Актуальность. Несмотря на то, что авиационный транспорт в общем рейтинге опасности занимает последнее месте, авиакатастрофы характеризуются максимальным числом человеческих жертв и на сегодняшний день не поддаются какой-либо логической (математической) схеме прогнозирования [2,7]. Согласно современным расчетам ученых США наибольшую степень риска для жизни и здоровья людей представляет автомобильный транспорт (рис.1.)[3,9]
По другим данным, за месяц в дорожно-транспортных происшествиях гибнет столько же человек, сколько погибло в авиакатастрофах за последние 100 лет. Тем не менее, авиакатастрофы представляют собой особенную группу, где число безвозвратных санитарных потерь приближается к 100%. В связи с этим представляет интерес статистистических данных по авиационным катастофам [1,5] .
Материалы и методы. Эмпирическую базу нашего исследования составили анализ специальных литературных источников по рассматриваемой теме, включая статистические базы официального сайта Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, а также комплексный анализ текущего национального законодательства по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации (Федеральный конституционный закон РФ № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении», Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.). Математическая обработка данных проводилась методами вариационной статистики с вычислением параметрических (t-критерий Стьюдента) и непараметрических (χ-квадрат) критериев различия и коэффициентов корреляции с помощью пакета прикладных программ Microsoft Excel 2010 и STATISTICA v.17,0.
Рис. 1 Схема степени риска жизни и здоровью относительно вида транспортного средства (связь обратная)
Результаты и их обсуждение. Всего за пять месяцев 2016 года произошло шесть авиационных катастроф. Только за пять месяцев 2016 года произошло шесть кровавых авиакатастроф: 24 и 26 февраля, 9 марта, 19 марта и две - 18 мая. Падения самолетов унесли жизни людей в разных уголках мира. Статистический анализ по критерию периодичности авиационных катастроф представлен на рис.2
Рис.2 Периодичность и частота авиационных аварий в мире в динамике 6 лет
Из рисунка видно, что не отмечается зависимости от времени или явной достоверной периодической зависимости частоты авиационных аварий. Статистический анализ по критерию численности безвозвратных санитарных потерь (погибших) также не поддается математическому моделированию [4,8]( рис.3).
Выводы. Таким образом, проведенный статистический анализ показал, что невозможно прогнозировать или создать вероятностную модель авиационных катастроф. Кроме того, не существует прямой достоверной зависимости численности безвозвратных санитарных потерь от числа авиационных катастроф. В связи с этим основным направлением оптимизации предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций такого характера является совершенствование сил и средств оказания помощи выжившим, средств оповещения, психологической поддержки родственников пострадавших и погибших, законодательной базы оказания материальной помощи семьям погибших в чрезвычайных ситуаций транспортного характера[4,6,10].
Рис.3 Статистический анализ по критерию численности безвозвратных санитарных потерь в результате авиационных аварий в мире в динамике 6 лет
Библиографическая ссылка
Лукьянченко К.А. АВИАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЧС: ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17385 (дата обращения: 21.11.2024).