В настоящее время понятие качества жизни (КЖ) стало одним из критериев жизнедеятельности человека. Всемирная Организация Здравоохранения трактует КЖ, как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества в контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью неустройства [5]. Существует и иная, более лаконичная, но вместе с тем не менее емкая, трактовка данного понятия, согласно которому КЖ – есть адекватность психосоматического состояния человека его социальному статусу [1]. Такое понимание КЖ формируется в соответствии с тремя уровнями структуры личности: биологическим (физиологическим), психологическим и социальным. Одновременно понятие КЖ включает элемент субъективности, подразумевающий оценку состояния, преломленную через призму индивидуальной организации конкретного человека. Таким образом, КЖ может быть критерием уровня удовлетворенности человека своим физическим, функциональным, эмоциональным состоянием, а также социальным статусом, следовательно оценка КЖ может быть одним из критериев определения уровня адаптации человека к тем или иным условиям жизнедеятельности. На оценку индивидуумом качества жизни в разной степени оказывают влияние такие факторы как возраст, пол, социальное положение, уровень культуры, специфика трудовой деятельности, то есть те параметры, с помощью которых может быть охарактеризована однородная социальная группа. Студенчество можно рассматривать как специфическую группу людей в возрасте 17–25 лет с общим социальным статусом и объединенных одним видом деятельности – учебой. Успешность целенаправленной деятельности представителей данной группы зависит от целого ряда факторов, определяющих физиологический, функциональный, эмоциональный и социальный комфорт.
Объективным показателем физического и функционального состояния студентов является уровень здоровья. Молодые люди к моменту поступления в высшее учебное заведение уже имеют определенный, сформированный за предыдущие годы, статус здоровья, при этом многие уже имеют хронические заболевания или функциональные отклонения. Интенсивность учебного процесса в условиях вуза, информационные перегрузки, гипокинезия, обусловленная преимущественно интеллектуальным характером труда учащихся, нерациональный режим труда, отдыха, питания неизбежно приводит к снижению физических и функциональных возможностей организма. Условия жизнедеятельности студентов, включая характер и условия их труда, являются факторами риска возникновения заболеваний. Факторы риска рассматриваются как неадекватное состояние, ведущее к явлениям напряженного функционирования. Запас адаптационно-приспособительных возможностей достаточно велик у молодых людей, что позволяет им поддерживать необходимый уровень физической и умственной работоспособности при воздействии неблагоприятных факторов. Это объясняет тот факт, что заболевания в студенческой среде развиваются постепенно. Однако длительное воздействие неблагоприятных факторов (в данном случае факторов, обусловленных образом жизни студентов) становится причиной истощения адаптационных резервов организма, что приводит к росту уровня заболеваемости в студенческой среде.
Эмоциональный комфорт человека, в частности молодого человека-студента, имеет как субъективную так и объективную составляющие. Во многом эмоциональное состояние человека предопределяется типом высшей нервной деятельности, особенностями характера. Конституционально-заданные качества личности придают индивидуальную окраску мышлению, переживаниям, стилю межличностных контактов, определяют направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, а также особенности адаптивного поведения. Такие характеристики как индивидуалистичность, подозрительность, пессимистичность, тревожность являются существенным препятствием в достижении ощущения эмоционального благополучия, кроме того создают предпосылки неадекватного социального функционирования [3]. В качестве объективных причин, способных оказать влияние на эмоциональное состояние студента можно рассматривать усложнение изучаемого материала, организацию учебного процесса в вузе, требующую больших физических, интеллектуальных затрат в условиях жесткого лимита времени, неумение рационально организовать режим труда и отдыха и пр. Все перечисленные факторы могут являться причинами эмоционального напряжения, которое выступает не как эпизодическое сопровождение отдельных видов деятельности, а как устойчивое состояние эмоционального стресса. Существенное влияние на эмоциональную составляющую могут оказывать психоэмоциональный микроклимат в студенческой группе, личные переживания, свойственные данному возрасту, материальные, бытовые проблемы (в основном для молодых людей, приехавших учиться из других регионов) и пр.
Как уже говорилось, студенчество, как группа, определена хронологическими границами, совпадающими с фазой перехода от зависимой юности к самостоятельной и ответственной взрослости. Между возрастом и социальными возможностями человека существует взаимосвязь. Определенный возраст молодого человека, точнее предполагаемый им уровень развития, прямо или косвенно определяет его социальный статус, характер деятельности, диапазон социальных ролей. В целом, социальный статус студента определяется значимостью роли знаний и образования в обществе и в этом смысле большинство молодых людей удовлетворены ситуацией за исключением, вероятно, случаев случайного выбора вуза или по настоянию родителей. Однако социальный статус конкретного человека формируется в соответствующей социальной среде, в частности социальное пространство студента формируется в условиях объективных реалий, к числу которых относятся учебный процесс, досуг, отношения со сверстниками, родителями и пр. Условия, формируемые данными реалиями, определяют отношение молодого человека к событиям и предметам, имеющим для него значение. Исследования показывают, что социальное пространство вуза в силу субъективных и объективных причин не в полной мере способно обеспечить условия для успешного социального функционирования. Среди наиболее значимых социально-психологических проблем студентов трудности самораскрытия, негативное переживание дистанции между реальным и социальным «Я», неуверенность в себе. Трудности самораскрытия связаны с формальным взаимодействием в рамках социума студенческой группы, при котором коммуникации ограничиваются событийным уровнем, стандартными фразами. Отсутствие общения на уровне чувств, необходимое для глубокого самораскрытия, увеличивает социальную дистанцию, порождает социальный дискомфорт, актуализирует различные механизмы психологической защиты. Дистанция между реальным и социальным «Я» отражает несовпадение характеристик личности, которые приближены к сущности человека и обусловлены его индивидуальностью с одной стороны и того, каким человек представляется окружающим с другой стороны. В условиях студенческой среды молодым людям приходится практически полностью идентифицироваться с определенными ролями, при этом их реальное «Я» может практически полностью вытесняется из непосредственного взаимодействия с окружающими [2]. Неуверенность в себе может быть результатом, в том числе, отсутствия значимых успехов в учебе в сравнении с достижениями соучеников, и, как следствие, снижение социального статуса неуспевающего студента в собственных глазах и в глазах одногруппников. Важным моментом, являющимся причиной озабоченностей молодых людей в сфере социального функционирования являются вопросы самореализации в профессиональной сфере, которые связаны с престижем выбранной специальности и перспективами ее дальнейшей востребованности на рынке труда.
Таков круг проблем, способных повлиять на уровень адаптации к условиям труда и жизнедеятельности представителей социальной группы «студенчество». Однако очевидно, что значимость влияния тех или иных факторов на разных этапах обучения должна быть различной. На начальном этапе студент-первокурсник, только что сделавший свой профессиональный выбор, сталкивается с новыми, более сложными чем в школе, условиями и требованиями обучения в вузе, необходимостью адаптации в новом коллективе, а также, во многих случаях, самостоятельной организации собственного быта. Все перечисленное влечет необходимость адаптации, сопряженную с напряжением функциональных возможностей первокурсника. Студенты старших курсов находятся на этапе перехода к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает достижение физической и социальной зрелости [4.
КЖ является информативным показателем уровня адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [3].
В связи с вышесказанным мониторинг качества жизни на этапе предтрудовой социализации молодых людей позволит определить уровень их адаптации к условиям жизнедеятельности, а также выявить наиболее значимые факторы, препятствующие этому процессу.
С целью определения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на оценку качества жизни студентов-первокурсников и студентов старших курсов был проведен сравнительный анализ параметров КЖ с использованием краткой формы опросника оценки здоровья SF-36. Данная методика позволяет оценить составляющие КЖ: физическое функционирование (ФФ), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), боль (Б), общее здоровье (ОЗ), жизненная активность (ЖА), социальное функционирование (СФ), психическое здоровье (ПЗ), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ). Методика, по сути, является скриниговой, и предназначена для быстрой оценки качества жизни больших групп испытуемых. Результаты оценивались в баллах (0–100). Исследование проводилось на базе ВолгГМУ в 2 группах: студенты I курса (100 человек) и студенты V курса (100 человек). Статистически достоверные различия были выявлены по показателям РФ, ЖА, СФ и РЭ (таблица, рисунок).
Показатели оценки КЖ в группах студентов I и V курсов (M±m)
Показатели |
I курс |
V курс |
РФ (роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности) |
74,8±4,24* |
82,9±5,79* |
ЖА (жизненная активность) |
68,9 ±4,79* |
76,7–±3,35* |
СФ (социальное функционирование) |
64,2±4,31* |
71,0±5,22* |
РЭ (роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности) |
72,7±4,68* |
83,3±6,48* |
*Различия достоверны, p<0,05.
Показатели оценки КЖ в группах студентов I и V курсов
При сравнении полученных данных необходимо учитывать прямо пропорциональную связь при оценке показателей ЖА и СФ (то есть чем выше балл, тем выше жизненная активность и социальная активность респондента) и обратно пропорциональную связь показателей РФ и РЭ (чем выше балл, тем значимее проблемы физического и эмоционального функционирования).
Полученные в группе первокурсников результаты указывают на снижение функциональных, в том числе физических возможностей респондентов, и общего жизненного тонуса, а также снижение уровня своих социальных контактов, что объясняется необходимостью адаптации к новым условиям деятельности. Результаты в группе студентов V курса свидетельствуют о существенном влиянии эмоционального состояния на жизнедеятельность.
Вывод. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что студенты V курса в целом более высоко оценивают КЖ, что свидетельствует о необходимом уровне адаптации. Значимость факторов, оказывающих влияние на оценку КЖ студентами на разных этапах обучения в вузе изменяется: на начальном этапе обучения существенно влияние факторов, отражающих функциональные возможности учащегося; на этапе глубокого освоения профессии возрастает роль факторов, характеризующих психоэмоциональную сферу.
Библиографическая ссылка
Капланова М.Т., Федин М.А. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ I И V КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17660 (дата обращения: 21.11.2024).