Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ СРЕДСТВАМИ АССОЦИАЦИЙ

Краснова Т.В. 1 Карпенко С.С.  1
1 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Магнитогорск
Авторы статьи – научный руководитель (Краснова Тамара Викторовна – член Союза дизайнеров Росиии, старший преподаватель кафедры дизайна) и студентка четвертого курса направления «Архитектура» Карпенко Светлана в статье излагают креативный подход к проблеме методики работы над формированием идей – основ проекта архитектурного сооружения. Тема исследования подкреплена практическим опытом авторов, и результаты проектной деятельности представлялись ими на форумах, конференциях профессиональной и творческой направленности, в частности на Международной конкурс-выставке «Уральская неделя искусств Арт-ВИК 2017». Статья рассматривает творческие аспекты процесса формирования эксклюзивных подходов в создании брендовых архитектурных сооружений, соответствующих современным веяниям архитектуры. Статья сопровождается наглядным материалом – авторскими иллюстрациями проектных предложений, выполненных в современных графических редакторах.
архитектура
дизайн
проектирование
«Я-концепция»
креативная методика
архитектурное сооружение
образ
ассоциации
модульная сетка
1. Краснова Т.В. Использование «Модели «цвето-звукового круга» как эффективного средства мультимедийной презентации студентов-дизайнеров // Научные труды SWorld. – 2010. – Т. 6. № 3. – С. 61–64.
2. Краснова Т.В. Социальный дизайн как средство создания коммуникативной воспитательной среды // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 17. № 1. – С. 26–30.
3. Краснова Т.В., Широносова Е.А. «Креативная методика «вибрационные волны» в проектировании креативной рекламы и дизайна // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 11. № 2. – С. 83–89.
4. Краснова Т.В., Штинова Д.К. Социальная реклама как инструмент педагога для стимулирования творческого компонента образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7–2. – С. 138–139.
5. Нёльке Матиас. Техники креативности / М. Нёльке. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.
6. Пермяков М.Б., Пермяков А.Ф., Давыдова А.М. Аддитивные технологии в строительстве // European Research. – 2017. – № 1(24). – С. 14–15
7. Радыгина А.Е., Пермяков М.Б. Концепция модульных быстровозводимых общественных зданий // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2014/ – Т.2. № 1.- С.48–49.
8. Шенцова О.М. Функционализм и минимализм в проектной культуре // Архитектура. Строительство, Образование – 2014. – №1(3) -С.72–77.
9. Электронный ресурс: http://www.turkaramamotoru.com/ru/Ассоциация-(психология). – 175676.html (дата обращения: 24.01.2017).
10. Shentsova O.M., Savelyeva O.P., Krasnova T.V. The development of interest to the artistic and creative activity as the basis of future bachelor professional self-determination in the field of architecture, art and design / O.M. Shentsova, O.P. Savelyeva, T.V. Krasnova, D.N. Demenev, N.A. Kayumova, M.S. Mashinskaya // The social sciences (pakistan). 2015. Т. 10. № 9. С. 2234–2239.
11. Shentsova O.M., Kayumova N.A., Krasnova T.V Modelling Students’ Creativity Development In Practice Of Higher Education In Russia / O.M. Shentsova, N.A. Kayumova, T.V. Krasnova, T.V. Usataya, D.U. Usatiy, L.V. Deryabina // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – Т. 9, № 29. – С. 95393.

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами обновления техники и технологий. Тем самым, непрерывно требуются новые подходы для создания конкурентоспособной идеи – основы будущей проектной разработки. Как правило, поиск такой идеи ведется интуитивно, на основе технического задания, либо рамок, обозначенных заказчиком. При таком «случайном поиске креативной идеи» действует негласное правило – «количество переходит в качество». Такой подход не всегда оправдывает себя, особенно если сроки сжаты, требуется эксклюзивное дизайнерское (архитектурное) решение. Существуют несколько апробированных, широко известных методик поиска креативных решений. Большинство методов поиска креативных решений предполагают групповую работу, что не всегда возможно и целесообразно.

Ассоциация – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при определённых условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение ассоциации – связь между элементами, предметами или явлениями [7]. Во многих методиках поиска креативных идей лежат ассоциации: «метод «Гирлянд, ассоциаций и метафор» (автор: Г.Я. Буш), «Метод каталога» Ф. Кунце, «Метод шести шляп» Эдуарда Де Боно, «Интеллект – карты» психолога Тони Бьюзена, «Синектика» (автор: У. Гордон), «Методика слома стереотипа» Жана-Мари Дpю и другие [5]. Мы взяли в основу, так называемую методику «Я – концепции» как способ ассоциативного проектирования графической схемы будущего объекта дизайна или архитектуры [2]. Этот способ позволяет вести индивидуальный поиск креативной идеи, базируется на ассоциациях автора и позволяет создавать основу – идею, которая несет в себе ярко выраженный авторский характер. Особенно это актуально при задаче создания брендовых объектов. Суть этого способа заключается в осознании собственного представления автора об ИДЕАЛЬНОМ и выражении этого ИДЕАЛЬНОГО в графических ассоциациях. При этом важно соблюдать последовательность ассоциаций, заданных схемой и их словесно – образное соответствие графическим результатам на каждом этапе. На первом этапе мы определяем четыре «грани» нашей ассоциации и берем их за основу будущего модуля: «кто я?», «что я?», «как я?», «как бы я хотел?» (рис. 1). При этом, мы ограничиваем себя скупым набором графических средств: в основном это линейный набросок (мы не используем пятно – тональность, цвет, фактуру…). Это делается сознательно, чтобы не отвлекаться от сути этапа – создания фундамента будущего образа. На их основе составляем первый набросок графического решения – модуля и даем ему образное название «Вырывающийся из оков обыденности», помещаем его в модульную стеку (рис. 2). Модульная сетка позволяет гармонизировать (с математической точки зрения) полученную графическую композицию. Далее с помощью собственных ассоциаций создаем графический вариант модуля, которому мы дали название выше, на основе первых четырех элементов (рис. 3). Модуль также выражен нами в лилейном варианте с применением геометрии (используем так называемые «Платоновы тела» – равносторонний треугольник, квадрат и круг, либо их фрагменты).

arh15.tif

Рис. 1. Грани ассоциаций в графическом исполнении

arh16.tif

Рис. 2. Графическая схема – ассоциация «Вырывающийся из оков обыденности в модульной сетке»

arh17.tif

Рис. 3. Варианты решения графического модуля – ассоциации

Следующим этапом, который предполагает развитие процесса проектирования, может являться комбинаторное проектирование, в основе которого лежит модуль – графическая ассоциация, позволяющая определить стилистическую основу дизайна будущего объекта, его образ [3]. Здесь мы уже допускаем использование большего арсенала художественно-выразительных средств, так как мы формируем не просто образ – ассоциацию, а уже пытаемся заложить основу стиля, выявить главное и второстепенное, обозначить композиционный центр более существенно. Мы пытаемся проявить пластику, заложить конструктивную основу и композиционное решение будущего объекта проектирования. На этом этапе мы создаем универсальный модуль, который может применяться нами в качестве основы создания эксклюзивных объектов. Ассоциативный образ, положенный в основу графического модуля так же может стать средством создания рекламного образа, выраженного в фирменной сувенирной продукции [1]. Примером может являться наша работа над сувенирной продукцией, приуроченной к юбилейным ивент-мероприятиям (рис. 4).

arh18.tif

Рис. 4. Рекламно-имиджевый сувенир, разработанный на основе модуля – графической ассоциации

Нужно отметить, что рекламный посыл, заложенный изначально нашей ассоциацией, может способствовать формированию бренда – эксклюзивного образа, транслируемого целевой аудитории. Несомненным достоинством такого подхода в проектировании является и то, что разработанный нами модуль – ассоциативный образ может являться универсальным для его применения в области дизайн – проектирования. Универсальность модуля-ассоциации проявляется как в его адаптируемости к функциональным задачам, так и в возможности его художественной интерпретации. Например, ассоциативный образ – прототип и исполненные нами «расстановки» (рис. 5) могут воплотиться в оригинальном дизайне элементов среды, приобретя новую функцию. Так нами был разработан вариант джакузи на шесть человек (за основу была взята одна из расстановок модуля, созданного на основе «Я – концепции») (рис.5). Дизайн малых архитектурных форм может осуществляться путем умножения, изменения ориентации, привнесении новых цветовых решений и использовании различных вариантов фактур и материалов. При этом мы помним об изначальной ассоциации – прототипе и производим корректировку в соответствии с функциональными задачами и особенностями восприятия будущего объекта дизайна целевой аудиторией.

arh19.tif

Рис. 5. Элементы среды, разработанные на основе модуля – графической ассоциации

И, наконец, ассоциативный образ – прототип может послужить основой для проектирования объектов архитектуры. В частности, нами был разработан дизайн-концепт аквапарка «Revontulet» (пер. с финского – «Северное сияние»). Выбор названия был обусловлен «северной» стилистикой, так же влияние оказала сама форма полученного нами модуля, в котором остроугольные элементы занимают основные позиции. Как и в предыдущих вариантах за основу проектирования была взята методика «Я-концепции». В последствии, во время работы над дизайн-концептом, форма, полученная из комбинаторных расстановок нашего модуля, была упрощена с целью придания её большей функциональности [8]. В данной концепции предусматривается разделение пространства на разные функциональные зоны: зона фуд-корта, кафе, детская «сухая» зона, зона отдыха, спортивный бассейн, бассейн с горками, детский бассейн (рис. 6). В отличие от проектирования малых архитектурных форм, при проектировании объектов архитектуры можно использовать приём масштабирования модуля-ассоциации и изменения его ориентации. При таком подходе в проектировании возможно создание сложных объектов. Проблема их реализации в строительстве может решаться путем применения аддитивных технологий, позволяющих реализовывать творческие концепции в архитектуре любой сложности [6].

arh20.tif

Рис. 6. Дизайн-концепт объекта архитектуры, разработанные на основе модуля – графической ассоциации

Также модули ассоциации могут упрощаться и применяться в качестве модулей быстровозводимых общественных зданий. Модульные системы широко распространены в Скандинавии, Западной Европе и Северной Америке. Преимуществами возведения зданий с применением модульных систем являются:

• кратчайшие сроки возведения;

• возможности варьирования архитектурно-планировочных решений за счет применения разных объемно-планировочных решений;

• различных решений фундаментов, крыши и кровли, а также внутренней и наружной отделки [7].

При таком подходе возможность индивидуализации заключается в вариативной трактовке отделки внутреннего и внешнего пространства архитектурных сооружений.

Следует так же отметить, что комплексный подход в проектировании элементов и объектов дизайна архитектурной среды средствами модулей – ассоциаций позволяет создавать единое гармоничное стилистическое пространство, отличающееся индивидуальностью, каждый элемент которого концептуально объединен общей основой – ассоциацией.

Подводя итоги, мы можем констатировать, что ассоциации, выраженные в графическом модуле, являются:

– хорошей основой для формирования единой стилистики;

– служит базой со здания рекламного контекста проектируемого объекта;

– может определить конструктивную основу объектов дизайна и архитектуры;

– способствует индивидуализации авторского взгляда на объекты дизайна и архитектуры.


Библиографическая ссылка

Краснова Т.В., Карпенко С.С.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ СРЕДСТВАМИ АССОЦИАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17643 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674