Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Долгова Д.А. 1
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Спорт – глобальное явление, которое затрагивает интересы самых различных групп и охватывает все сферы деятельности, в том числе политическую. Спорт является важнейшей составляющей имиджа государства, выступает средством продвижения интересов страны на международной арене. Спорт и международные отношения связаны между собой понятием спортивной дипломатии. Соответственно, одним из ее главных акторов можно считать международные спортивные организации, которые имеют определенное влияние на имидж страны, предоставляя или не предоставляя ей право проводить крупные международные соревнования. При этом, по мнению многих специалистов, международные спортивные организации берут на себя новые политические функции, например, реализуя интересы одной страны, используют спорт в качестве способа геополитического давления на другое государство. Необходимо реформировать деятельность и структуру этих организаций, чтобы отделить спорт и политические интересы стран.
международные спортивные организации
спортивная дипломатия
мировая политика
имидж государства.
1. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010. C. 54-57.
2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений. Гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. СПб, 2011. С. 93-96.
3. Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. М.: ФиС, 2006. С. 24-28.
4. Доклад WADA: ФСБ подменяла пробы спортсменов на олимпиаде в Сочи [Электронный ресурс] // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/622815 (дата обращения: 09.04.2017).
5. «Мягкая сила» в политике [Электронный ресурс] // Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563828 (дата обращения: 20.04.2017).
6. Россия стала чемпионом по количеству проводимых спортивных соревнований [Электронный ресурс] // Владимир Путин. Личный сайт. 12.12.2015. URL: http://www.putin2012.ru/events/253 (дата обращения: 11.04.2017).
7. Шатилов А.Б., Башмаков Д.А. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. М.: РГГУ, 2002. С . 114.

Международные организации на сегодняшний день являются важнейшими акторами мировой политики. Как известно, наиболее распространенный критерий их классификации – характер членства. По нему выделяют международные межправительственные организации (ММПО), создаваемые государствами на основе договоров, и неправительственные (МНПО), т.е. негосударственные участники международных отношений. Хотелось бы остановиться именно на неправительственных организациях.

Международные неправительственные организации различаются по структуре, направленности, задачам и масштабам деятельности. Хотя принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств обязательной юридической силы, им зачастую удается добиваться выполнения поставленных задач не только в профессиональной, но и в политической области. К числу таких организаций можно отнести и спортивные международные организации [7].

В связи с этим цель данной работы – определить роль и место международных спортивных организаций в современных мирополитических процессах. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- охарактеризовать значимость спорта в международных отношениях;

- раскрыть понятие «спортивной дипломатии»;

- разобрать самые известные международные спортивные организации;

- выявить политический характер в деятельности международных спортивных организациях.

Последнее время все чаще можно увидеть или услышать в СМИ споры о взаимосвязи спорта и большой политики, а также об укреплении роли международных спортивных организаций в мирополитических процессах. Для начала стоит сказать, что спорт – всеобъемлющее явление, затрагивающее интересы различных групп. Спорт также является важнейшим компонентом международного имиджа и авторитета страны. Победы на международных соревнованиях, успехи в организации спортивных мероприятий повышают авторитет государства, пропагандируют его достижения, а значит, улучшают имидж страны в глазах мировой общественности. Неудивительно, что сегодня многие передовые страны соревнуются за проведение крупных международных соревнований на своей территории [3].

Как проведение спортивного соревнования может повлиять на имидж государства, можно проследить через концепцию странового брендинга, предложенную С. Анхольтом. Он выявил шесть элементов, необходимых для укрепления авторитета государства: туризм, люди, экспортные бренды, культура и наследие, инвестиции, а также внутренняя и внешняя политика. На мой взгляд, практически все эти элементы можно реализовать с помощью проведения крупного международного мероприятия в спорте, например Олимпиады. Когда страна принимает у себя такое грандиозное, всемирное событие, то она развивает туризм, привлекает инвестиции и специалистов, имеет возможность продемонстрировать свою культуру традиции, а также успешность экономической и политической систем [1].

В современном мире спорт стал неотъемлемой частью международных отношений. Об этом свидетельствует ряд важнейших международных документов, в которых он упоминается: План действий ЮНЕСКО по укреплению правопорядка в спорте и обеспечению его общедоступности; Резолюция СПЧ ООН «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения»; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с упоминанием о важнейшей роли спорта в формировании безопасности [2].

С вовлечением спорта в сферу международных отношений связывают феномен спортивной дипломатии, которая активно развивается в последнее время как вид дипломатической деятельности, также ее считают неотъемлемой частью публичной дипломатии. Стоит отметить, что спортивная дипломатия действительно может иметь важнейшее значение в решении международных вопросов и проблем. Ярким тому примером служит налаживание отношений между КНР и США с 1971 г. посредством такого вида спорта, как пинг-понг [5].

Разумеется, важнейшими акторами сегодняшней спортивной дипломатии можно считать международные спортивные организации. Существует достаточно много спортивных организаций, но остановимся на самых известных: Международный олимпийский комитет (МОК); Международная федерация футбола (ФИФА); Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).

Международный олимпийский комитет – самая известная и авторитетная спортивная международная организация, созданная основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном еще в 1894 г. Разумеется, эта организация является основной в продвижении спорта в массы. Но стоит отметить, что сегодня МОК также активно проявляет себя в других сферах международных отношений. Например, совместно с ООН разрабатывает программы в области образования, здравоохранения, борьбы с загрязнением окружающей среды, роли женщин в спорте и обществе. Также ООН и МОК совместно осуществляют поставки продовольствия детям в страны Африки. Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН совместно с МОК провели кампанию «Кто жертвует – тот выигрывает», направленную на сбор спортивной одежды для распределения среди беженцев. Само собой разумеется, такие гуманитарные действия не противоречат важнейшему принципу МОК, разграничивающему спорт и политику [7].

Однако в последние годы, которые ознаменовались масштабными спортивно-политическими скандалами, мы можем наблюдать, что спорт действительно становится площадкой для отстаивания государствами своих именно политических интересов. МОК обвиняется в том, что не способен противодействовать данным тенденциям и теряет свою силу и влияние. Считается, что на международную арену выходят другие влиятельные спортивные организации, которые используют спорт как инструмент геополитического давления на то или иное государство, участвуют также в коррупционных скандалах.

К таким организациям некоторые специалисты относят ФИФА, созданную в 1904 г. Как известно, футбол является самым популярным видом спорта в мире, а Чемпионат мира по футболу – одно из самых грандиозных событий каждого четырехлетия. Основываясь на концепции странового брендинга, можно утверждать, что успешное проведение страной такого мероприятия может положительно сказаться на имидже страны. Соответственно можно сделать вывод, что ФИФА имеет некое воздействие на имидж государства, разрешая или не разрешая ему проводить соревнование.

Как известно в 2010 г. РФ получила право на проведение Чемпионата мира в 2018 г., на тот момент практически никакие организации и страны не высказывались против. Однако после успешной Олимпиады-2014, присоединения Крыма к РФ, вступления России в конфронтационные отношения с Западом сразу же возникли вопросы по поводу того, имеет ли Россия право принимать этот Чемпионат у себя. ФИФА в 2015 г. была обвинена в массовой коррупции, и было высказано предположение, что РФ купила у ФИФА право проводить Мундиаль. Удивительно, что это произошло именно в период конфронтации с Западом. Но еще более странно, что активно расследованием деятельности ФИФА занялись органы США: министерство юстиции, ФБР и даже налоговая служба, сославшись на то, что деньги для ФИФА переходили через американские банки. Вашингтон до сих пор пытается бороться за отмену проведения Чемпионата мира по футболу в России. Сложно в данном случае говорить об отсутствии негативной политической подоплеки в спорте [6].

Еще более спорной организацией в плане политизации деятельности является ВАДА. Агентство было создано в 1999 г. по предложению конференции в Лозанне после скандала во время многодневной велогонки «Тур де Франс-1998». Главной целью ВАДА является борьба с допингом в спорте. Однако почему эта организация вызывает так много вопросов в последнее время? В чем политический подтекст? Ведутся споры о ее реформировании или даже ликвидации. Особую остроту спор принял после того, как в 2015 г. ВАДА включили препарат мельдоний в список запрещенных, хотя его аналоги в этот список внесены не были, к тому же именно мельдоний массово употреблялся в российском спорте.

Но в данном случае скандал имеет и коррупционную подоплеку. Журналистам удалось получить информацию о том, что запрещение ВАДА мельдония является средством создания недобросовестной конкуренции. Крупные фармацевтические компании предоставили финансовые средства руководству ВАДА и МОК для наложения запрета на использование спортсменами конкурентной продукции компании АО «Гриндекс» на основе действующего вещества мельдония. Причиной такого решения стало снижение уровня продаж на мировом рынке лекарств аналогичных препаратов таких как: изофосфен, неотон и L-карнитин. Необходимо сказать, что журналисты подвергались слежкам и угрозам, об этом говорится в письме представителя Комитета по защите журналистов к президенту ВАДА. Совсем неудивительно, если политические и экономические факторы связаны между собой [5].

Однако этот скандал не был предан значительной огласке. А вот выход доклада Ричарда Макларена, главы независимой комиссии ВАДА, произвел настоящий фурор. Были обнародованы результаты расследования, которые касались нарушения антидопинговых правил в России. По итогам расследования ВАДА рекомендовало МОК отстранить сборную РФ от Игр в Рио-де-Жанейро. Макларен также говорил об участие ФСБ в подмене допинг-проб в лабораториях Сочи и разработке Россией государственной программы по применению допинга. Однако так и не было предоставлено ни одного конкретного доказательства, подтверждающего данные обвинения. Макларен уверенно заявил, что просто не считает нужным предоставлять доказательства главе Международного олимпийского комитета Томасу Баху, поскольку не очень ему доверяет. Выглядит абсурдным, что МОК не имеет практически никакого весомого слова и то, что одна антидопинговая комиссия бездоказательно может фактически лишить государство права участия в крупных международных соревнованиях, а оспорить это решение фактически невозможно.

В итоге 120 российских легкоатлетов были лишены права участия в Олимпиаде-2016, многие из них даже ни разу не были уличены в допинговом скандале. Спустя некоторое время опять же без фактических аргументов от участия в Паралимпийских играх была отстранена вся сборная России. Также необходимо еще упомянуть, что за несколько дней до официального оглашения доклада, Американское антидопинговое агентство (ЮСАДА) поспешило заявить, что всю сборную РФ необходимо отстранить от участия в Олимпиаде. Появляется ощущение, что ЮСАДА знало содержание еще не оглашенного доклада или же принимало участие в его разработке.

Можно сделать вывод, что вновь национальная структура одной страны диктует свою волю всему спортивному мировому сообществу, пытаясь оказать давление на другое государство. ЮСАДА не раз требовали от ВАДА более жесткого расследования. Возникает вопрос, почему же США в лице ЮСАДА имеют такое большое влияние? На мой взгляд, ответ прост, он заключается в финансировании. ВАДА финансируется на половину из МОК, наполовину правительствами стран. Так вот, в период с 2004 г. по 2015 гг. США вложили в эту организацию 25 млн. долларов, когда все остальные вместе взятые внесли (около 80 стран) 150 млн. долларов. По всей видимости, в спорте также действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» [4].

Скандал, связанный с ВАДА, приобрел новую силу после того, как база данных ВАДА подверглась взлому, и группа хакеров, называющая себя Fancy Bear, опубликовала данные, доказывающие, что это агентство разрешило многим спортсменам использовать запрещенные препараты в медицинских целях. В число таких спортсменов вошли в основном представители США (23 %), в т.ч. известные теннисистки сестры Уильямс и гимнастка Симона Байлз; Великобритании (22 %), стоит отметить, что именно британец Крейг Риди возглавляет ВАДА; Канады (11 %) и Германии (9 %). Также наибольшее количество спортсменов, принимающих допинг с разрешения ВАДА, представлены в таких видах спорта как: плавание, теннис, велоспорт. Именно в них американцы, англичане и немцы с канадцами занимали наивысшие места на Олимпиаде 2016 г. Даже если чемпионы действительно больны и им необходимы запрещенные препараты, то возникает вопрос: почему это делается тайно?

Последней на данный момент стадией абсурдности этого конфликта стало признание ВАДА бездоказательности обвинений в докладах Макларена. Но стоит напомнить еще раз, что после первой части доклада многих наших олимпийцев и всех паралимпийцев отстранили от главного события четырехлетия, а после второй части доклада Россия лишилась права принять у себя Чемпионат мира по бобслею и скелетону. Доказательств так и не нашли, однако авторитет и имидж российского спорта и государства в целом на международной арене был подорван [4].

В заключение хочется сказать, что в современной нестабильной международной ситуации спорт действительно стал частью большой политики. Однако международные спортивные организации все же не являются весомыми акторами на международной арене. За их действиями скорее стоят сильные внешнеполитические игроки в лице государств, которые финансируют эти организации, оказывая на них давление и решая внешнеполитические вопросы посредством спорта. Разумеется, международные спортивные организации не стоит ликвидировать, но их необходимо реформировать и отделить от политики. Единственные политические функции, которые они могут выполнять, должны быть связаны с гуманитарными аспектами.


Библиографическая ссылка

Долгова Д.А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17172 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674