Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Афанасьева В.В. 1 Мишанина В.И. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
В статье рассматриваются вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине, истории и культуре родного края средствами проектной деятельности. Проблема патриотического воспитания является одной из приоритетных линий развития детей дошкольного возраста и представляет собой сложный педагогический процесс. Содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» должно быть направлено на формирование представлений детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов. Авторы рассматривают проектную деятельность как одно из эффективных средств патриотического воспитания. В процессе проектной деятельности расширяются знания и представления детей старшего дошкольного возраста не только об окружающем мире, но и о малой Родине.
проектная деятельность
патриотическое воспитание
нравственное воспитание
старший дошкольный возраст.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
2. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. 2008. – № 3. – С. 6.
3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Лихачев Д. С. «Экология культуры» («Памятники Отечества». – 1980. – No 2) Приходская газета № 122 ноябрь-декабрь 2012
5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.
6. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

На современном этапе обновления образовательной политики в сфере дошкольного образования уделяется достаточно большое внимание проблемам патриотического воспитания, которое рассматривается как одно из приоритетных направлений развития дошкольников и представляет собой сложный педагогический процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет несколько направлений или линий развития ребенка дошкольного возраста. Содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» должно быть направлено на формирование представлений детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов.

В одной из статей академик Д.С. Лихачев указывал на то, что воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Поставив перед собой вопрос о том, как воспитать эту любовь, он утверждал, что «она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [4].

В своем экспериментальном исследовании мы рассматриваем целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как составную часть формирования у него чувства патриотизма.

Социальное развитие ребенка-дошкольника невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для приобретения представлений о своем крае, своей малой родине. Именно в этот промежуток жизни ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования предусматривается обновление не только содержания образования, но и изменение подходов к организационным формам образовательного процесса, поиск инновационных методов и технологий обучения и воспитания дошкольников.

Мы предположили, что одним из эффективных средств патриотического воспитания может стать проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Использование этого средства позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

С целью формирования представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельностимы поставили перед собой задачу изучить уровень знаний и представлений о малой родине (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, культура и традиции, флора и фауна) у детей старшего дошкольного возраста. Нами запланировано проведение педагогического эксперимента, в ходе которого будут выявлены имеющиеся трудности в формировании представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста, разработаны и апробированы этапы проектной деятельности и доказана ее эффективность.

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена все возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

«Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность» [2, с. 6].

Педагогический проект мы рассматриваем как систему планируемых и реализуемых в совместной деятельности действий педагогов, детей и родителей, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. Завершение проектабудет проходить в форме творческих работ. Метод проекта использовался педагогами в несколько этапов.

Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам [3]:

1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.).

3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

Чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами разрабатывается педагогический проект, с целью формированияпредставлений о малой Родине.

Задачи данного проекта:

создать условия для восприятия информации об историческом прошлом и культурном облике родного края;

осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

В процессе экспериментального исследования была использована диагностика, представленная в пособии Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» (ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ближайшим окружением и родным городом) [7].

Анализируя данные первичной диагностики воспитанников, мы пришли к выводу о необходимости продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории родного края, родного города.

Для решения поставленных образовательных задач был разработан педагогический проект «Пучеж – город наш родной».

Реализация проекта началась с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок. Постепенно у детей появились любимые уголки в городе. От близкого окружения мы перешли к жизни людей города и края, значимости их труда для региона, страны; показали, что край – часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона – возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети начали понимать, что Родина – это святое!

Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает не только творческие способности дошкольников, но помогает развиваться и самому педагогу как творческой личности.

Таким образом, формирование представлений о малой Родине у дошкольников, направленное на изучение ее истории и культуры, формирование чувства гордости за земляков, привитие интереса к явлениям социальной жизни средствами проектной деятельности будет влиять на развитие субъектной позиции у ребенка, раскрытие его индивидуальности, способствоватьего личностному развитию.


Библиографическая ссылка

Афанасьева В.В., Мишанина В.И. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17522 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674