Конфликт является важной неотъемлемой частью жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Он представляет собой столкновение, спровоцированное противоречиями взглядов, интересов в процессе взаимодействия больших и малых социальных групп. Конфликты могут проявляться практически во всех сферах деятельности человека. Важной особенностью является умение предвидеть конфликт и своевременно его предотвратить, приводя конфликтующие стороны к единому мнению.
По Мерлину, психологический конфликт - это «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности» [7].
Проблема конструктивного разрешения конфликтов заключается в создании условий взаимоотношений людей, которые сводят к минимуму риск возникновения конфликтов между ними. Среди зарубежных психологических исследователей конфликта выделяютс,я ( 3. Фрейда, Альфред Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, С. Сигеле, К. Лоренц, Н. Миллер, К. Левин, А. Басе, А. Бандура, Г. Гурвич, Д. Мид, Д. Шпигель ). В отечественных исследованиях конфликта значимы труды (Е. Дубовской Р. Кричевского, А. Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева).
Большое значение имеют конфликты, возникающие в учебной сфере. На сегодняшний день становится популярным формирование конфликтологических компетенций у педагогов. Педагог должен обладать навыками, позволяющими предвидеть и уметь конструктивно разрешить конфликт в учебно-педагогической сфере. Виды педагогических конфликтов исследовались ( Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гиппенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л.Коломинским, Д. М. Маллаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым)
Педагогическая деятельность предполагает общение с большим количеством людей, относящихся к разным возрастным категориям и имеющим различный социальный статус, что неизбежно приводит к конфликтам.
Школа – это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей. В ходе таких взаимодействий возникают разногласия, которые участники стремятся разрешать различными способами.
Педагогическая сфера является важным социальным институтом, направленным на формирование личности. Поэтому здесь крайне важны благоприятные социально-психологические условия. В процессе обучения педагог может сталкиваться с конфликтами различного характера. Они могут возникать между учениками в борьбе за лидерство, между учителем и учеником, вызванные нарушением правил, между учителем и родителем, вставшим на защиту своего ребенка. Педагог занимает особое место в проблеме предотвращения конфликтов. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: Обучение педагогов навыкам конструктивного решения конфликтов.
С целью выявления поведения педагогов в конфликтных ситуациях было проведено исследование. В нашем исследовании принял участие педагогический коллектив МКОУ ПЗСОШ №2 п. Полотняный Завод, Калужской области. Выборку составили 20 педагогов, имеющих различный стаж педагогической деятельности. Возраст испытуемых от 25 до 65 лет. Ниже в таблице 1 представлен ряд диагностических методик, направленных на исследование личностных особенностей конфликтности педагогов.
Таблица 1
Структура и содержание диагностической программы для изучения личностных особенностей поведения в конфликтных ситуациях.
Критерии |
Показатели |
Диагностика |
Способ поведения в конфликте: (соревнование, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание) |
Выявление поведения личности в конфликтной ситуации |
Методика К. Томаса «Поведение в конфликте» |
Коммуникативная толерантность |
Определение уровня коммуникативной толерантности |
Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» (автор Бойко В.В) |
Эмпатия |
Оценка эмпатических тенденций личности |
Методика «Диагностика социальной эмпатии» |
Агрессивность, враждебность |
Диагностика особенностей враждебности, агрессивности |
«Диагностика агрессивного поведения» (авторы А. Басс, А. Дарки) |
Самоконтроль в общении |
Изучение уровня коммуникативного контроля. |
Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера |
Констатирующий этап исследования проводится с 27.09.2016 по 31.10.2016. На данном этапе осуществляется диагностика личностных особенностей поведения педагогов в конфликтных ситуациях.
Результаты диагностики педагогов по методике «Поведение в конфликте» К. Томаса представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Результаты диагностики педагогов по методике
«Поведение в конфликте» К. Томаса
Количество педагогов в % |
Способы поведения в конфликтной ситуации |
||||
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
|
15 |
20 |
25 |
20 |
20 |
Рис.1. Результаты диагностики педагогов по методике «Поведение в конфликте» К. Томаса
Анализируя данные полученные в результате проведения методики методике «Поведение в конфликте» К. Томаса у 25% предпочитаемым стилем поведения в конфликте был выявлен «компромисс». Для педагогов, предпочитающих компромисс характерно соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Одинаковое количество опрошенных – по 20 % предпочитают такие способы поведения в конфликте как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Для способа поведения сотрудничество характерен поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон. Способ поведения избегание характеризует отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Такой способ поведения, как приспособление характеризует принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
15 % опрошенных предпочитают «избегание», т. е. отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей.
Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» (автор Бойко В.В) представлены в таблице 3 и на рисунке 2.
Таблица 3
Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» (автор Бойко В.В)
Количество педагогов в % |
Уровень коммуникативной толерантности |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
35 |
40 |
25 |
Рис. 2. Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» (автор Бойко В.В)
Анализ результатов представленных в таблице 3 и на рисунке 2 позволяют утверждать, что большинство педагогов - 40% имеют средний уровень коммуникативной толерантности.
35 % педагогов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности. Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта. Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфортное состояние.
У 25 % опрошенных был выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности. Для педагогов с низким уровнем коммуникативной толерантности характерно: категоричность в оценках людей, неумение сглаживать неприятные чувства, неумение или неготовность принимать индивидуальность других людей, неумение приспосабливаться к привычкам других.
Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика социальной эмпатии» представлены в таблице 4 и на рисунке 3.
Таблица 4.
Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика социальной эмпатии»
Количество педагогов в % |
Уровень социальной эмпатии |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
45 |
30 |
25 |
Рис. 3. Результаты диагностики педагогов по методике «Методика «Диагностика социальной эмпатии»
Анализ результатов, представленных в таблице 4 и на рисунке 3, позволяет выявить, что у большинства опрошенных - 45 % преобладает высокий уровень социальной эмпатии. Для педагогов с таким результатом характерна высокая эмоциональная отзывчивость на переживания людей.
У 30% опрошенных выявлен средний уровень эмоциональной отзывчивости.
У 25% опрошенных был выявлен низкий уровень социальной эмпатии. Люди с таким типом социальной эмпатии демонстрируют неумение в форме сочувствия и сопереживания.
Результаты диагностики педагогов по методике «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» представлены в таблице 5 и на рисунке 4.
Рисунок 4
Результаты диагностики по методике
«Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки»
Количество педагогов в % |
Уровень агрессивности |
|||||
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
15 |
50 |
35 |
25 |
45 |
30 |
Рис.4. Результаты диагностики по методике «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки»
В результате проведения диагностики в выборке представлены испытуемые со следующими индексами агрессивности:
У 15% опрошенных - высокий уровень. Для испытуемых, относящихся к данной категории присуща эмоциональная грубость, озлобленность, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных педагогов встречаются и те, у кого, агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей значимости, «статусности».
У 50 % опрошенных - средний уровень. Испытуемые, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Нарушая правила, они не оправдывают себя, стремясь избежать негативной оценки окружающих.
У 35% опрошенных – низкий уровень. Для испытуемых, относящихся к данной категории характерно пассивное неэмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое недовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, не выраженность установки на самоизменение.
В результате проведения диагностики в выборке представлены испытуемые со следующими индексами враждебности:
У 25% опрошенных - высокий уровень. Для педагогов, относящихся к данной категории характерна высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации, повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечный анализ своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей.
У 45% опрошенных - средний уровень.
У 30% опрощенных - низкий уровень. Для них характерен низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.
Результаты диагностики педагогов по методике «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера представлены в таблице 6 и на рисунке 5.
Таблица 6
Результаты диагностики педагогов по методике «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера
Количество педагогов в % |
Уровень коммуникативного контроля |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
60 |
25 |
15 |
Рис.5 Результаты диагностики педагогов по методике «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера
Анализ результатов, представленных в таблице 6 и на рисунке 5 позволяет утверждать, что:
У 60% опрошенных наблюдается высокий уровень коммуникативного контроля. Педагоги, отнесшиеся к данной категории, легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации, хорошо чувствуют, и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
У 25% опрошенных наблюдается средний уровень коммуникативного контроля. Данная категория педагогов во многом считаются в своем поведении с окружающими людьми.
У 15% опрошенных наблюдается низкий уровень коммуникативного контроля. Им свойственна способность к искреннему самораскрытию в общении, выраженная прямолинейность в общении. Их поведение устойчиво и нет мотивации к изменению в зависимости от ситуации.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.По результатам методики «Поведение в конфликте» К. Томаса можно утверждать, что для большинства педагогов наиболее предпочитаемым стилем поведения в конфликте является «компромисс» (25%). Для данного стиля поведения характерно соглашение между участниками конфликта. 20% педагогов предпочитают такие стили как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Стиль поведения «сотрудничество» характеризуется поиском решения, учитывающего интересы обеих сторон. Избегание характеризуется отсутствием к стремлению достижения собственных целей. Приспособление характеризуется принесением в жертву своих интересов, ради интересов другого человека. 15% опрошенных предпочитают «избегание», т. е. отсутствие стремления к достижению собственных целей.
2.По результатам методики «Диагностика коммуникативной толерантности» (Бойко В.В) у 40% педагогов выявлен средний уровень коммуникативной толерантности. 35% педагогов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности. Высокий уровень коммуникативной толерантности говорит о том, что испытуемые совместимы с разными людьми, уравновешенны. Общаясь с таким человеком вы испытываете комфортное состояние. У 25% опрошенных был выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности. Для людей с таким типом характерна категоричность в оценках людей и неумение, сглаживать неприятные ситуации.
3.По результатам методики «Диагностика социальной эмпатии» для большинства педагогов характерен высокий уровень социальной эмпатии. Для них (45%) характерна высокая эмоциональная отзывчивость на переживания людей. У 30% опрошенных выявлен средний уровень эмоциональной отзывчивости. Низкий уровень социальной эмпатии у 25 % опрошенных. Люди с таким типом демонстрируют неумение в форме сочувствия и сопереживания.
4. По результатам методики «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» по индексу агрессивности: 15% опрошенных демонстрируют высокий уровень. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, неумение находить выход из трудной ситуации. У 50% испытуемых выявлен средний уровень. Данный факт говорит о том, что такие люди хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. 35% педагогов имею низкий уровень. Для них характерно пассивное принятие себя, недостаточная самокритичность и недовольство при оценке собственных поступков. По индексу враждебности: 25% опрошенных имеют высокий уровень. Для них характерна высокая тревожность, мнительность, неуверенность в себе, бесконечный анализ своих действий. У 45% опрошенных – средний уровень. Низкий уровень демонстрируют 30% педагогов. Им свойственен низкий уровень поведенческой регуляции, недостаточная социальная зрелость, низкие адаптационные возможности.
5. По результатам методики «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера большинство педагогов (60%) демонстрируют высокий уровень коммуникативного контроля. Для них характерна адаптация, быстрая реакция на изменение ситуации, чувствительность. У 25% опрошенных средний уровень коммуникативного контроля. Такие люди во многом считаются в своем поведении с окружающими. У 15% испытуемых был выявлен низкий уровень коммуникативного контроля. Им свойственна способность к искреннему самораскрытию в общении и выраженная прямолинейность.
Библиографическая ссылка
Оплачкина А.И. ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ НАВЫКАМ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16908 (дата обращения: 08.12.2024).