Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 2012 года определяет в качестве предметного результата изучения предмета «Иностранный язык» сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [4].
В российской теории и практике принято выделять пять компонентов в структуре иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), а именно языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Составляющими языковой компетенции, в свою очередь, являются фонетическая, грамматическая, лексическая компетенции [3].
А.А. Хомутова определяет фонетическую компетенцию как основанную на знаниях, умениях, навыках и отношениях способность индивида осуществлять ИКК в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка [5].
Совершенствование фонетической компетенции включает освоение знаний о фонетических явлениях, отработку фонетических навыков с целью адекватного понимания речевого сообщения, точного выражения коммуникативного намерения в рамках изучаемых в основной школе тем, сфер и ситуаций общения.
Развитие фонетических навыков является непременным условием формирования ИКК, так как они имеют смыслоразличительное значение и необходимы для успешной реализации основных речевых умений: говорение, аудирование, чтение вслух.
К фонетическим навыкам относятся не только навыки правильного произнесения и распознавания звуков в потоке речи, но и навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи, адекватного понимания речи других на основе дифференциации интонационных моделей [7].
Интонационная составляющая фонетической компетенции предполагает овладение основными интонационными моделями языка. В общеобразовательной школе предлагается отобранный минимум: интонемы, имеющие смыслоразличительную функцию. Целесообразно обучать учащихся соблюдать правильную интонацию в предложениях различных коммуникативных типов, фразовое ударение и адекватный темп речи, членить предложение на смысловые группы и выделять в нем смысловое ядро.
Недостаточное внимание к развитию интонационных навыков на уроках иностранного языка в основной школе может привести к серьезным проблемам с пониманием и оформлением речи, препятствующим успешной коммуникации. В связи с этим интонационные навыки требуют регулярной работы и систематического подкрепления.
Проблемой обучения фонетики занимались такие ученые, как Е.Н. Соловова, К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов, А.М. Антипова, Ю.А. Дубовский, Д.Н. Антонова, Е.А. Брызгунова, Н.Д. Светозарова, Н.А. Любимова, А.А. Хомутова, Г.В. Рогова, О.И. Барменкова, С.П. Хорошилова и др.
Предъявление новых интонационных моделей, первичное закрепление и тренировка фонетических явлений предполагают объяснение учителя и демонстрацию образца, в том числе при помощи аудио- и видеозаписи.
Выделяют комплексы упражнений, направленные на активное слушание образца и осознанную имитацию (Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова) [1, 2]. Упражнения на рецепцию привлекают внимание к нужной интонеме, учат распознавать и выделять ее из потока речи.
Упражнения на воспроизведение выполняются при использовании типичных разговорных формул, на основе текстов диалогического характера. Разговорные формулы отрабатываются отдельно посредством имитации и устной отработки, после чего изучаются в коротких ситуациях бытового общения. Далее следуют подстановочные упражнения, упражнения на трансформацию, упражнения множественного выбора, творческие упражнения коммуникативной направленности, то есть самостоятельное использование изученного материала в соответствии с произносительными, интонационными нормами [6].
Аутентичные материалы при обучении интонационному компоненту фонетической компетенции используются широко, но представлены в основном, стихами, скороговорками, аудиоматериалами, видеоматериалами (учебными фильмами) с академической, слегка утрированной речью.
Отсутствуют апробированные методики для работы в школе, в которых используются аутентичные телесериалы для совершенствования интонации.
При этом преимущества телесериалов очевидны. В них можно наблюдать большое количество коммуникативных ситуаций и, соответственно, наблюдать речевое поведение носителей языка в данных ситуациях. Живая аутентичная речь в телесериалах может стать идеальным образцом для упражнений на рецессию и репродукцию отобранных интонационных моделей.
В свою очередь, нельзя не отметить и высокую заинтересованность школьников в таком виде работы, так как просмотр сериалов на родном языке на сегодняшний день очень распространен.
Нами разработан комплекс уроков по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции посредством аутентичного британского телесериала «Аббатство Даунтон» ("Downton Abbey"). Комплекс уроков направлен на знакомство и освоение учащимися основных интонационных моделей и их использование в различных ситуациях общения.
Эффективность применения комплекса уроков протестирована на базе средней общеобразовательной школы № 168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла города Новосибирск. Участниками обучающего эксперимента стали учащиеся 6 класса, изучающие английский язык с восьми лет.
Задания входного теста и анкетирование показали высокую мотивацию, уровень языковой подготовки выше среднего в экспериментальной группе. Средний балл выполнения входного теста на оценку сформированности перцептивных интонационных навыков учащихся составил 71,4%.
На основе телесериала "Downton Abbey" построены как задания для работы в классе, так и домашние задания, входное и итоговое тестирование. Речь британских актеров в данном сериале является идеальной демонстрацией всех пройденных интонационных моделей. Темы уроков были выбраны с учетом уровня знаний и способностей учеников, а также с учетом их актуальности для интонационного оформления речи учеников: ядро смыслового отрезка в английском языке; понижение интонации в английском языке; повышение интонации в английском языке; интонация обращения в английском языке; интонация в вопросительных предложениях (общие и специальные вопросы) в английском языке; интонация побудительных предложений в английском языке, интонация восклицательных предложений в английском языке, обобщение и повторение пройденного материала.
На каждом уроке учащиеся получали нарезку из сериала, в которой были представлены конкретные примеры употребления той или иной интонационной модели. Ученики сначала получали задание слушать реплики без текста, чтобы услышать особенности интонации, заметить на каком слове голос повышается или понижается и т.д. Потом они получали раздаточный материал, отмечали свои наблюдения в тексте, графически показывая интонацию. Все это проверялось вместе с учителем. Использовался также метод shadowing – чтение реплик вместе с героями сериала, имитация их интонации. С помощью этих подготовительных этапов обучаемые были готовы к тому, чтобы прочитать реплики самостоятельно, уже без помощи записи.
Широко применялись творческие задания: обучаемые разыгрывали диалоги героев сериала, составляли мини-диалоги, используя нужную интонацию и учитывая ситуацию общения. В упражнениях на воспроизведение использовались методы фронтального опроса, а также работа в парах, когда ученики читали реплики вместе и контролировали работу друг друга.
На этапе рефлексии учащиеся озвучивали сложности, с которыми они сталкивались во время изучения материала, свои мысли по поводу его важности, по поводу того, как можно этот материал использовать в будущем. В качестве домашнего задания им так же высылалась нарезка из сериала и выдавался раздаточный материал с репликами из него. Ученикам предлагалось выделить ядро в предложении, отметить интонацию, графически показать движение голоса, найти место интонационной модели в предложении, отчитать предложения сначала вместе с записью, а затем и самостоятельно.
Итоговое тестирование было проведено по истечении трёх недель занятий в экспериментальной группе с целью проверки эффективности разработанного комплекса уроков по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции у школьников 6 класса.
Средний балл в экспериментальной группе составил 82,9% и увеличился по сравнению с входным тестированием на 11,5%. Динамика изменения результатов каждого обучающегося в экспериментальной группе также показательна, каждый ученик выполнил итоговый тест лучше, чем входной на 10-20%.
Таким образом, результаты, полученные по результатам эксперимента, доказали эффективность разработанного нами комплекса уроков по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции у учащихся 6 класса посредством аутентичного британского телесериала «Аббатство Даунтон» ("Downton Abbey").
Использование иноязычных телесериалов в процессе изучения иностранного языка при тщательном подборе материала и сопровождении его продуманным комплексом упражнений способствует формированию и развитию интонационной составляющей фонетической компетенции, а также повышению уровня мотивации учения.
Библиографическая ссылка
Золотарева А.Д, Изотова К.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРИТАНСКИХ СЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17525 (дата обращения: 21.11.2024).