Актуальность. Безопасность пищевых продуктов тесно взаимосвязана с пищевой ценностью. Оба напрямую зависят от состава сырья и продуктов. При неправильном хранении или переработке в сырье появляются опасные для здоровья соединения, что является следствием микробиологических или химических процессов. В наше время ассортимент продуктов постоянно расширяется, а также изменяется характер питания. Происходит внедрение новых технологий в процесс производства, распределения, тем самым страдает и безопасность хранения пищевых продуктов. [2,3,6].
Цель работы: Выявление фальсифицированной и не безопасной продукции, которая не соответствует Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции», а так же ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили анализ специальных литературных источников по рассматриваемой теме, включая статистические базы официального сайта Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, а также комплексный анализ текущего национального законодательства по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации (Федеральный конституционный закон РФ № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении», Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.). Математическая обработка данных проводилась методами вариационной статистики с вычислением параметрических (t-критерий Стьюдента) и непараметрических (χ-квадрат) критериев различия и коэффициентов корреляции с помощью пакета прикладных программ Microsoft Excel 2010 и STATISTICA v.17,0.
Результаты и их обсуждение. Опасным является попадание токсических веществ в продукты из окружающей среды, которая загрязняется отходами и химикатами из сельскохозяйственного производства Согласно современным данным характер, количество, тяжесть, заболеваемость и распространенность конкретных токсикологических эффектов возрастают с увеличением воздействия, определяемым дозой, продолжительностью и частотой [4,7]. Это обычно называют отношением доза-ответ. Помимо дозы, факторы, которые могут влиять на токсикологический эффект, включают в себя путь воздействия на вещество, исследуемые виды (и в случае животных, штамм), генетическую восприимчивость, физиологическое состояние, пол и возраст облученного населения [5,8].
Токсикологические последствия могут быть краткими или длительными, немедленными или отсроченными, обратимыми или необратимыми, единичными или множественными, неприятными или недееспособными или даже опасными для жизни. Токсикологический эффект при отравлении многими малоизученными токсинами носит и безпороговый характер. По определению предполагается, что не пороговые эффекты происходят на любом уровне воздействия вещества. Однако, вполне может быть «практический» порог, например, в случае генотоксических эффектов, которые являются отражением взаимодействия между генотоксичностью и механизмами восстановления клеточной ДНК. Возникает ли эффект - функция вероятности, и хотя вероятность будет уменьшаться по мере уменьшения уровня воздействия, предполагается, что уровень воздействия, для которого вероятность равна нулю, отсутствует. В отсутствие правдоподобного альтернативного механизма, поддерживаемого экспериментальными данными, мутагенность и генотоксическая канцерогенность в настоящее время считаются не пороговыми эффектами. Оценка новых веществ, токсическое действие которых считается не имеющим порога, требует тщательной оценки имеющейся информации, в том числе результатов биологических анализов in vitro и in vivo и достоверных прогнозируемых оценок SAR, для определения веса доказательств канцерогенности или зародышей человека клеточной мутагенности.
Рис.1 Структура соответствия проб по микробиологическим показателям
От общего числа исследований 69,5% приходится на предприятия общественного питания, 28,7% - на предприятия продовольственной торговли и 1,8% - на предприятия пищевой промышленности. По микробиологическим показателям исследовано 25 615 проб, из них 2 343 (9%) – не отвечали требованиям нормативной и технической документации (рис.1).
На содержание растворимых сухих веществ в соках исследовано 320 проб, из них 3 (0,9%) не соответствовали требованиям НД. По физико-химическим показателям было исследовано 15 574 пробы пищевой продукции, из них 798 проб (5,12%) не соответствовали требованиям НД.
Рис.2 Распределение исследуемых проб градации «не соответствует» по различным критериям (А - на содержание растворимых сухих веществ в соках, Б - по физико-химическим показателям: В - на содержание стеринов; Г - на содержание растворимых сухих веществ в соках)
С целью оценки подлинности и выявления фальсификации отдельных видов продукции проводятся исследования молока и молочной продукции, соковой продукции, масложировой продукции по показателям качества и идентификации (рис.2). На содержание стеринов за 9 месяцев 2016 года исследовано 787 проб молочных продуктов, из них 51 проба с учетом жирно-кислотного состава и содержания стеринов признана не молочным продуктом. На содержание растворимых сухих веществ в соках исследовано 320 проб, из них 3 (0,9%) не соответствовали требованиям НД.
Ситуация по обеспечению населения качественной и безопасной пищевой продукцией остается на контроле Управления Роспотребнадзора
Вывод. Необходимо ужесточение контроля за соблюдением соответствия пищевых продуктов требованиям национальных нормативов и стандартов с полным запретом наличия токсичных химических веществ с целью доведения санитарных норм до европейских стандартов [1,9,10].
Библиографическая ссылка
Бородина М.И. ПРОБЛЕМА МОНИТОРИНГА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПО КРИТЕРИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17379 (дата обращения: 23.11.2024).