http://www.english.language.ru);
8. ВКС MBA Centre - центр подготовки к экзаменам TOEFL, IELTS, GMAT, GRE (http://www.bkcmba.ru);
9. Газета на английском языке для изучающих английский язык (http://www.schoolenglish.ru);
10. Education Systems Anri. Интернет-программа для изучения английского языка (http://www.anriintern.com);
11. Изучение английского языка: статьи, тесты, игры, идиомы, пословицы, программы, аудиокниги, фильмы (http://www.native-english.ru);
12. Тестирование онлайн. Бесплатные интерактивные уроки английского языка (http://www.english.language.ru/index.html);
13. Уроки английского языка (http://lessons.study.ru) [21].
Интернет-ресурсы представляют собой огромный источник информации и материалов, предоставляющий возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения, повысить их уверенность в использовании языка [8]. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством преподавателя или без него. Развиваются навыки самостоятельной работы учеников. Самостоятельное решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать и сравнивать. Интернет и другие информационно-коммуникационных технологии – это современные вспомогательные средства обучения, которые необходимо грамотно интегрировать в процесс урока для достижения оптимальных результатов.
2.2. Технологическая карта урока английского языка с использованием ИКТ (5 класс)
Тема: Music in our life
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Личностные результаты:
· формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
· формирование и развитие интереса к иностранному языку;
· формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
· развитие языковой догадки, зрительной памяти и внимания;
· формирование самостоятельности;
· умение воспроизводить заданные речевые структуры, понимать и задавать вопросы и отвечать на них;
Коммуникативные:
· активная речевая деятельность;
· умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1. Повторение и закрепление речевых образцов: How are you today? Do you like to listen to music? What kinds of music do you like?
2. Повторение лексики по теме «music».
3. Ввести новую лексику: jazz, hip-hop, rock, folk, soul, electronic dance music (EDM), blues, classical, reggae, country, murch music, R&B, latin, children music, funk, pop, new age.
4. Актуализировать лексику по теме «musical instruments»: electric guitar, saxophone, piano, drums, clarinet, trumpet, flute, recorder, cello.
5. Актуализировать речевые образцы: What instrument can\can’t you play? What instrument would you like to play? I can\ can’t play the piano, but I’d like to play the trumpet.
6. Ввести и актуализировать слова на тему «actions»: clap, stomp, swing, jump, touch, shake.
7. Исполнить песню «Action song».
Используемые технологии:
Коллективная система обучения (КСО), технология модульного обучения, информационно-коммуникационные технологии
Оборудование: учебник, проектор и компьютер, карточки с текстом песни.
Краткий план урока:
Этапы урока |
Время |
1. Мотивация и целеполагание |
5 мин |
2. Освоение нового содержания и его применение |
35 мин |
3. Итог урока |
5 мин |
Содержание урока
Таблица 1
Этап и его цель |
Деятельность учителя (У1) |
Деятельность учащихся (У2) |
Результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
1. Мотивация и целеполагание |
У1: Hello, children! How are you today? Do you like to listen to music? Why? What kinds of music do you like? У1: Great! Thank you! Today we are going to talk about music and musical instruments. Are you ready? |
У2 приветствуют учителя и отвечают на вопросы. |
1)Формирование коммуникативной компетенции в общении 2)Формирование и развитие интереса к иностранному языку. |
1)Активная речевая деятельность. |
1) Повторение и закрепление речевых образцов: How are you today? Do you like to listen to music? What kinds of music do you like? 2) Повторение лексики по теме «music». |
2.Освоение нового содержания и его применение |
Задание 1. Now let’s watch a video! You should listen and write out kinds of music in your copybooks. Let’s start. Смотрят видео (4мин) -фрагмент с примерами и названиями различных жанров и видов музыки (jazz, hip-hop, rock, folk, soul, electronic dance music (EDM), blues, classical, reggae, country, murch music, R&B, latin, children music, funk, pop, new age). Задание 2. На слайде представлены различные инструменты и отдельно колонка с их названиями. Do you know these musical instruments? Read the words and match them with the picture (electric guitar, saxophone, piano, drums, clarinet, trumpet, flute, recorder, cello) Задание 3. Talk to your friend. What instrument can\can’t you play? What instrument would you like to play? Ex: I can\ can’t play the piano, but I’d like to play the trumpet. Задание 4. «Action song» У1: Ok, you like music and know some music instruments, but do you like sing songs? Let’s read the text and then sing the song together and dance! У1 раздает карточки с текстом песни. Все вместе читают и переводят текст. У1 включает видео с песней (с субтитрами на английском). |
Задание 1. Смотрят видео и выписывают слова. Затем вместе с учителем проверяют и переводят незнакомые названия. Задание. У2 работают самостоятельно, затем проверяют все вместе. Задание 3. Дети обсуждают в парах, затем каждый рассказывает про своего соседа. He\She can\can’t play … , but he\she would like to play … Задание 4. У2 читают и переводят текст с помощью учителя. Поют песню и повторяют движения, которые даются в тексте песни: clap, stomp, swing, jump, touch, shake ect. |
1)Формирование ответственного отношения к учению. 2)Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; 3)Формирование и развитие интереса к иностранному языку |
1) Формирование самостоятельности. 2) Умение воспроизводить заданные речевые структуры, понимать и задавать вопросы и отвечать на них. |
1) Ввести новую лексику: jazz, hip-hop, rock, folk, soul, electronic dance music (EDM), blues, classical, reggae, country, murch music, R&B, latin, children music, funk, pop, new age. 2) Актуализировать лексику по теме «musical instruments»: electric guitar, saxophone, piano, drums, clarinet, trumpet, flute, recorder, cello. 3) Актуализировать речебые образцы: What instrument can\can’t you play? What instrument would you like to play? I can\ can’t play the piano, but I’d like to play the trumpet. 4) Ввести и актуализировать слова на тему «actions»: clap, stomp, swing, jump, touch, shake. 5) Исполнить песню «Action song». |
3.Итог урока |
У1: Did you like the song? Did you like the lesson? What place in our life does music take? What interesting things did you learn today? Your homework is to present your favorite singer or music group on the next lesson. Thank you for your work! Goodbay! |
У2: Отвечают на вопросы и записывают домашнее задание. |
Формирование умения делать выводы и выделять главную информа цию. |
2.3. Методические рекомендации по использованию ИТК на уроке английского языка.
Применяя информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку можно выполнить такие задачи урока как: обучающая, воспитывающая и развивающая.
Таким образом, можно выделить следующие методические рекомендации по применению ИКТ на уроках английского языка:
1. При выборе учебного материала и организации учебного процесса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а так же уровень владения языком.
2. Цели и задачи урока должны быть сформулированы в соответствии с учебной программой и требованиями ФГОС.
3. При выборе заданий, выполняющихся на компьютере, необходимо учесть уровень умения работы с компьютерными программами.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном техническими средствами, необходимыми для проведения урока с ИКТ. При этом должны соблюдаться гигиенические и здоровьесберегающие нормы работы за компьютером [3].
5. Компьютерные программы должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.
7. Планируя урок с применением ИКТ, учитель должен учесть такие дидактические требования, в соответствии с которыми:
· необходимо чётко определить педагогическую цель применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
· важно уточнить, где и когда будут использоваться ИКТ на уроке при подаче учебного материала и конкретной учебной информации;
· учитывать специфику учебного материала по английскому языку.
8. Использование ИКТ на уроке английского языка дает возможность организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, при обучении чтению каждый учащийся может читать текст и выполнять задания в нужном ему темпе, что дает большую результативность.
9. Для работы с лексикой и грамматикой английского языка учитель может использовать игровые программы, так как в процессе игры хорошо заучивается произношение, написание и перевод слов.
10. При обучении фонетике - эффективно использовать различные Интернет-ресурсы, которые содержат необходимый учебный материал по любой тематике.
11. На уроке должны использоваться различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, учителю нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности, чтобы грамотно спланировать ход урока.
12. Целесообразно применять ИКТ на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся к изучению языка в дальнейшем и более эффективного усвоения учебного материала [12].
13. Необходимо учитывать культуросообразность выбранной информации для урока. Правильно подобранной проблематикой текстов и соответствующими заданиями можно расширить социокультурное пространство, позволяя учащимся осознать свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах.
14. Следует отбирать такой учебный материал, который бы способствовал воспитанию личности ребенка, выработке активной жизненной позиции, патриотизма, любви к родине и ближнему.
При отборе Интернет-ресурсов для учебных целей:
1. Необходимо оценить насколько материал будет соответствовать языковому и общекультурному уровню конкретной группы учеников.
2. Рекомендуется, что бы материал был немного выше уровня учащихся в языковом и содержательном плане, что создаст условия для их обучения и развития.
3. Необходимо показать учащимся разные взгляды и мнения на одно и то же событие/явление и объяснить, чем каждое из них аргументировано. Именно такой материал создает условия для развития критического мышления учащихся.
4. Важным критерием является актуальность и новизна материала. Здесь Интернет-ресурсы имеют значительное преимущество перед бумажными носителями, так как дают возможность ознакомиться с самыми последними современными данными и мнениями экспертов [28].
При подготовке к уроку или внеклассному занятию по английскому языку с использованием ИКТ учитель может следовать следующему алгоритму:
1. Изучить учебную программу и требования ФГОС, сформулировать цели и задачи урока.
2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
3. Оценить технические возможности для использования ИКТ (наличие оборудования, расписание работы кабинета информатики и т.п.).
4. Подобрать ИКТ в соответствии с целями и задачами урока.
5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие задания и электронные ресурсы, привлечь для этого специалистов или учащихся.
6. Перед проведением урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить план и технологическую карту урока.
7. Учитель также должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом [26].
Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Использование ИКТ в образовательном процессе при изучении иностранных языков способствует развитию творческих возможностей и способностей учащихся; создает условия для самообразования учеников; способствует повышению уровня наглядности на уроке, производительности урока, установлению межпредметных связей, обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран, а также развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно каждому учителю. Используя различные ИКТ на уроке иностранного языка учитель может заинтересовать детей, заставить их задуматься о том, что иностранный язык нужен им либо в будущей профессии, либо для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, понять иноязычную речь, прочесть объявление на иностранном языке и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению иностранного языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно ИКТ способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность и самостоятельность.
Использование ИКТ на уроке иностранного языка также способствует решению такой задачи как внедрение ИКТ в современный образовательный процесс для модернизации образования и создания новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно - ориентированного образования.
Библиографическая ссылка
Кустова Ю.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17887 (дата обращения: 21.11.2024).