Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Иванникова И.А. 1 Долгополова А.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность студента, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Проектная деятельность опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности, которая представляет собой целостную последовательность дидактических приемов Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе со студентами разных курсов и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом заключается его универсальность.
проектная деятельность
системность
метод проектов. дидактические приёмы
1. Андрафанова Н.В., Губа Н.В., Шмалько С.П. Использование информационных технологий при подготовке бакалавров экономических направлений // Информатизация образования и науки. 2016.№3(31). С. 45-57.
2. Грушевский С.П., Засядко О.В. Мороз О.В. Формирование профессиональных компетенций студентов экономических направлений подготовки бакалавров в процессе изучения математики // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С.400-418.
3. Долгополова А.Ф., Шмалько С.П. Пути повышения качества образования студентов экономических направлений // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ №02(116). Краснодар, 2016. С. 228-238.
4. Засядко О.В., Мороз О.В. Междисциплинарные связи в процессе обучения математике студентов экономических специальностей //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 349-359.
5. Шмалько С.П. Формирование профессионально ориентированного мышления у студентов экономических направлений. // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1. С. 99-101.

Целью современного образования является не социальная зрелость, а максимальная социализация выпускников. Мы говорим об отходе от «классических» знаний и навыков к переходу к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования. Преподаватели на практике должны применять технологии, которые соответствуют современным требованиям [3]. Исследования и творческие методы обучения должны играть ведущую роль. В арсенале инновационных учебных средств и методов, которые обеспечивают профессиональную подготовку, «технологии проекты» занимают главное место. Проект не является принципиально новым в педагогической практике, однако, сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века как возможность адаптироваться в быстро меняющемся обществе. «Брошенный вперед» это точный перевод латинского слова «проект». Проект включает в себя идеи гуманистических тенденций в области философии, науки и образования. Джордж Дьюи и его ученик в х. Килпатрик предложил активное обучение посредством студенческих мероприятий. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 г. Обязательным условием учитывался личный интерес обучающегося для успешной работы. Проблемы должны быть взяты из реальной жизни и быть знакомы и значимыми для обучаемого. Для его решения необходимо как ранее приобретенные знания и те, которые еще предстоит приобрести. В 1931 году данный метод был порицаем в нашей стране и позабыт до сих пор. В иностранной школе он активно и очень успешно был в дальнейшем разработан. Сегодня мы возвращаемся к нему на новом этапе. Таким образом, основой метода проектов является творчество, способность ориентироваться в информационном пространстве и строить свои знания самостоятельно.

Проект – это целенаправленная деятельность, связанная с решением любого задания в реальной жизненной ситуации. Проект всегда имеет цель: четко правильно поставленные цели имеют немаловажное значение для четко определенных результатов. Основной задачей проекта является решение любой проблемы, что и предполагает тщательный анализ. Предлагает одно или несколько решений, проект всегда нацелен на продолжительные изменения в социальной и общественной сфере. Проекты являются реалистичными: их цели должны быть достижимыми. Он включает в себя сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами. Проекты всегда ограничены во времени и пространстве: они всегда имеют начало и конец. Проект всегда реализовывается в определенном месте и конкретном контексте. Проекты называют сложным явлением: они требуют осуществления определенного набора навыков для их планирования и выполнения, требует вовлечение многих участников и партнеров. Проекты осуществляются в рамках группы: любой проект является результатом совместных усилий. Группа людей занимается реализацией с партнерами, с целью решения проблем других людей.

Проекты используют не так часто, поскольку они возникают на основании новых идей и целей. Они предлагают решение конкретных проблем в конкретном контексте и поэтому являются инновационными. Проекты – это развернутый план, каждый проект уникален и ломает все сложившиеся стереотипы. В методе проектов всегда есть элемент непредсказуемости и риска. Проекты должны быть оценены, запланированы и реализованы для конкретных целей и нацелены на решение определенных задач. Они осуществляются поэтапно и имеют четкое разделение на несколько этапов [2].

Определены следующие типы проектов: исследования, творческие приключения, информации, проектирования и оценки. Работа исполняется в течение определенного периода времени и направленна на решение определенных проблем и конкретных задач.

Выделяют 3 важных этапов проектной деятельности.

Первый этап: Подготовительный. Формирование проектной группы, выбор отбора и формулировки проекта, цели и задачи, обоснование методов исследования, разработка плана и структура исследования изучение литературы и других источников по теме.

Второй этап: Планирование. Это определение сроков получения результатов (конечные и промежуточные), дальнейшего формирования идеи проекта, учитывая его важность, обсуждение возможных результатов определения проекта и распределение образовательных задач, установив временные рамки для их реализации.

Третий этап: Организационное развитие. Определение последовательности выполнения дизайна работы, распределение задач, сбор и обработка информации, подготовка заключений, по сравнению с целями и положениями гипотезы. Результаты исследования и подготовки доклада.

В основу «технологии проектов» лежит направленность познавательной деятельности студентов на результат, который приобретается при решении конкретной практической или теоретической значимой проблемы или задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт, который становится бесценным достоянием человека, соединяя знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проекта – это набор последовательных методов преподавания и обучения, которые позволяют студентам приобретать знания и умения в процессе планирования, проектирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов [4].

Цель метода проектов: в течение всего учебного процесса заключается в том, чтобы построить в определенной последовательности основные свойства и законы, используя различный материал. Развивать умения и применять приобретенные знания для решения различных задач и уравнений и социальных проблем.

Студенты считают, что участвуя в учебном проекте получают возможность делать что-то интересное самостоятельно, или в группе в меру своих возможностей. Эта деятельность позволяет ему проявить себя, попробовать свои силы в применении знаний, чтобы принести пользу и публично показать достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение увлекательных проблем и конкретных задач, результатом является практическим, интересным и значимым. Для первооткрывателей проектная деятельность оказывать содействие решению адаптационных проблем, и делает студентов самодостаточными, самостоятельными и целенаправленными.

Метод проектов можно применять в учебном процессе для решения различных небольших немаловажных проблемных задач в рамках одного – двух занятий (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае идея проекта связана с темой занятия или применением данной темы в различных жизненных ситуациях [5].

Для решения более крупных задач и значимых проблем в математической сфере деятельности, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном осуществляются в процессе самостоятельной деятельности студентов и отводятся на самостоятельное изучение. Данные проекты в основном направлены на изучение, углубление и расширение знаний по математике. Этого так называемые среднесрочные проекты (макро – проекты), которые применяются в основном в рамках самостоятельной внеаудиторной работы.

Поле для выбора темы долгосрочных и немаловажных проектов по математике достаточно велики. Проект может быть связан с изучением какой – либо темы по математике, которая не изучается по учебной программе дисциплины или с приложениями математики в науке и практике. В настоящее время для благополучного внедрения проекта необходимо широкое применение математических методов, благодаря которым решаются многие задачи человеческой деятельности.

Быстрое развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей – это всё характеризует современное общество образованных людей. Темпы обновления знаний настолько значительны, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми навыками и знаниями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимой состовляющей в жизни человека [1].

Реализация методом проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математических дисциплин, работа над проектами развивает мотивацию к обучению, более результативно, чем на традиционных занятиях. Для нового поколения проектная деятельность в изучении математики, способствует решению не только учебных, но и универсальных предметных действий, требуемых ФГОС. Также большую значимость приобретают различные методы проекта, которые помогают решать некоторые виды экономических задач. Применение методов проекта играет важную роль в экономической сфере, а также способствует эффективной деятельности экономики в целом.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что методы проекта применяемые в изучении математики является неотъемлемой частью расчетов в экономической сфере и способствуют эффективной деятельности экономики в целом.


Библиографическая ссылка

Иванникова И.А., Долгополова А.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17427 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674