Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Шанин И.И. 1 Синяева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»
Рассматривая финансовые результаты с практической стороны можно отметить, что они начинают формироваться на производственной стадии, в процессе создания новой стоимости и осуществлении переноса стоимости на готовую продукцию. Но, стоим отметить, именно с практической стороны, поскольку трудовой персонал материальной сферы производит не сами финансовые результаты, а только продукты труда, выраженные в натуральной (денежной) форме. Оценивая эффективность работы того или иного предприятия недостаточно анализа только показателя прибыли, поскольку имеющаяся прибыль еще не характеризует уровень работы предприятия. По имеющейся сумме прибыли невозможно делать выводы о степени доходности того или иного производственного предприятия, коммерческой сделки, новаторской идеи. Различные предприятия, получившие сумму прибыли в одном диапазоне, могут иметь различные объемы продаж, производственные издержки. Поэтому при определении эффективности произведенных затрат можно использовать относительный показатель рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности тесно взаимосвязаны друг с другом, но, в свою очередь, их нельзя назвать тождественными при рассмотрении их аналитических возможностей.
рентабельность
прибыль
финансовые результаты
1. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий / Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 32. С. 41-47.
2. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Пути решения проблемы инновационного развития мебельных предприятий / Лесотехнический журнал. 2014. Т. 4. № 1 (13). С. 229-235.
3. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Кудаева Е.Ю. Развитие инноваций на предприятии / Успехи современного естествознания. 2015. № 1-3. С. 489-491.
4. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Романова А.Т. Нужен ли России Франчайзинг? / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 66-68.
5. Медведева Е.В.Экономическое содержание и наполнение рынка сферы услуг / Экономика и предпринимательство. 2013. № 1 (30). С. 253-258.
6. Медведева Е.В. Элементы методологии исследования стратегии управления в хозяйствующих субъектах / Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. № 1-2. С. 77-81.
7. Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 4. С. 23.
8. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. / Совершенствование управления эффективным развитием экономической деятельности предприятий / Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3. С. 45-52.
9. Шанин И.И. Управление инновационным развитием на промышленном предприятии / Вопросы инновационной экономики. 2012. № 4 (14). С. 30-39.
10. Bezrukova T.L., Stepanova Yu.N., Shanin I.I., Busarina Yu.V., Nesterov S.Yu. Aspect -oriented key-index based regional business entities evaluation framework / European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 3B. С. 183-192.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Текущую рентабельность принято рассматривать с двух сторон – с позиции объективно-экономической категории, и с позиции количественного и качественного показателя. Рентабельность сама по себе определяется как относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности от деятельности предприятия. Показатели рентабельности отражают эффективность деятельности предприятия в целом, доходность имеющихся направлений деятельности (производственная, коммерческая, инвестиционная деятельность). На основе показателей рентабельности можно более полно охарактеризовать окончательные результаты деятельности предприятия, т.к. их значения показывают соотношение экономического эффекта с запасами или готовой продукцией. Эти показатели применяются для оценки всей деятельности предприятия и выступают инструментом при прогнозировании и инвестиционной политике предприятия.

В соответствии с требованиями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация обязана формировать следующие числовые показатели:

  • валовую прибыль;
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • прибыль (убыток) от обычной деятельности;
  • чистую (нераспределенную) прибыль или непокрытый убыток.

Однако, что собой представляют эти показатели в названном нормативном акте не указано. По мнению различных авторов, исходя из логики построения отчета о финансовых результатах, каждый из приведенных показателей прибыли (убытка) может быть определен следующим образом.

Валовая прибыль (убыток) – показатель, определяемый как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и других косвенных налогов и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

Прибыль (убыток) от продаж – показатель, определяемый как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов организации.

Прибыль (убыток) до налогообложения - показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) от продаж, увеличенной на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов и расходов, и величиной процентов к уплате.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности – показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и текущим налогом на прибыль, скорректированный на величину отложенных налоговых активов (обязательств), сформированных с учетом требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток) – показатель, определяемый как величина прибыли (убытка) от обычной деятельности, увеличенная (уменьшенная) на сумму чрезвычайных доходов (расходов) отчетного периода.

В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением его увеличения вследствие вкладов участников (собственников) [3]. В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации различают:

  • доходы от обычных видов деятельности;
  • прочие доходы.

Изучение положений ПБУ 9/99 позволяет сделать вывод, что обычными для организации, являются виды деятельности, предусмотренные ее учредительными документами. Соответственно, в общем плане, под доходами от обычных видов деятельности следует понимать выручку, полученную от осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами организации.

Под прочими доходами следует понимать:

  • доходы от совместной деятельности;
  • поступления от реализации основных средств организации;
  • проценты за предоставление в пользование, в т.ч. кредитному учреждению, денежных средств.
  • полученные штрафы, пени, неустойки.

Для определения прибыли доходы, сформированные с учетом требований ПБУ 9/99 подлежат корректировке на величину расходов. Под расходами организации понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением его уменьшения по решению участников (собственников).

По аналогии с доходами, расходы организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

В общем плане, под расходами по обычным видам деятельности следует понимать расходы на изготовление (приобретение) и реализацию продукции, работ, услуг (товаров) в соответствии с учредительными документами организации.

Имеющиеся финансовые ресурсы на предприятии формируются в кругообороте средств производственного процесса, целенаправленно, в процессе создания новой стоимости и осуществления переноса старой стоимости на готовую продукцию. Но именно целенаправленно, поскольку работниками материальной сферы производят не сами финансовые ресурсы, а продукты, полученные в процессе трудовой деятельности, выраженные в натуральной форме [2].

Начало формирования финансовых ресурсов можно увидеть на стадии распределения имеющихся ресурсов, когда создаваемая стоимость реализована и из полученной выручки от продажи товаров распределяются денежные средства, посредством выделения отдельных элементов стоимости (по статьям бухгалтерского баланса). Можно отметить тот факт, что полученная прибыль, хотя и создается на производственной стадии, в количественном выражении формируется на этапе стоимостного распределения [5].

Для проведения анализа использования полученной прибыли используются различные методики и нормативные акты, в частности ФЗ о налогах и сборах, инструктивно-методических указаний Министерства финансов, устава предприятия, а также данные отчета о финансовых результатах, приложения к бухгалтерскому балансу, отчета о движении капитала, денежных средств [2].

При проведении анализа необходимо оценить факторы, влияющие на изменение суммы налогооблагаемой прибыли, величины выплаченных дивидендов, процентов, размера полученной чистой прибыли, отчислений в различные фонды предприятием.

В целях налогообложения и предприятия значительный интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этой величины зависит сумма налоговых отчислений от прибыли, а соответственно и сумма полученного чистого дохода [9].

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом основывается на источн6иках, формирующих финансовую (внешнюю) бухгалтерскую отчетность предприятия.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из нескольких форм, формирующих, единый свод отчетной документации:

- бухгалтерский баланс, форма № 1;

- отчета о финансовых результатах, форма № 2;

- отчета о движении капитала, форма № 3;

- отчета о движении денежных средств, форма № 4;

- приложение и пояснение к бухгалтерскому балансу, форма № 5 [3].

В бухгалтерском балансе предприятия отражается финансовое состояние предприятия на начало и конец отчетного периода, и на конец, предшествующего отчетному периоду. Отчет о финансовых результатах содержит расчет суммы всех полученных доходов предприятия от продажи товаров за текущий предшествующий период с учетом сумм всех расходов, связанных с поддержанием деятельности предприятия. По результатам данных расчетов формируется чистая (нераспределенная) прибыль или убыток за отчетный период. В приложении к бухгалтерскому балансу содержится расшифровка отдельных статей баланса.

Показатель «чистая прибыль» выступает одним из ключевых показателей, необходимых для экономических расчетов, характеризующих финансовые результаты деятельности экономического субъекта. В количественном выражении чистая прибыль представляется как разность между общей суммой полученной прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, и прочих обязательных выплаченных платежей на предприятии, влияющих на сумму прибыли [8].

Чистая прибыль может распределяться в соответствии с ПБУ, положениями о бухгалтерской (финансовой) отчетности и уставом предприятия. Сумму полученной прибыли можно отправить на инвестирование различных направлений деятельности предприятия, за счет прибыли могут выплачиваться дивиденды акционерам предприятия, создаваться резервные, страховые и пр. фонды. В процессе распределения чистой прибыли необходимо соблюдать оптимальные пропорции между капитализируемой и потребляемой суммы прибыли для целей формирования:

  1. В необходимом объеме инвестиционного капитала для развития производственного направления;
  2. В необходимом количестве поддержания запланированных норм доходности с суммы инвестированного капитала собственниками экономического субъекта.

Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние [1].

Внешние факторы:

  • правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
  • система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
  • стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот) [9].

Внутренние факторы:

  • уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.;
  • наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
  • необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;
  • уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;
  • наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.) [6];
  • текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли [3].

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли.


Библиографическая ссылка

Шанин И.И., Синяева Е.В. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17812 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674