Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

САМООЦЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Горобинский М.А. 1 Ветвицкая С.М. 1
1 Филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
В статье рассматривается проблема самооценки личности и ее значимость в жизни каждого человека. Рассматриваются особенности ее формирования, влияние условий и факторов. Опираясь на относительно недавно появившиеся в современной психологии работы, посвященные изучению самоэффективности и ее места в структуре профессиональной Я-концепции, рассматривается важный компонент «самости». Где «самоэффективность» - убежденность людей в своей эффективности, отражающейся в величине и продолжительности усилий по выполнению задачи, что в свою очередь влияет на уровень их мотивации. Множество типов самоэффективности существуют в зависимости от вида деятельности, так как ожидания поведенчески специфичны от своей самоэффективности. Рассматриваются категории «Самораскрытие», «Саморазвитие», «Самопознание» и «Саморегуляция» во взаимосвязи и взаимовлиянии. В статье подчеркивается, что самооценка как важный компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием бытия гармоничного Человека, живущего в согласии как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он общается и вступает во взаимодействии.
самооценка
самоэффективность
я-концепция
саморегуляция.
1. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.12.2016).
2. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.12.16).
3. Гулевич О.А., Сариева И.Р. Социальная психология. М., 2015. [Электронный ресурс] https://courses.openedu.ru/courses/coursev1:hse+SOCPSY+fall_2016(дата обращения:18.12.2016)
4. Гулевич ,О.А. Психология коммуникации.— М.: Московский психологосоциальный институт МПСИ, 2007.-384 с. [Электронный ресурс] http://www.psyidentity.ru/dixos-4643.html (дата обращения:18.12.2016).

Одна из центральных потребностей человека – потребность в самоутверждении, связана с самооценкой, которая определяется отношением действительных достижений к тому, какие цели ставит человек перед собой, на что претендует, - его уровню притязаний. «Есть ли у меня притязания?» - многие задают себе вопрос. Разрабатывая эту проблему, обратимся к первоисточникам.

Самооценка в психологической литературе характеризуется с точки зрения ее уровня - средняя, высокая и низкая; с реальностью - адекватная или неадекватная; временной соотнесенности – актуальная; прогностическая – потенциальная, или идеальная – и ретроспективная и некоторых других параметров. Представления человека о себе оказывают влияние на его самооценку.

Самооценка — это оценка человеком себя по критерию «плохой - хороший». Ранее мне казалось, что все люди считают себя «хорошими». Следует себя верно оценивать. Некоторые психологи к термину «самооценка» относятся критично. Считают его неточным, бесполезным и затёртым до дыр, но при этом понятным большинству людей…Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлении [3].

В основе Я-концепции лежат реакция окружающих человека людей и его собственное поведение. Другие люди помогают нам интерпретировать собственное поведение, дают ему свою оценку и являются критерием сравнения. Наше восприятие – то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу «Я-концепцию». Безусловно, окружающие нас люди (коллеги, семья, друзья) корректируют нашу самоидентификацию. Выделяют три стратегии социального сравнения: сравнение на равных, восходящее и нисходящее. Значит, в рамках этой трактовки Я-концепция используется как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе [2].

Первоначально источником представления о себе и самооценки являются окружающие нас люди. Сначала родители, потом друзья, коллеги, СМИ и т.д. Причем в данном случае параллельно идут два процесса. Во-первых, социальное сравнение: мы сравниваем себя с окружающими людьми (кто более красивый, успешный и т.д.). Во-вторых, это прямые комментарии окружающих ("Ты молодец" или "Ты неудачник"). Позже у нас формируются внутренние стандарты относительно того, каким я хочу быть, чего я хочу достичь, и мы начинаем руководствоваться ими.

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся. Однако процесс социального сравнения все равно идет... Проактивное социальное сравнение позволяет человеку подготовиться к будущим проблемам — вселяет надежду и уменьшает страх перед будущим, помогает выбрать цель и средства ее достижения [3]. Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.

И та, и другая мешают деятельности и развитию человека, они не дают ему правильно понять, в чем причина успехов и неудач, правильно относиться к ним. Это особенно ярко проявляется и позитивно для него, когда человек уверен в том, что может стать лучше, верит в возможность достижения результата, и видит, что похожий на него человек уже достиг успеха. Если творческий человек абсолютно уверен в том, что он — творческий, а нетворческий уверен, что он совсем не креативный, то выходит, с верой в себя каждый может стать Репиным, Маяковским или Ломоносовым (конечно, при условии очень кропотливого труда).

Соответственно, чтобы повысить самооценку кому-либо, можно организовать "позитивное подкрепление" его поведения (например, отмечать позитивные моменты, положительно отзываться о его поступках).

Относительно недавно в психологии получили распространение работы, посвященные изучению самоэффективности и ее места в структуре профессиональной Я-концепции. И это важный компонент «самости».

«Самоэффективность» как термин, обозначает убежденность людей в своей эффективности, которая, в свою очередь, отражается в величине и продолжительности усилий по выполнению задачи, что влияет на уровень их мотивации [2]. Это значит, что когда у человека возникают сложные моменты жизни, то при высоком уровне самоэффективности будет отсутствовать стратегия избегания. Источники изменения и пополнения информации о своей самоэффективности, могут быть следующими: успешное выполнение деятельности; научение через наблюдение; социальное одобрение; низкий уровень эмоционального возбуждения (тревожности).

Множество типов самоэффективности существуют в зависимости от вида деятельности [2], так как ожидания поведенчески специфичны от своей самоэффективности. Каждый нормальный, психически здоровый человек стремится к положительной самооценке, которая необходима ему для самоуважения. Людей с ведущим уровнем индивидуальной Я-концепции отличали более выраженные уникальные установки относительно себя,как более ярких личностей, в то время как субъективные нормы, продиктованные окружающими- семьей, друзьями, СМИ и прочими, были более значимы для людей с выраженной «коллективной» Я-концепцией [2]. Я-концепция оказывает влияние на поведение человека по достижению поставленных целей. Активность в достижении целей определяется самоэффективностью человека, а ее направление — саморегуляцией на продвижение или предотвращение. Самоэффективность и стратегии саморегуляции опосредуют воздействие мышления, вопреки фактам, на реальное поведение.

На формирование влияют:

- потребности в самоутверждении и саморазвитии,

- общая направленность личности,

- уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы,

- общее состояние человека,

- социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Развитие самооценки происходит благодаря трехэтапному формированию внутренних структур человеческой психики посредством усвоения деятельности, внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Однако в повышении самооценки есть одна тонкость: человек с очень высокой (или низкой) самооценкой закрыт для изменений. С трудом принимает новую информацию о себе, реагирует защитно. Это создает сложности во взаимодействии с окружающими. Иногда, чтобы сохранить высокую самооценку, люди используют изощренные способы защиты.

Представители гуманистического направления в психологии отмечали, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей.(2)

Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже - себя. А я вот думаю, что надо оценивать не людей, а поступки! Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводится сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Когда мы не применяем свои природные качества, то не получаем удовольствия от жизни. Недостаток или отсутствие реализации – основная причина негативного состояния и страданий, пониженной самооценки. Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес. Например, невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей.

Самораскрытие, выражение своих переживаний, а также самопрезентация-звучит нескромно, но…Некоторые психологи полагают, что люди различаются по тому, какая из этих целей важнее для них. Самооценка, которая как гибкое, подвижное образование способна вносить коррективы в динамические процессы социально-психологических качеств. Для манипуляторов основной функцией является самопрезентация (здесь самопрезентация - поведение человека, цель которого создать у партнера определенное представление о себе), а для актуализаторов - самораскрытие.

Саморазвитие может не только идти в строгом соответствии с заданным, стимулирующим педагогическим воздействием, но и превосходить его, и быть равным ему, и быть заниженным в сравнении с ним, и быть самостоятельным, т.е. в какой-то мере независимым от внешнего воздействия. Выявляемые особенности изучения «Я» показывают разный уровень и степень осознания и понимания себя, убеждают в необходимости дальнейшего развития самосознания. Если разобраться в сути этого слова, самооценка это, по-другому, «оценка себя». Но что мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? Именно такое широкое понимание «Я-концепции» является направленными на себя и отношение к себе установок, самым эффективным для получения целостной картины [2]. Самооценка — это позитивная или негативная оценка человеком своей личности. Чем больше положительных моментов мы слышим и видим, тем более уверенными в себе становимся. Самооценка оказывает влияние на эмоциональное состояние человека и его взаимодействие с окружающими людьми [3].

Вывод: самооценка не константа, это живая сфера, она динамична и меняется под воздействием разнообразных факторов, окружающих условий и меняющихся жизненных обстоятельств. Люди, особенно молодые, должны иметь ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «верить в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс - низкую самооценку. Важный компонент целостного самосознания личности - самооценка- выступает необходимым условием бытия гармоничного Человека, живущего в согласии как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он общается и вступает во взаимодействие [4].


Библиографическая ссылка

Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. САМООЦЕНКА: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17850 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674