Мир, в котором мы живем, есть диалектическое единство природы и общества, которое, в социальной форме движения материи, проявляется в противоречиях труда и отдыха. Отдых, как фундаментальная основа человеческого бытия имеет сущностную ценность потому, что в нем восстанавливаются, накапливаются и приумножаются способности человека к труду [1]. При этом социальную структуру явления отдыха составляют общественные отношения, во многом определяющие функционирование отдельных сфер (экономико-демографической, социально-политической и идейно-психологической) и институтов жизнедеятельности человека [2,3]. В своем содержании отдых вполне может быть выражен совокупностью конкретных и абстрактных социально значимых видов деятельности людей, а, следовательно, отражаться в бюджете страны, региона, муниципалитета.
Анализ доходов и расходов бюджета Иркутской области [4] показывает, что в 2014 году наблюдался дефицит бюджета в размере 10, 891 млрд. руб., в 2015 году 8,848 млрд. руб., а в 2016 году возник профицит в размере 2,079 млрд.руб.
Рисунок 1 – Бюджет Иркутской области
В данной работе исследовательский интерес представляет финансовый анализ расходов Иркутской области на отдых, в совокупности таких видов деятельности как образование, здравоохранение, культура и кинематограф (табл. 1) [4].
Таблица 1 – Исполненный бюджет Иркутской области
Год |
Расходы бюджета (млрд. руб.) |
Образование (млрд. руб.) |
Здравоохранение (млрд. руб.) |
Культура, кинематограф (млрд. руб.) |
Расходы на отдых (млрд. руб) |
2014 |
110,027(100%) |
35,702(32,4%) |
22,365(20,3%) |
1,781(1,6%) |
59,848(54,3%) |
2015 |
113,288(100%) |
33,430(29,5%) |
23,636(20,9%) |
1,214(1,1%) |
58,280(51,5%) |
2016 |
123,475(100%) |
36,218(29,3%) |
24,959(20,2%) |
1,229(1%) |
62,406(50,5%) |
Как видно из таблицы, за три года, расходы регионального бюджета возросли на 12% по сравнению с базовым периодом (2014). Годовые темпы роста общих расходов бюджета составили от 3% до 9% и сопровождались увеличением совокупных расходов на отдых примерно на 4%. Неравномерность годовых темпов изменения расходов на отдых оценивается в -2,6% и 7% (в 2015 и 2016 гг., соответственно).
Отмечаемое в 2015 году снижение расходов на отдых (см. табл.1) не может быть вызвано уменьшением общих расходов бюджета, так как расходы и доходы бюджета в последние три года имели тенденцию к увеличению (см. рис. 1). Эти колебания (относительное снижение расходов на отдых) вполне могут быть связаны с последствиями финансового кризиса 2014-2015 гг. которые повлекли за собой необходимость перераспределения ограниченных финансовых ресурсов внутри расходной части бюджета.
В целом снижение расходов на отдых было кратковременным (2015) и уже в 2016 году доходы бюджета Иркутской области были резко выросли, темпы роста доходов увеличились вдвое (примерно с 5% до 10%). Это было достигнуто за счет увеличения штрафов с владельцев транспортных средств, установки стационарных комплексов камер на дорогах региона, проведения рейдов ГИБДД «детское кресло», «нетрезвый водитель», «общественный транспорт» и т.д.
Также по данным из таблицы (табл.1) видно, что собственно расходы на отдых занимают около половины расходной части бюджета. Из них на образование в среднем составляет 30,4%, здравоохранение 20,5%, культура и кинематограф 1,2 %. В структуре этих расходов наибольшее влияние на отдых граждан оказывают расходы на такие виды его деятельности как образование и здравоохранение [3, c. 32].
Анализ показывает, что в сфере здравоохранения (рис. 2) расходы с каждым годом увеличиваются довольно равномерно (в 2015 году на 5,7 % по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году на 5,6 % по сравнению с 2015 годом). Это может быть связано с тем, что в регионе разработана и регулярно финансируется государственная программа «Развитие здравоохранения в Иркутской области на 2014-2020 гг.». В рамках этой программы в последние годы были построены больницы в п. Баяндай, в п. Бохан и в п. Кутулик. Были выделены деньги на капитальный ремонт Тайшетской районной больницы, Усольского родильного дома, Усть-Удинской районной больницы [7]. Также в 2015 году были направлены дополнительные средства на приобретение противогриппозных вакцин для населения, которые не входят в группы риска. Создали новое объединение станции скорой помощи [8]. Таким образом, вследствие роста финансирования расходы здравоохранения как одного из видов деятельности отдыха не могли оказать понижающего влияния на снижение общих расходов на отдых в 2015 году.
Рисунок 2 – Расходы на здравоохранение
В свою очередь, в сфере культуры (рис. 3) в 2015 году расходы были сокращены на 31,9 % по сравнению с предыдущим годом. Это может быть связано с общей экономической ситуацией в стране вызванной финансовым кризисом 2014-2015 гг. [9]. В то время отмечалась нехватка средств на выплату заработной платы работникам культуры, которая оказалась кратковременной. Уже в 2016 году произошло увеличение расходов в сфере культуры на 1,3 %, по сравнению с 2015 годом, что было связано с увеличением заработной платы работникам на 1,3 %.
Сокращение в 2015 году расходов на культуру и кинематограф повлияло на снижение общих расходов на отдых примерно на 30%, поскольку абсолютная цифра снижения составила 0,567 млрд. рублей по сравнению с общим снижением расходов на отдых в 1.57 млрд. рублей (см. табл. 1).
Рисунок 3 – Расходы на культуру и кинематограф
Основную роль в снижении расходов на отдых, оцененную нами в 70%, играет образование. В этой сфере (рис. 4) расходы в 2015 году упали на 6,4%, что было связано с общеэкономической ситуацией в стране, а именно кризисом 2014-2015 гг. В указанный период расходы сократились из-за нехватки средств на выплату заработной платы работникам образования. Также сократилось финансирование бюджетных мест в высших учебных образовательных учреждениях, однако последнее не рассматривалось нами как расходные обязательства областного бюджета [5].
Повышение в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) расходов в сфере образования на 8,3 % мы связываем с позитивным воздействием региональной программы по созданию новых мест в общеобразовательных школах, запланированной к реализации в рамках федеральной программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 гг.» [6].
Рисунок 4 – Расходы на образование
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
По сравнению с базовым 2014 периодом расходы бюджета в 2016 году возросли на 12 %, а расходы на отдых – на 4%. Указанная диспропорция свидетельствует об определенной недостаточности финансирования бюджетных видов деятельности способствующих формированию человеческого капитала и перераспределению средств в иные сферы бюджетной деятельности региона.
В целом в Иркутской области совокупные расходы на отдых составляют около 50 % расходной части ее бюджета, что представляется недостаточным для расширенного производства, способности к труду.
В 2015 году отмечалось кратковременное снижение расходов на отдых на 2,6 %. Снижение этих общих расходов на отдых можно объяснить, уменьшением объемов финансирования в сфере образования (70%) и здравоохранения (30%). В регионе была зафиксирована нехватка средств на выплату заработных плат в этих сферах.
Библиографическая ссылка
Бугушкинова И.Н., Агапова Г.А., Балдаев Н.А. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЫХА В БЮДЖЕТЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17842 (дата обращения: 21.11.2024).