На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки являются общепризнанным лидером в инновационной деятельности и выпуске высокотехнологичной продукции. Крупнейшие бизнес гиганты с миллиардными показателями прибыли, такие как Apple, Google, Microsoft, IBM, Amazon, BMW признаются самыми инновационными компаниями мира и располагаются на американском континенте [1]. Будь то в силу национального менталитета с постоянным стремлением к личностному успеху, то ли дело в эффективной системе образования и инновационного развития, но компании США с каждым годом только увеличивают свое присутствие на мировом рынке и демонстрируют стабильное определение успеха. Каковы ключевые факторы в успешной деятельности предприятий и как система образования и экономика инноваций влияют на развитие всей страны, рассмотрим на примере опыта США.
Первое о чем стоит сказать это то, что развитие сферы высоких технологий и стимулирование инновационной деятельности всегда было приоритетным направлением государственной политики США. Американские компании давно поняли, что успешное будущее стоит за инновациями, также как и высокие прибыли в долгосрочной перспективе. В данной ситуации, когда предприятия сами понимают значимость инновационной деятельности, роль государства сводится к тому, чтобы всячески помогать укреплять эту связь между бизнесом и инновациями, выполняя свои традиционные функции в законодательной, финансовой и управленческой сферах [6]. Однако инновационный потенциал США держится не только на разного рода компаниях.
Главенствующая роль в инновационной деятельности принадлежит университетам. На сегодняшний день в Штатах действует примерно 150 высших учебных заведений, значительная часть из которых занимает первые места в мировых рейтингах, среди которых в качестве скромного примера можно выделить: Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, университет Беркли, Стендфордский университет, Массачусетский технологический институт, университет Минессоты, Висконсинский университет и др. Именно в университетах сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты имеют большие финансовые ресурсы, обладая земельными владениями и значительными финансовыми фондами, постоянно пополняемыми богатыми выпускниками.
Помимо университетов, в США фундаментальной исследовательской деятельностью занимаются Институты высших исследований, такие как институты в Принстоне, в Лос-Анджелесе и Санта-Фе. Их основной задачей является подготовка кадров высшей квалификации и сотрудничество с представителями мировой науки, работающими в этих институтах на постоянной или временной основе.
Следующей структурой инновационной системы США являются Национальные лаборатории, развивающие какое-либо направление прикладной науки. Помимо этого, в США существует огромное количество частных исследовательских корпораций, из которых наиболее известной является Рэнд-Корпорайшэн. Эти структуры обслуживают интересы американских государственных ведомств, а также частных компаний, занимаясь как фундаментальными, так и прикладными исследованиями на коммерческой основе [7].
Здесь следует отметить наиболее характерную для американской инновационной системы политику государства, которая позволила университетам, национальным лабораториям, исследовательским корпорациям стать ключевыми элементами в аккумулировании инноваций в масштабе всей страны. Правительство США поняло, чтобы университеты были заинтересованы в создании инноваций, необходимо предоставить им возможность получать от них коммерческую выгоду. Так появляется широко известный в мире закон Бэя-Доула, который позволил университетам, другим бесприбыльным организациям и предприятиям малого бизнеса иметь в собственности федеральные изобретения которые были созданы за государственный счет, получать доход от патентов и лицензий и делить прибыль с изобретателями. Это был прорыв мирового масштаба, поскольку нигде прежде университеты тесно не взаимодействовали с бизнесом, в основном занимаясь наукой ради самой науки. Отныне они смогли зарабатывать на своих открытиях [4].
Таким образом, инновационная система США стала действовать таким образом, что университеты помимо своей образовательной функции, то есть подготовки высококвалифицированных специалистов, приобрели возможность создавать в своих стенах инновации, разрабатывать новые высокотехнологичные проекты, взаимодействуя с бизнесом и государством, и самое главное получать прибыль от своих исследований. Взаимодействие этих трех институтов: государства, бизнеса и науки в лице университетов, – на каждом этапе создания инновационного продукта получило название модели «тройной спирали», которая стала характерной для инновационной системы США.
Другим показательным примером действия принципа тройной спирали стало создание Кремниевой долины, которая является самым известным технополисом мира и ведущим центром развития инноваций. Созданная на базе Стэнфордского университета, Кремниевая Долина стала эффективной площадкой для развития ведущих компаний в сфере современных электронных и компьютерных технологий, которые стали создавать инновации, приносящие многомиллиардные выручки и работающие на экономику государства [5].
Деятельность Кремниевой Долины привлекла внимание многих стран, которые стали пробовать применить опыт создания технополиса такого рода у себя на земле, например «Сколково» в России. Однако другого проекта, который бы приблизился к феноменальному успеху Кремниевой Долины, нигде в мире нет. Многие специалисты спорят о том, в чем состоит секрет американской инновационной долины, и многие приходят к выводу, что главным фактором успеха стало практическое применение инноваций в деятельности предприятий. Кремниевую Долину создавали не ученые, а предприниматели-практики, которые понимали, что реальный инновационный продукт, получаемый в результате научных исследований, самое главное должен работать во благо компании и приносить прибыль [8].
Такое понимание инноваций, как главной движущей силы для развития предприятия и получения долгосрочной коммерческой выгоды, является характерным для американской инновационной системы, которая объяснению научных теорий предпочитает практическое использование результатов научных исследований.
Таким образом, национальная инновационная система США является одной из самых развитых и стабильных в мире по ряду причин. Во-первых, действие модели тройной спирали, при которой университеты наряду с малым бизнесом получают коммерческую выгоду от созданных ими инноваций и становятся главной движущей силой для развития экономики страны. Во вторых, опыт создания Кремниевой Долины показывает, что практическое использование инноваций является главным фактором для успешной деятельности компании. И в третьих, ключевую роль играет осознание значимости инноваций для развития всех сфер жизни страны и приобретения лидерства на мировом рынке.
В настоящее время инновационный опыт США перенимают и другие страны, такие активно развивающиеся, как Китай, Республика Корея, Израиль и т.д. В XXI в. эти страны ставят во главу развитие инновационной инфраструктуры, человеческого капитала, особенно его интеллектуальной, организационной составляющей [3]. В частности, в Китае на сегодняшний день активно функционируют несколько сотен инновационных промышленных зон (зон развития), первоначально создаваемых по типу американской Кремниевой Долины, которые дают стране миллиарды долларов доходов и экспортной выручки [2].
Закончить данную статью хочется отрывком из биографии основателя одной из самых инновационных компаний мира Apple Стива Джобса. Уолтер Айзексон, автор книги, писал про него: «Сейчас, когда Соединенные Штаты изо всех сил стараются сохранить позиции в области инноваций, когда страны всего миры пытаются выстроить новые экономики эпох цифровых технологий, Джобс является олицетворением творчества, воображения, изобретательности. Он одним из первым понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии. И основал компанию, в которой игра воображения органично сочетается с новейшими достижениями техники» [9]. Наверное, это и есть ключ к успешной деятельности любой компании. Стоимость акций Apple прямое тому доказательство.
Библиографическая ссылка
Булава А.С. ОПЫТ США В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17289 (дата обращения: 08.12.2024).