Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРАЧА: ЭТИЧЕСКИЕ РИСКИ СТРАХОВАНИЯ

Аброськина Е.Ю. 1 Зотьева Ю.А. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
В статье обсуждаются этические аспекты страхования профессиональной ответственности врача. Необходимость введения данного вида юридической ответственности медицинского специалиста обусловлен ацелом рядом причин, среди которых: правовые пробелы в сфере оказания медицинских услуг, отсутствие знаний у населения об их гражданских правах, правах пациента, отсутствие ответственности за собственное здоровье, отсутствие стандартов ведения медицинской документации с учётом правовых аспектов оказания медицинских услуг, вынужденное занижение объёмов медицинской помощи вследствие дефицита финансирования в системе обязательного медицинского страхования, несоблюдение норм медицинской этики, наличие причинной связи между действиями исполнителя и наступившими последствиями -вредом здоровью. Этические аспекты рассмотрены в контексте реализации пятнадцати принципов биоэтики, заключенных во «Всеобщей Декларация по биоэтике и правам человека», принятой 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
биоэтика
гражданско-правовая ответственность врача
права врача
медицинская помощь
правовые конфликты
1. Быстревская Н.Ю. Комплементарность автономии и ответственности пациента в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. – С.52
2. Жолудь Д.С. Биоэтическое содержание «блага» в современной медицинской практике // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. – С.54
3. Айвазян Ш.Г. Права врача в проблемном поле биоэтики (случай из европейской практики) // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.35-37.
4. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.58-60.
5. Доника А.Д. Интеграция профессионального отбора в систему высшего образования медицинских специалистов: биоэтический подход // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3-1. – С.49
6. Радченко М.А. Спорные вопросы правового статуса граждан в области охраны здоровья // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.244.
7. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики // Биоэтика – 2014 – № 2 (14) 2014 – С.44-46.
8. Худякова Д.В. Биоэтика и современная медицинская практика: «благо» и «здоровье» // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. – С.57-58
9. Шестакова И.В. Современные подходы к формированию компетенций медицинских специалистов // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3-1. – С.50.
10. Agapova E.G., Donika A.D. Ethical problems of medics’s interaction with eldery patiens on the examl of the social group of militari retirees // Биоэтика. 2017. 1(19). С.49-52

Введение понятия гражданско-правовой ответственности врача активно обсуждается средствами масс медиа и специалистами в области медицины и права [1,2]. Необходимость введения данной новеллы обусловлена многочисленными факторами, основными среди которых современные исследователи в междисциплинарном поле медицины, юриспруденции и социологии выделяют:

– правовые пробелы в сфере оказания медицинских услуг [7, 4],

– отсутствие должной правовой подготовки медицинского персонала [2],

– отсутствие знаний у населения об их гражданских правах, правах пациента [9],

– отсутствие ответственности за собственное здоровье,

– отсутствие стандартов ведения медицинской документации с учётом правовых аспектов оказания медицинских услуг [8],

– несоблюдение норм медицинской этики [6,10],

Перечисленные факторы риска неизбежно при доказанности обстоятельств приводят к гражданско-правовой ответственности медицинского работника [3].

При случайном причинении вреда для осуждения поведения нарушителя нет оснований, поэтому речь здесь должна идти не об ответственности, а об «особых правовых формах распределения случайных убытков, то есть о мерах защиты субъективных прав потерпевшего». Если врач действовал в соответствии с профессиональными обязанностями, применяя допустимые меры, объективно способствующие лечению и соответствующие уровню практики и науки, то в таких случаях ни врач, ни медицинское учреждение, в котором он работает, не отвечает «за неудачный исход операции и даже смерть. Действия врача, допустившего ошибку в постановке диагноза, при лечении из-за несовершенства медицинской науки или скрытых индивидуальных особенностей организма, нельзя считать неправомерными».

В настоящее время какого-либо законодательного закрепления института страхования профессиональной ответственности медицинских работников не имеется, за исключением ч.1.п.7 статьи 72 «Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.), где закреплено право медицинских работников «на страхование риска своей профессиональной ответственности». Тем не менее, настоятельная потребность применения данного института на практике существенно назрела и является насущной и злободневной для любого активно функционирующего на рынке соответствующих услуг медицинского учреждения или частнопрактикующего врача [5,7].

19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека [4]. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:

– Человеческое достоинство и права человека,

– Благо и вред,

– Автономия и индивидуальная ответственность,

– Информированное согласие,

– Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,

– Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,

– Равенство, справедливость и равноправие,

– Недопущение дискриминации и стигматизации,

– Уважение культурного разнообразия и плюрализма,

– Солидарность и сотрудничество,

– Социальная ответственность и здоровье,

– Совместное использование благ,

– Защита будущих поколений,

Во все времена перед людьми стоял вопрос: Каковы истинные равенство, равноправие и справедливость и чем они представлены?

Вопрос о равенстве возник из-за расслоения общества в доступе к таким благам как деньги, власть, престиж и тд. Весь этот процесс мы можем назвать «неравенством». Люди всегда будут не равны в каких-либо отношениях, даже только потому , какие у человека способности, качества , кем являются его родители и тд. Но раз уж так всё устроено, то в чем же существует равенство?

Равенство существует в законе. При соблюдении всеми гражданами законов создаются равные возможности всех социальных групп в получении каких-либо благ.

Например: в нашем обществе люди разного социального положения имеют равные возможности при поступлении на обучение.

Что же можно сказать о равноправии? На мой взгляд, равноправие неразрывно связано с равенством, можно даже сказать, что эти понятия в каком-то отношении одинаковы. Равноправие — равное положение, равенство . В качестве примера можно представить, что люди с ограниченными возможностями имеют аналогичные права с полноценными в физическом отношении людьми. В наше время , так же можно сказать ,что мужчины и женщины равноправны между собой. В общем смысле слова, равноправие представляет собой наличие у всех одних и тех же прав ,независимо от пола ,национальности, социального положения и других факторов.

Что же такое справедливость? Это одна из ценностей, которую люди считают важной составляющей между отношениями друг друга. Вопрос о справедливости возникает под столкновением желаний, интересов и обязанностей людей. Достижение справедливости возможно при равном распределении выгод и тягот совместной жизни людей в обществе.

Разумеется, все эти три понятия трудно безукоризненно применить к какому-либо государству в наши дни. Но общество стремится к этому , и надеется на установление порядка во всех сферах своей жизни.

Свобода является отправной точкой для существования журналистики. Все важные международные учреждения, организации, конвенции, такие как Организация Объединенных Наций, Европейская комиссия и Всеобщая декларация прав человека, согласны с тем, что свобода средств массовой информации и журналистское выражение должны быть сбалансированы законами. Это стало возможным благодаря явному или неявному существованию противоположных интересов между средствами массовой информации и государственным правительством. Из-за этих разных интересов, а также необходимости развивать коллективные отношения в цивилизованном мире неизбежна необходимость обеспечения безопасности и равной защиты обеих сторон. Противоположные интересы - это самая большая проблема свободного общества, которая открывает множество дилемм в декларации профессиональной журналистской работы, в связи с чем потребность в этических стандартах.

Этические проблемы являются предметом дискуссии тематических конференции.В частности, на международной конференции 21-23 марта 2017 г в г. Лимассол (Кипр) «Биоэтика, медицинская этика и здравоохранительное право», с своем докладе по проблемам медицинского туризма (Medico-Legal Dilemmas in Medical Tourism) Malke Borow (Israeli Medical Association)подчеркнул 3 негативных тренда:

1. Часто причиной медицинского туризма является то, что данный вид медуслуг не легализован в стране пациента, например, эвтаназия (он назвал ее ассистируемый суицид), аборт, ЭКО, суррогатное материнство, испытания ЛС, лечение стволовыми клетками и др.

2. В результате этого возникает противоречие национального законодательства пациентов и законодательства Израиля, и до сих пор нет единого понимания, как решать такие трансакции. Будут ли предприняты какие-то санкции для страны, предоставляющей услуги иностранцу. И какие юридические проблемы могут возникнуть для доктора, который вместе с пациентом пересек границу именно с этой целью – проведения нелегальной в его стране процедуры.

3. Какое влияние на развитие МТ оказывает тот факт, что более дешевое лечение в данной стране является основной причиной МТ? Возможно, необходимо на государственном уровне принимать меры для повышения оплаты труда медперсонала, чтобы они не ехали как в другую страну с более высокой оплатой этого вида медицинских услуг. Возможно, принятие общих стандартов по оплате определенных видов медицинских услуг или вести запрет на профессиональную деятельность одновременно в разных странах.

Для урегулирования этих процессов и их систематизации Министерством здравоохранения Израиля в июле 2016 г предложен законопроект.

Национальное гражданское законодательство на современном этапе не может обойтись без установления в известных пределах мер защиты без вины (за случай) до тех пор, пока общество не возьмет на себя обязанность полного возмещения подобных случайных убытков, которые могут возникнуть в имущественной сфере каждого из его членов. Поэтому должны более эффективно использоваться инструменты этического регулирования, хорошо апробированные в европейской практике[10].


Библиографическая ссылка

Аброськина Е.Ю., Зотьева Ю.А. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРАЧА: ЭТИЧЕСКИЕ РИСКИ СТРАХОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17395 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674