Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА

Митькина Е.П. 1, 2
1 Института педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет
2 МБДОУ Детский сад № 132 "Алые паруса"
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. В научной литературе – социологической, психологической, педагогической – термин «группа риска» стал широко использоваться в конце ХХ-го века не только как самостоятельная смысловая единица, но и как синоним понятий «педагогически запущенные дети», «девиантные подростки», «дети с асоциальными отклонениями в поведении», лишенные должного родительского попечения, что, в свою очередь, приводит к социальным и интеллектуальным отклонениям.
дети
риск
дети группы риска
категория
факторы
условия
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями).
2. Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Н. Антонова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 1. – С. 14-18 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://vestnik-mgou.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).
3. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска – актуальная проблема современного общества / Н.Ш. Валеева, Г.З. Фаттахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2007. – № 5. – С. 195-198 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).
4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
5. Киселёва Н.Ю., Тугарова Л.С. К вопросу о решении проблем детей «группы риска» в современном обществе / Н.Ю. Киселёва, Л.С. Тугарова // психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 43. С. 19-22 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).
6. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д.Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Том 20. – 2014. – № 4. С. 169-172 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 29.11.2016).
7. Сухоленцева Е.Н. К проблеме воспитания детей группы риска / Е.Н. Сухоленцева // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 10. – 2014. – № 3-2. С. 225-230. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

В современных условиях поглощенность российского общества социально-экономическими и политическими проблемами приводит к разрушению социальных связей и нравственных устоев, что, в свою очередь, обусловливает нетерпимость, агрессию и ожесточение людей, разрушает внутренний мир личности. Имеет место утрата общественных ценностей, таких как интерес к знаниям, культуре, труду [7]. И в это сложное и нестабильное время все социальные группы нуждаются в защите и поддержке. В первую очередь этот вопрос касается детей, так как дети являются самой незащищенной категорией населения. Поэтому все более актуальной становится проблема детей, находящихся в социально опасном положении. Одной из наиболее распространенных и при этом самой неопределенной среди этой категории детей является понятие «дети группы риска» [5].

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) [3].

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [3].

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом [6].

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [3].

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т.д.);

- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида и т.д.);

- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [3].

По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» – это лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения [7].

По мнению В.Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких групп подростков, которые оказываются в поле контекстных значений термина «дети и подростки группы риска» [2]:

- безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

- беспризорные – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания;

- дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [2].

Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социально-экономических факторов:

- фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения;

- чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;

- на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители [4];

- ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании;

- начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий, появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных вещей, друзей, родственников [3].

Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Тем больше потребность детей группы риска в помощи и поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо вести не только и не столько с детьми, сколько с их родителями [3].


Библиографическая ссылка

Митькина Е.П. ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16894 (дата обращения: 03.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674