Отношения Турции и Европейского Союза нельзя назвать идеальными. Более того, на протяжении всего относительно недолгого времени существования ЕС в его отношениях с Турцией всегда имелись проблемы и противоречия.
Основным камнем преткновения остается вопрос о вхождении Турции в ЕС. Напомню, что Турция подала заявку в 1987 г., но только с 1999 г. официально становится кандидатом на вступление в Европейский Союз. Непосредственные переговоры начались лишь в 2005 г. А в ноябре 2016 г. Европарламент одобрил резолюцию, призывающую к приостановке переговоров. Этому решению предшествовали некоторые события, которые и привели к нынешней обострившейся ситуации, особенно проявившей себя в марте текущего года [4].
Однако для начала рассмотрим, с чего же вообще началось ухудшение отношений на современном этапе. Во-первых, это давняя проблема Северного Кипра, которая не решена по сей день. Страны Евросоюза настаивают на необходимости признания Кипра со стороны Турции. Данная проблема не позволяет нормализовать отношения с некоторыми странами-членами ЕС и отражается на характере общего диалога в формате «Турция-ЕС».
Еще одной болевой точкой является соглашение по мигрантам, заключенное между Турцией и ЕС в марте 2016 г. Одним из условий договора было установление безвизового режима для Турции, что так и не было выполнено. Кроме того, Анкару уже не устраивает зафиксированная сумма выплат.
Также имеются разногласия в сфере деятельности СМИ. Здесь стоит отметить задержания немецких журналистов в Турции (прежде всего, это нашумевшая история Дениза Юджеля). Кроме того, в немецких СМИ публиковались сатирические заметки про президента Турции – Реджепа Эрдогана, который реагировал на это очень болезненно. Например, в марте 2016 г. Анкара потребовала от Берлина удалить сатирическую телепередачу, в которой шла речь о турецком президенте.
Помимо этого, важной вехой в ухудшении отношений стала попытка госпереворота в Турции 15 июля 2016 г. Именно после этого Реджеп Эрдоган начал резко «зачищать» политическое пространство весьма недемократичными методами, что шло вразрез с ценностями ЕС. Многие европейские политики публично и очень жестко критиковали турецкие власти за нарушение демократических прав и свобод после серии чисток, последовавших за попыткой государственного переворота. В свою очередь, Эрдоган обвинил Запад в поддержке провалившегося путча в его стране [8].
В целом, только за 2016 г. произошло много событий, подогревавших разлад в отношениях Турции и ЕС. Противоречия постепенно накапливались, и в марте 2017 г. вылились в полноценный дипломатический скандал между Турцией и Германией, Австрией, Нидерландами.
Дело в том, что в феврале-марте 2017 г. турецкие власти начали активную подготовку к референдуму (он состоялся в Турции 16 апреля). В рамках агитационной кампании турецкие министры решили отправиться в предвыборное турне по европейским странам с наибольшей долей турецкого населения: Германии, Австрии и Нидерландам. Ведь, как известно, обладатели паспортов, с одной стороны, стран ЕС, а с другой – Турции, имеют право отдать свой голос на референдуме.
Развитие конфликта началось с Австрии. Министр иностранных дел Себастьян Курц заявил, что австрийские власти не приветствуют проведение в стране агитационных митингов с участием президента Турции. Кроме того, 1 марта правительство объявило о том, что предвыборные мероприятия турок на ее территории не будут проводиться ни при каких обстоятельствах [1].
Затем в начале марта под разными предлогами были отменены четыре предвыборные встречи, запланированные у турецких министров на территории ФРГ. Официальные причины, объявленные Берлином – неполадки противопожарной системы и недостаток парковочных мест – показались турецким властям абсурдными. Тем не менее, запрета на въезд министров не было (как, например, в Нидерландах). Но Германия предельно ясно дала понять, что не хочет видеть у себя турецких чиновников не потому, что против любых иностранных референдумов в принципе, а потому что ее не устраивает именно тот, который планирует Эрдоган. Официальный представитель правящей партии ХДС заявила, что считает плебисцит «недемократическим и нелегитимным». А министр юстиции ФРГ Хейко Маас написал своему турецкому коллеге, чье предвыборное мероприятие накануне отменили, что референдум Эрдогана ведет к «демонтажу правового государства» [7].
Однако наиболее серьезный конфликт произошел между Турцией и Нидерландами. Власти Нидерландов не пустили в страну самолет с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, который планировал посетить митинг в Роттердаме, чтобы рассказать турецким гражданам в этой стране о конституционных поправках, вынесенных на референдум. Тогда министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя попыталась попасть в Нидерланды для выступления на митинге наземным транспортом. Однако сотрудники голландского МВД перекрыли дорогу ее автомобилю, затем власти объявили министра «нежелательным иностранцем» и выпроводили с территории Нидерландов в Германию, откуда она и приехала. Позиция нидерландского премьер-министра Марка Рютте выглядит недвусмысленной: «Наша страна – это не место для предвыборных собраний других государств. Мы не будем участвовать в этом. Считаем это нежелательным» [6].
Правительство Нидерландов в своем заявлении указало, что такое решение принято из-за «угрозы общественному порядку и безопасности» в связи с возможным визитом турецкого министра в Роттердам. При этом в документе отмечается, что власти Нидерландов вместе с Турцией занимались поиском «приемлемого решения» вопроса, но «до окончания этих переговоров турецкие власти публично пригрозили санкциями. Поэтому поиск разумного решения дальше невозможен» [9].
Реакция Президента Турции была незамедлительной. Сначала Эрдоган заявил о намерении подать жалобу на Нидерланды сразу в три международные организации: ООН, ОБСЕ и Совет Европы. А затем и вовсе пригрозил введением экономических санкций против Нидерландов. Более того, Эрдоган сравнил действия властей Нидерландов и Германии с политикой нацизма.
Такие серьезные заявления вызвали широкий резонанс, особенно в ФРГ. Ангела Меркель заявила, что сравнения с нацизмом приводят к тому, что невероятные страдания людей от преступлений национал-социализма таким образом умаляются, и подобные высказывания дисквалифицируют себя сами [5].
Однако данные сравнения не прекратились, и вот спустя неделю турецкая ежедневная газета Güneş выпускает номер, на обложке которого была изображена канцлер ФРГ Ангела Меркель в нацистской униформе, рядом с ней помещена надпись «госпожа Гитлер».
Тем не менее, данный дипломатический скандал Турции с Нидерландами, заметное ухудшение отношений с Германией не переросли в нечто более серьезное. На данный момент, всё закончилось взаимными обвинениями. Анкара так и не ввела экономические санкции против Нидерландов. В свою очередь, глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль предостерег от дальнейшего роста напряженности в германо-турецких отношениях: «Мы не можем позволить фундаменту дружбы между нашими странами разрушиться. Германо-турецкая дружба глубже, чем дипломатические трения, которые мы переживаем сегодня. Немцы и турки являются слишком близкими друзьями, чтобы из-за политических разногласий позволить ненависти и непониманию расти» [3].
Таким образом, стоит отметить, что хотя отношения Турции и ЕС действительно ухудшились, в частности из-за произошедшего дипломатического скандала, всё равно это не привело к серьезным последствиям. Однако есть опасения, что отношения могут значительно ухудшиться на фоне итогов референдума в Турции. Теперь государство из парламентской республики превратилось в президентскую. По итогам референдума Реджеп Тайип Эрдоган, являющийся президентом с 2014 г., может лично назначать министров, представлять бюджет, выдвигать кандидатуры большинства судей и, кроме того, издавать указы, которые впоследствии получают статус законов.
Эрдоган сможет править страной до 2029 г., но рискует испортить и без того непростые отношения с Европой. Помимо этого, вскоре после референдума президент Турции заявил, что Парламент страны рассмотрит вопрос о возвращении смертной казни, которую в 2004 г. в стране отменили, чтобы соответствовать стандартам вступления в Европейский Союз. В ответ председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ответил, что в случае возвращения смертной казни в Турции процесс ее присоединения к евросообществу будет незамедлительно остановлен Брюсселем [2]. Продолжит ли Эрдоган стоять на своем в вопросе усиления собственной власти и введения смертной казни или попытается все же улучшить испорченные отношения Анкары и Брюсселя, пока сказать сложно.
Турция и ЕС (особенно Германия) являются друг для друга важными партнерами, однако такая «недемократичность» со стороны Анкары в совокупности с уже имеющимися проблемами и противоречиями, а также совершенно разная культура и менталитет турецкого и европейского населения, будут лишь способствовать отдалению сторон, и напряжение между ними будет только нарастать.
Библиографическая ссылка
Флегентова А.А. ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17157 (дата обращения: 26.12.2024).