Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ПСИХОЛОГОВ

Молярова А.П. 1
1 Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Наша эпоха характеризуется высоким темпом жизни, систематическими кризисами, природными катаклизмами, повседневной информационной перегрузкой и т.д. Все эти и многие другие факторы представляют собой сильные стрессоры, которые негативно влияют на психологическое благополучие и здоровье личности, её духовное состояние, а также несут высокие риски здоровью и благополучию всего общества. Студенты, как активные участники образовательного процесса часто находятся в эпицентре этих событий, и потому отличаются повышенной подверженностью стрессовым воздействиям из-за специфики образа жизни. Поэтому было проведено сравнительное изучение уровня жизнестойкости и социальной поддержки, как адаптивных ресурсов личности, и временной перспективы личности у студентов, будущих специалистов в области медицины и психологии. Уровень жизнестойкости и временная перспектива в отношении будущего больше выражены у студентов-медиков. Показатели социальной поддержки в обеих группах не различаются.
адаптивные ресурсы
жизнестойкость
социальная поддержка
временная перспектива
студенты-медики
студенты-психологи.
1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Наука, 2011. Вып. 3. 110 с.
2. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2012. С. 61-73.
3. Болотова А.К. Психология организации времени. М.: Аспект Пресс, 2011. 252 с
4. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: крат. энциклопед. слов. М., 2013.
5. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 т. СПб., 2004. Т.5. С.40-42.
6. Леоненко Н.О., Панькова А.М. Этнопсихологические особенности и условия развития жизнестойкости студентов: учебное пособие. Екатеринбург, 2015. 174 с.
7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
8. Малашихина И.А., Артеменкова Л.Ф. Личность как объект психолого-педагогического сопровождения // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 т. СПб., 2003. Т.5. С. 250-253.
9. Николаев Е.Л. Проблемы духовного совершенствования в лечении психических расстройств // Вестник психотерапии. 2005. № 14. С. 9-20.
10. Николаев Е.Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. № 3. С. 8-49.
11. Николаева О.В., Бабурин И.Н., Николаев Е.Л., Дубравина Е.А. Криз? Атака? Невроз? Клинический случай приступа психовегетативных нарушений в кардиологическом стационаре // Вестник психотерапии. 2009. № 30. С. 86-90.
12. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2012.
13. Сырцова А., Соколова E.T., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85-106.
14. Шибутани Т. Социальная психология: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2010.
15. Aleksandrov A., Capkova M., Dostal J. et al. Theory and reality - image of a man in the social science. Ostrava, 2015. 200 p.
16. Erdyneeva K.G., Nikolaev E.L., Azanova A.A. et al. Upgrading educational quality through synergy of teaching and research // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. № 1. P. 106-110.
17. Frank L.K. Time Perspective // Journal of Social Philosophy. 1939. No 4.
18. Nikolaev E. Person-centered medicine and the sociocultural approach in psychotherapy // International Journal of Person Centered Medicine. 2011. Vol. 1. № 3. P. 482-485.
19. Petunova S.A., Nikolaev E.L. Mental health risks in unemployed residents of Chuvashia // Psihijatrija Danas. 2012. Vol. 44. № S. С. 147.
20. Zimet G.D., Dahlem N.W., Zimet S.G., Farley G.K. The multidimensional scale of perceived social support // Journal of Personality Assessment. 1988. V. 52. P. 30-41.

Введение. Современная эпоха характеризуется систематическими кризисами, природными катаклизмами, повседневной информационной перегрузкой и бурным ритмом жизни [15]. Все эти и многие другие факторы представляют собой сильные стрессоры, которые негативно влияют на психологическое благополучие и здоровье личности [11, 19], её духовное состояние [9], а также несут высокие риски здоровью и благополучию всего общества [6, 10]. Студенты, как активные участники образовательного процесса часто находятся в гуще подобных событий [16], и потому отличаются повышенной подверженностью стрессовым воздействиям из-за специфики образа жизни (информационное давление, налаживание самостоятельного быта, совмещение учебы и работы, и т.п.). Именно поэтому изучение адаптивных ресурсов личности и временных ориентаций у студентов актуально, поскольку именно студенческая молодежь является потенциальной элитой общества, и от способности молодого поколения эффективно преодолевать жизненные трудности на своем пути зависит потенциал государства в преодолении кризиса и дальнейшем развитии [6].

На данный момент в научной литературе существует множество определений понятия «адаптация», которые трактуются далеко неоднозначно. Феномен адаптации является объектом изучения самых разных дисциплин и может быть применен к различным аспектам приспособления: биологического, психологического, социального [1]. Нас же интересует адаптация психологическая и социальная.

Адаптация психологическая – явление, представляющее собой наиболее оптимальное приспособление человеческой психики к условиям окружающей среды, жизнедеятельности и частным условиям. Считается, что психологический механизм адаптации, который всегда индивидуален для каждого человека, обуславливается его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Естественно, что адаптационные механизмы и качества личности развиваются синхронно и взаимно обусловлено [3].

А.А. Реан рассматривает адаптацию как процесс, результат и основание для формирования новообразований (психических качеств). Этот феномен автор предлагает анализировать в единстве трех измерений. Процессуальный аспект адаптации, который базируется на выделении ее временных характеристик – протяженности и стадий самой адаптации. Результативный аспект адаптации, используемый как стержневой элемент при оценке успешности адаптивных процессов, в общем. Аспект адаптации же объединяет два подхода – процессуальный и результативный. Здесь объектом обозрения является комплекс тех психических качеств, которые сформировались в процессе адаптации (знания, умения, навыки, личностные качества, особенности межличностного взаимодействия) [12].

С.А. Ларионова считает, что «адаптационные ресурсы личности – это ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности в конкретных социальных условиях» [5]. Адаптация социальная же предусматривает «приспособление индивида к условиям окружающей среды, формирование равнозначной системы отношений, ролевую гармоничность поведения и интегрирование личности в социальные группы» [4]. Т. Шибутани рассматривает адаптацию, как «общность приспособительных реакций, которая базируется на активном освоении среды, ее модификации и образовании незаменимых условий для успешной деятельности [14]. По мнению И.А. Малашихиной и Л.Ф. Артеменковой, главным аспектом социальной адаптации является признание человеком его социальной роли, а продуктивность адаптации напрямую связана с тем, насколько сообразно он воспринимает себя и свои межличностные отношения [8].

Что касается временной перспективы, то «будучи изначально неосознаваемой человеком, она оказывает сильное влияние на его мысли, поведение и жизнь», обуславливает мировосприятие, признание прошлого, осознание настоящего и составление планов на будущее [2]. Л. Фрэнк считал, что «временная перспектива - совокупность воззрений человека о своем психологическом прошлом и будущем, которые имеют место быть в данный момент». Прошлое и будущее являются базовыми компонентами поведения. «Будущее определяется настоящим, настоящее контролируется прошлым, прошлое создает ситуацию, когда будущее связывает ценности прошлого и настоящего» [17].

Материал и методы исследования. В данной работе представлены результаты сравнительного изучения особенностей жизнестойкости и социальной поддержки как адаптивных ресурсов личности и временной перспективы личности у студентов, будущих специалистов в области медицины и психологии. Для чего на базе Чувашского госуниверситета исследованы две группы студентов. Первую группу составили студенты медицинского факультета в количестве 70 человек, в числе которых 54 девушки и 16 юношей, чей средний возраст - 18,99±0,98 года. Вторую группу испытуемых составили 70 человек – студенты-психологи, среди которых 50 девушек и 20 юношей, чей средний возраст составил - 19,90 ±1,32 года.

В качестве психодиагностического инструмента использовались: тест жизнестойкости [7], многомерная шкала восприятия социальной поддержки МSPSS [20] в адаптации В.М. Ялтонского и Н.А. Сироты и методика Ф. Зимбардо по временной перспективе в адаптации А. Сырцовой [13].

Результаты. Согласно полученным результатам, большинство студентов-медиков (45,7%) обладают высоким уровнем жизнестойкости, а 38,6% обладают средним уровнем жизнестойкости, что препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг-стратегий со стрессами и восприятия их как менее значимых. Низкий уровень жизнестойкости имеют 15,7% студентов.

Студенты-психологи же отличаются средним уровнем жизнестойкости (57,1%). Высокий уровень жизнестойкости имеют 22,9% студентов, что демонстрирует нам способность респондентов преодолевать жизненные трудности без потерь для себя. Низкий уровень жизнестойкости у 20% студентов (рис.)

Рис. Показатели жизнестойкости у студентов-медиков и студентов-психологов (%)

Стоит отметить, что студенты-медики имеют более высокий уровень выраженности по всем трем компонентам жизнестойкости (вовлечение, контроль, принятие риска) по сравнению со студентами-психологами.

Как известно, жизнестойкость напрямую связана, с феноменом социальной поддержки. В рамках нашего исследования не было выявлено значимых различий в восприятии социальной поддержки между студентами-медиками и студентами-психологами.

Большинство респондентов ощущают значимую поддержку со стороны родителей (студенты-медики 42,9%, студенты-психологи 38,6%), чуть меньше со стороны друзей (34,3% и 37,1% соответственно) и еще меньше со стороны значимых других (22,9% и 24,3%) (табл.).

В процессе обработки полученных результатов использовалась проверка достоверности различий по критерию Стьюдента. Значимых различий у студентов-медиков и студентов-психологов в отношении своего прошлого как позитивного (t=1,0293, p>0,05), так и негативного (t=0,2682, p>0,05) не выявлено. Испытуемые обоих направлений подготовки в большинстве характеризуют свое прошлое, придавая ему положительную окраску. Молодые люди проявляют теплое, сентиментальное отношение к прошлому, проявляя нотки ностальгии, в некоторых моментах сожалеют о своих поступках, но в целом прошлое представляется в радужном цвете.

Таблица

Показатели временной перспективы у студентов-медиков и студентов-психологов (M± σ)

Параметр

Студенты-
медики

Студенты-психологи

Достоверность различий

Позитивное прошлое

3,93±0,37

3,88±0,34

p>0,05

Негативное прошлое

2,76±0,23

2,81±0,20

p>0,05

Гедонистическое настоящее

2,45±0,33

2,41±0,39

p>0,05

Фаталистическое настоящее

2,33±0,23

3,43±0,27

p≤0,05

Будущее

3,71±0,42

3,18±0,55

p≤0,05

 

Также значимых различий в отношении гедонистического настоящего среди студентов обоих направлений подготовки не наблюдается (t=1,6512, p>0,05). Испытуемые всерьез задумываются о последствиях своих действий и о том, как их поступки могут отразиться на будущем.

Значимые различия наблюдаются в отношении фаталистического настоящего (t=2,0988, p≤0,05). Студенты-медики в своем большинстве ориентированы на будущее, они уверенны, что многое зависит только от них и от их действий. Студенты-психологи в большинстве, напротив, убеждены, что будущее предопределено и на него тяжело повлиять, что жизнь человека находится во власти судьбы.

Значимые различия среди обеих групп студентов также наблюдаются в степени ориентации на будущее (t=2,0528, p≤0,05), что заключается в стремлении к реализации намеченных целей и планов. Будущее видится более «светлым и ярким» студентам-медикам, что может быть связано с четким представлением будущих планов на жизнь, в отличие от студентов-психологов.

Заключение. Таким образом, у студентов-медиков наиболее выражен феномен жизнестойкости по сравнению со студентами-психологами. При этом большинство студентов обоих групп получают социальную поддержку в равной степени. У всех испытуемых существует четко обозначенное представление о настоящем времени, через призму которого они воспринимают прошлое и будущее. Будущее представляется более неопределенным для студентов-психологов, в связи с тем, что им трудно связать свои цели в настоящем с прогнозом на будущее. Студенты-медики обладают более чёткой содержательной картиной в отношении своего будущего, уверенны в нем и активно к нему стремятся.


Библиографическая ссылка

Молярова А.П. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ПСИХОЛОГОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17160 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674