Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ «ТВЕРДЫХ» НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Нуренок П.А. 1
1 Тюменский государственный университет
В статье рассмотрено определение «Твердых навыков», как технических навыков, связанных с выполняемой деятельностью. Технические навыки – это специальные навыки, характеризующие владение: высоким уровнем теоретической и практической подготовки по техническим наукам; научным мировоззрением и физической картиной мира; методикой и техникой проведения технического эксперимента; методикой организации исследовательской и проектной деятельности учащихся по техническим наукам. Рассмотрена грамотность технической речи, как один из компонентов технических навыков студентов. К ним можно отнести такие компоненты, как: описание и объяснение технического процесса, физического явления; чтение и описание технических схем, графиков и чертежей; определение технических величин; умение «считывать» характеристики различных приборов, механизмов, машины. Отмечается важность практического (производственного) обучения в формировании технических навыков студентов.
твердые навыки
технические навыки
студенты
производственное обучение
1. Алексеевнина А.К. Методика развития культуры речи в& процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики»: Дисс… канд. пед. наук& / А.К. Алексеевнина.& – Тобольск, 2010.& – 185 с.
2. Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Особенности организации совместной научно-исследовательской деятельности будущих учителей и& школьников& // Современные наукоемкие технологии.& – 2017.& – № 6; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/viewid=36708 (дата обращения: 25.07.2017).
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к& модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк& // Высшее образование в& России.& – 2005.& – № 4.& – С. 23& – 30.
4. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в& двухуровневой системе подготовки педагогических кадров& // Фундаментальные исследования, 2014. № 9-2. С. 414-417.

Одна из важнейших проблем современного образования – развитие творческой активности учащихся [3]. Формирование навыков исследовательской работы начинается с вводных курсов лабораторного практикума и продолжается на всем пути обучения. Экспериментальная работа в лабораторном практикуме способствует усвоению теоретических знаний, прививает студентам интерес к исследовательской работе, мотивирует к учению, а также является основой для развития «твердых» навыков обучающихся.

Hard skills («твердые навыки») – технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью. Hard skills устойчивы, наблюдаемы, измеримы. Развитие «твердых» навыков обучающихся на лабораторном практикуме по техническим дисциплинам предполагает: развитие компетентности; экспертизу (исследование); развитие технических знаний (квалификации); наличие способности довести свои умения до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике. Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: специалист по радиоэлектронной аппаратуре, не задумываясь, построит алгоритм поверки прибора, прочитает технические характеристики по паспорту и условным обозначениям на панели прибора. При обнаружении неполадок, произведет диагностику и произведет ремонтные работы. Каждый шаг специалиста четко рассчитан.

К этой категории можно отнести: навык печати, владение иностранными языками, управление транспортами средствами, конструирование, моделирование, программирование, прототипирование и т.д. Твердые навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

Термин hard skills впервые начали использовать в военном деле. Это связано с 1959 годом, когда армия США начала применять новый подход к подготовке военнослужащих. В процессе планирования и внедрения исследований в этой области выяснилась важность не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills). Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине «Системы проектирования военной подготовки» 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» – hard skills и soft skills.

Технические навыки – это специальные навыки, которые характеризуют владение: высоким уровнем теоретической и практической подготовки по техническим наукам; научным мировоззрением и физической картиной мира; методикой и техникой проведения технического эксперимента; методикой организации исследовательской и проектной деятельности учащихся по техническим наукам [2].

Немало важным компонентом технических навыков студентов является грамотность технической речи [1]:

– описание и объяснение технического процесса, физического явления: четко и точно определять признаки явления, по которым оно обнаруживается; грамотно описывать условия, при которых возможно протекание явления; описывать связь данного явления с другими; объяснение должно быть обосновано научной теорией; знать и уметь приводить примеры использования данного явления на практике, способы защиты его от вредного воздействия;

– чтение и описание технических схем, графиков и чертежей;

– определение технических величин: описание явления или свойства, характеризующего данную величину; знание языка формул; правильно определение и описание единиц величин и способы их измерения;

– умение «считывать» характеристики различных приборов, механизмов, машины: знание условных обозначений, цены деления прибора и пределов его измерения, области применения и правила пользования устройством.

Технические навыки студентов позволяют им выполнять основные функции учебной деятельности по естественнонаучным дисциплинам.

Технологические знания включают [4]:

– базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;

– сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;

– представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетарной системы;

– представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;

– информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;

– технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека;

– представление о связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;

– обоснование положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы как условия существования цивилизации; общие правила безопасной преобразовательной деятельности;

– экономические аспекты технологий;

– показатели готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний. К технологическим умениям относятся [4]:

– умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;

– умение быстро осваивать технологические операции и технологии в целом;

– умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;

– умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;

- умения разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна;

– умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги), от идеи до ее воплощения;

– умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания.

Твердые навыки формируются на всем пути обучения, но для студентов направления подготовки «профессиональное обучение» наиболее значимым являются практическое (производственное обучение).

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки. В ходе производственного обучения формируется:

– самостоятельность в профессиональной деятельности – умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

– культура своего труда – способность правильно планировать свое время трудовой деятельности; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; умение самостоятельно применять профессиональные знания и умения в работе; эргономика труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;

– творческий подход в профессиональной деятельности – развитие способности и стремления вносить в процессе трудовой деятельности новшества, совершенствовать организацию труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;

– экономическая целесообразность трудовой деятельности – способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.

Таким образом, «твердые» навыки – это навыки владения методами, технологиями, способами решения задач, умение использовать оборудование, технические средства, написания и чтения специализированного технического текста. Следовательно, для владения «твердыми» навыками, необходимо, развитие мышления и специальной культуры речи.


Библиографическая ссылка

Нуренок П.А. РАЗВИТИЕ «ТВЕРДЫХ» НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17568 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674