В настоящее время меняются подходы и методы в современном образовании, ведется поиск и совершенствование эффективных методов обучения.
С 1995 г. в России идет разработка систем дистанционного образования (СДО). Они не заменяют, а дополняют очные и заочные способы обучения. СДО – является гибкой адаптивной модульной технологией обучения. Происходит ее ориентация на потребителей и опора на существующие информационные и коммуникационные подходы, ее считают как экономически эффективную.
Понятия, связанные с дистанционным обучением, применимы к тем формам обучения, в которых обучающий и обучающиеся разделены между собой дистанцией, это определяет появление в учебном процессе специфических средств и форм взаимодействия. В настоящее время в качестве средств обучения для дистанционного образования используют: кейс – технологию, ТВ – технологию и сетевую технологию обучения.
Среди множества различных существующих методик можно отметить перспективы дистанционного образования. Несколько основных причин, по которым необходимо использовать дистанционный подход:
– возможная территориальная удаленность обучающихся и образовательных учреждений при необходимости в получении знаний в рамках новых технологий [3, 4].
– развитие современных технических средств обмена информацией между педагогами и обучающимися.
Отметим некоторые характерные черты дистанционного обучения:
– различные формы взаимодействия между обучающимися и педагогами, гибкий график работы, не существует привязанности к определенному месту, времени.
– возможность построения программ обучения в виде модулей, причем каждый модуль представляет самостоятельную ценность.
– функция преподавателя отличается от той, которой привыкли в классическом обучении.
– новые формы контроля качества обучения, а также применение различных специальных подходов в самом обучении.
В чем же особенности моделей дистанционного образования?
Могут быть подходы в дистанционном обучении, при котором сам курс строится по такому же принципу, как и обычное классическое обучение. То есть, в нем есть лекции, лабораторные работы, контроль знаний (тестирование) и т.д. При этом преподаватели могут параллельно вести обычный (очный) курс и дистанционный.
Другая модель дистанционного обучения рассматривает учреждения, которые занимаются только данным видом обучения. Преподаватели разрабатывают специальные курсы, совершенствуют их с учетом новейших современных методик.
Еще одним видом моделей дистанционного образования является имитация присутствия ученика в реальной лаборатории.
Отметим, что в курсах дистанционного обучения требуется обеспечение дружественного интерфейса, который будет способствовать поддержанию интереса обучающихся в дальнейшей работе [2].
Одной из интересных особенностей, применяемых в сетевых образовательных информационно-коммуникационных подходах является использование кейс-технологий. В нем обучающиеся имеют возможность в рамках полученных ими комплекта учебных материалов (пособия, методические указания, задания к контрольным работам) пройти весь курс. При этом существует преподаватель-тьютор, который может помогать в обучении.
Когда формируются группы для дистанционного обучения, то желательно провести анкетирование с целью определения общих интересов и уровня обучаемых.
Интернет очень активно применяют в бизнесе, что демонстрирует увеличение его эффективности [1, 5, 6, 9].
В том случае, когда рассматриваются возможности Интернета относительно маркетинга, то их можно, в основном, использовать для таких направлений:
– проведение рекламы (размещается информация о продукте, проводят рассылку электронных писем, проходят телеконференции);
– осуществляют стимулирование по сбыту;
– осуществляется связь с общественностью (идет публикация в интернете пресс-релизов, предоставляется текущая информация для различных акционеров, представителей общественности, происходит рост узнаваемости компании, формулируются ответы на вопросы, связанные с фирмой и т.д.);
– происходят продажи товаров через Интернет;
– компания осуществляет маркетинговые исследования;
– предоставляются послепродажные услуги (проводятся консультации, выдается требуемая информация по запросам).
Существуют характеристики Интернета, которые уникальны, они отличаются от характеристик, касающихся стандартного инструментария маркетинга. Среди базовых свойств среды Интернета можно выделить то, что используется гипермедийность, которая связана с высоким уровнем эффективности по представлению и усвоению информации, что ведет сильному повышению возможностей маркетинга по усилению взаимосвязей предприятий и потребителей.
Также, функция, которая связана с Интернетом, не содержит лишь коммуникативные функции, но и имеет в себе возможности заключения сделок, осуществление покупок и проводку платежей, что приводит к тому, что мы наблюдаем глобальный электронный рынок.
На основе рекламного сервера можно реализовать возможности:
– рекламы, поскольку в этом случае мы имеем много потенциальных ее получателей;
– презентации компании, поскольку используемые средства мультимедиа ведут к тому, что создается интерактивная презентация компании, которая доступна в любое время. Интересно отметить по веб-серверу, что на его базе можно разметить практически любые объемы информации, которые трудно распечатать на бумажных носителях, или это дорого. В том случае, когда прибавить различные интерактивные возможности, связанные с анимацией и звуком, то при этом имеем идеальную презентацию;
– создания имиджа, поскольку существование у компании сервера в Интернете демонстрирует ее процветание и стабильность, показывает то, что организация отслеживает информационные технологии.
Если говорить о затратах на формирование рекламного сервера, то они, как правило, не очень большие, содержание, в основном, бывает постоянное, а новую информацию легко разметить как дополнение к уже записанной. В результате, компания, заказав небольшой с точки зрения объема сервер, имеет в своем распоряжении эффективный и недорогой инструментарий, позволяющий информировать и привлекать клиентов.
Помимо бизнеса, сейчас идет активное развитие информационных технологий в сфере образования.
Формирование новых систем образования может быть охарактеризовано на основе переходов от обычных форм обучения к тем, которые базируются на инновациях. Инновации в учебной работе связаны с тем, что происходит целенаправленное внедрении в образовательные процессы новых технологий, которые ведут к повышению эффективности обучения.
В рамках инновационного подхода предполагается выработка у обучаемых людей полезных для них знаний, опыта, черт характера. Появление и формирование новых компьютерных технологий, внедрение в практику персональных компьютеров, продемонстрировали то, что появляются новые вида взаимодействия «человек-компьютер», но при этом в рамках сети Интернет идет коммуникация «человек-компьютер-человек», это позволяет говорить о развитии виртуального общения.
При формировании характеристик будущих профессионалов важное значение отводят общению преподавателей со студентами.
Указанное педагогическое взаимодействие включает в себя совокупность взаимных воздействий субъектов, которые включены в общую деятельность в рамках обозначенных целей профессионального образования. Сейчас решение задач, связанных с взаимодействием преподавателей и студентов на основе привлечения интернет-технологий представляется довольно актуальным, так как при переходе на двухуровневую подготовку (две ступени – бакалавриат и магистратура) наблюдается уменьшение аудиторных часов, требуемых, для того, чтобы изучать отдельные дисциплины и рост часов, связанных со самостоятельной работой. Также, элементы профессионального обучения при развитии сети Интернет имеют большое распространение, поскольку возрастает обеспеченность студентов собственными компьютерами.
Применение интернет-технологий для проведения процессов организации самостоятельной работы среди студентов дает возможности:
– качественного повышения уровня знаний, поскольку такие технологии содержат элементы звука и видео, это позволяет усилить процесс самообучения;
– автоматизации процесса обучения;
– осуществлять обучение дистанционно, то есть неважно, где находится студент.
В результате развития сети Интернет открываются новые перспективы, связанные с совершенствованием характеристик образовательного процесса; происходит дополнение традиционных методов образования новыми способами и методами обучения, которые основываются на применении Интернета.
В процессах информатизации наблюдается совокупность проблем, которые тормозят ее развитие. Например, есть проблемы, связанные с психологией, то есть не вся часть населения готова к тому, чтобы перейти к информационному обществу.
Такой переход сейчас затруднен вследствие низкого уровня информационной культуры людей, низких информационных потребностей.
Информационная культура связана с осмыслением современных картин мира, активное применение информационных потоков, проведение их анализа, реализации прямых и обратных связей, позволяющих проводить их адаптацию к окружающему миру.
Проведение реальной информатизации общества исходит из того, что необходим компьютерный ликбез населения, подготовка и переподготовка кадров [7, 8, 10] – специалистов по компьютерам, а также пользователей, создание элементов компьютерных сетей и т.д.
Понятно, что в процессах, связанных с информатизацией общества важное место занимает информатизация образования.
Библиографическая ссылка
Косых А.В. О МЕТОДИКАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17582 (дата обращения: 21.11.2024).