В начале 2000-х гг. мир потрясла череда страшных событий: теракт в США в сентябре 2001 г., из-за чего Вашингтон объявил глобальную войну с международным терроризмом; военные действия в Афганистане в 2001 г., а затем в Ираке в 2003 г. Наряду с этими событиями обострились конфликты на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Одновременно с этим стремительно развивались IT-технологии, которые начали значительно влиять на международные дела, государства все чаще стали реализовывать свои национальные интересы через Интернет-пространство, увеличивать информационную пропаганду через СМИ, чтобы оказывать идеологическое и политическое влияние.
В 2002-2003 гг. появилось такое понятие, как «цифровая дипломатия» (Digital Diplomacy) – применение Интернета и современных информационно-коммуникационных технологий для того, чтобы реализовать дипломатические цели и иные внешнеполитические задачи. Также встречаются такие понятия, как «сетевая дипломатия» (Net Diplomacy) и «публичная дипломатия Веб 2.0» (Public Diplomacy Web 2.0) [3].
Наиболее активное использование ИКТ для реализации внешнеполитических задач началось в США. В Госдепартаменте, ЦРУ и ряде других структур были созданы специальные отделы, которые должны были работать с иностранной Интернет-аудиторией для распространение нужной информации. Как отмечает Н.А. Цветкова, методами американской публичной дипломатии Web 2.0 являются «размещение радио- и телепередач в сети Интернет, распространение в открытом доступе литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны» [4].
В XXI столетии, когда помимо национальных государств влиятельными акторами на международной арене становятся неправительственные организации и ТНК, очень сложно управлять потоками информации, как внутри страны, так и за ее пределами. Если страны не будут предоставлять информацию о происходящих в них процессах и не будут озвучивать свои внешнеполитические цели, то другие страны вполне могут исказить реальное положение дел. Но не стоит забывать, что к важнейшим внутренним и внешним аспектам национальной безопасности относят информационную безопасность, которая призвана защищать информационное пространство, сведения, которые представляют собой государственную и профессиональную тайну [3].
На сегодняшний день границы общедоступных и конфиденциальных (содержащих государственную тайну) данных настолько размыты, что достоянием общественности становится переписка первых лиц государств, публикуются данные военных операций и дипломатические депеши.
Важную роль в этом сыграл австралийский Интернет-журналист и телеведущий Джулиан Ассанж. В 2006 г. он создал WikiLeaks, ресурс, который специализируется на обнародовании секретных правительственных документов [2]. Основная цель данного ресурса, по словам самого Ассанжа, донести важные новости до общественности, чтобы доказать людям, что существуют независимые источники, публикующие правдивую, объективную информацию. Почти за 12 лет работы Ассанж и его сподвижники опубликовали около 15 млн документов, которые разоблачают деятельность многих государств [6], в том числе Соединенных Штатов Америки.
Одной из крупнейших публикаций WikiLeaks принято считать документы об афганской кампании – «Дневники афганской войны». В общей сложности было обнародовано почти 95 тыс. секретных материалов, связанных с событиями в Афганистане за период с 2004 по 2009 гг. Обнародованию документов сопутствовала беспрецедентная по размаху медийная кампания. Ведущие мировые издания, такие как The New York Times, The Guardian, Der Spiegel, стали партнерами WikiLeaks. Из опубликованных материалов мировому сообществу стало известно, что силы коалиции в реальности проигрывают войну, что ежедневно убивают сотни мирных жителей, и эта информация тщательно скрывается американскими властями. Правительство Соединенных Штатов Америки, в свою очередь заявило, что «безответственная» утечка в СМИ тысяч файлов с секретной военной информацией может представлять угрозу для безопасности страны. Как отметил корреспондент BBC в Кабуле Дэвид Лойн, правительство считает, что такая серьезная утечка секретной военной информации наносит ущерб престижу американской администрации [6].
К важнейшим публикациям WikiLeaks относят также разоблачение действий США в тюрьме Гуантанамо на Кубе. Об этом стало известно в 2011 г., когда в Сеть были выложены дела находившихся там узников. Изначально эта тюрьма создавалась как лагерь для лиц, которых американские власти обвиняли в терроризме и деятельности, направленной против государства. Под предлогом защиты прав и свобод человека, обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, Соединенные Штаты создали эту тюрьму, однако, как стало известно из материалов, размещенных в Интернете, эта тюрьма вовсе не место, где отбывают наказание террористы, представляющие серьезную угрозы мировому сообществу, а место, где половина заключенных невиновны и подвергаются насилию. Опубликованные материалы раскрыли беззаконие, творившиеся в стенах тюрьмы. Многих узников держали долгое время, не предъявляя обвинений и подвергая издевательствам. Подлинность этой информации подтверждает Мурад Беншелали гражданин Франции, который побывал в тюрьме Гуантанамо, подвергался там бесчеловечным пыткам и допросам, однако ему удалось выйти на свободу. По его словам, эта тюрьма не борется с терроризмом, а напротив, порождает его. Авторитетные новостные каналы показывали интервью с Беншелали. Конечно, все эти факты не смогли не сказаться на престиже США. Их международный имидж как главного «борца против терроризма» и государства, которое борется за соблюдение прав и свобод человека, пострадал [2].
В октябре 2015 г. была опубликована переписка директора ЦРУ Джона Бреннана. Из обнародованных материалов становится ясно, что он основал аналитическую компанию, которая давала тогда еще кандидату в президенты Бараку Обаме советы относительно национальной безопасности. Именно с того времени можно проследить формирование риторики Обамы в отношении ситуации в Иране и Афганистане. Оценивая данные материалы в контексте национальной безопасности США, нужно отметить, что ЦРУ напрямую занимается вопросами национальной безопасности и данная информация, безусловно, находится под грифом «секретно».
Конечно, говоря об утечке секретных документов, нельзя не упомянуть Эдварда Сноудона, технического ассистента, бывшего сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности США. Опубликованные им документы разоблачают незаконную деятельность в глобальном информационном пространстве, показывают, что АНБ прослушивает почти всех мировых лидеров. Данный факт не просто наносит урон по национальной безопасности США, но и ставит под сомнение авторитет Вашингтона на международной арене. Также после откровений Сноудена о том, что АНБ прослушивало здание Совета Европы в Брюсселе, упало доверие к американским компаниям. Европейские политики высказались достаточно жестко по данному вопросу, однако ни военное, ни экономическое сотрудничество США и ЕС не было прекращено. Конечно, разоблачения Сноудена скомпрометировали Соединенные Штаты как государство, борющееся за свободный Интернет, и нанесли серьезный ущерб национальной безопасности [5].
Сложно оценивать деятельность WikiLeaks и Эдварда Сноудена однозначно, с одной стороны, благодаря им широкой общественности стали известны ранее скрытые факты, они показали, что существуют СМИ и люди, которые не боятся правительства и публикуют разоблачительные материалы. Также во многом благодаря им мировое сообщество стало углубленно заниматься вопросами создания международно-правовой базы, которая бы регулировала деятельность государств в Интернет-пространстве. С другой стороны, многие опубликованные материалы не были обработаны специалистами, информаторы были подвергнуты опасности, также многие специалисты говорят о том, что общественное сознание пока не готово к таким потрясениям, данные факты могут вылиться в неконтролируемый хаос [1].
Итак, начало XXI столетия ознаменовалось беспрецедентной информационной революцией. Проанализировав на примере Соединенных Штатов Америки влияние этой революции на национальную безопасность государств, можно выделить несколько аспектов. Во-первых, посредством ИКТ государства реализуют ряд важных функций: взаимодействие на уровне всех слоев населения, а не только политических элит; использование новых коммуникационных возможностей; формирование положительного имиджа государства на международной арене. Во-вторых, информационная безопасность по-прежнему остается одной из самых неразвитых сфер безопасности, и это можно проследить на примере того, как достоянием общественности становятся секретные документы правительств. В-третьих, очевидно, что неконтролируемое использование ИКТ может нанести серьезный ущерб международной безопасности и стабильности, а также национальной безопасности отдельных государств.
Библиографическая ссылка
Сейранова С.Н. УТЕЧКА СЕКРЕТНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17151 (дата обращения: 08.12.2024).