Широкий интерес к изучению проблемы развития эмпатических способностей, неугасающий в течение многих десятилетий, продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общения. Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.
Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Эмпатические способности обусловлены комплексом эмоционально-психологических свойств личности и проявляются в процессе межличностного взаимодействия в виде сочувствия и переживания. Эмпатические действия направлены на оказание помощи другому человеку, который в эмпатогенной ситуации является носителем переживаний неблагополучия (горя, печали). Тем самым, результатом эмпатии для ее субъекта выступает переживание достигнутого благополучия.
Феномен эмпатии имеет социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями.
Изучению эмпатических способностей как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований. Учеными рассмотрены их различные аспекты: структура способностей, их формы, стадии развития, связь с нравственными чувствами личности, индивидуальными психологическими особенностями, направленностью личности (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Л.Н. Большунова, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В.Вебер, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, Л.Н. Джрназян, А.В. Запорожец, Дж. Иган, Е.А. Ичаловская, Р.Б. Карамуратова, Н.В. Козина, В.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая, В.А. Микаэлян, Л.Л. Надирова, А.Н. Насифулина, Н.Н. Обозов, К.Роджерс, В.В. Рябухин, Л.П. Стрелкова, О.И. Цветкова и др.).
Хотя имеется немало работ, посвященных проблеме генезиса эмпатических способностей (Т.П. Гаврилова, П.С. Курск, Л.Л. Надирова, В.В. Рябухин, Л.А. Сивицкая, И.М. Юсупов и другие), однако знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп, в том числе и подростков, раскрываются скорее фрагментарно, носят «мозаичный» характер.
Современные программы дошкольного и школьного обучения не включают в качестве специфической задачи развитие у детей сочувствия, сопереживания и сорадования другим людям, вследствие чего развитие эмпатических способностей в большинстве случаев происходит стихийно.
Анализ психолого-педагогической и социальной литературы по проблеме развития эмпатических способностей у подростков позволяет сформулировать следующие выводы [1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9]:
- Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Как социально-психологическое свойство личности она состоит из ряда способностей: способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; способности выбирать адекватный эмпатический ответ на переживания другого.
- Эмпатия как феномен социально-психологического происхождения имеет свою динамику развития, которая проявляется в изменении отношения к различным объектам эмпатии и снижении уровня ее развития на протяжении среднего и старшего школьного возраста.
- Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.
- Особенности развития эмоциональной сферы подростков вызывают необходимость психолого-педагогической деятельности, специально направленной на развитие нравственных чувств: сами подростки проявляют эмпатию избирательно, не всегда явно. Для подростка сформированность способностей к эмпатии выступает существенным условием успешности межличностного общения, которое является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе.
Исследование проводилось на базе МБОУ ЦО№33 г. Тулы В исследовании приняли участие 30 человек. Выборка девочек составила 17 человек, мальчиков – 13. Возрастные границы выборки – 14-15 лет.
С целью изучения эмпатических способностей подростков нами была составлена диагностическая программа.
Описание разработанной диагностической программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая программа исследования
№ п/п |
Методика |
Диагностируемые параметры |
1 |
«Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиана и Н. Эпштейна) |
Эмоциональная составляющая эмпатии и ее параметры: – способность к эмоциональному отклику на переживания другого; – степень соответствия / несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии |
2 |
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко |
Уровень развития эмпатических способностей: – рациональный канал; – эмоциональный канал; – интуитивный канал; – установки, способствующие эмпатии; – проникающая способность к эмпатии; – идентификация в эмпатии. |
3 |
Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении В.А. Лабунской |
Когнитивная и поведенческая составляющая эмпатии |
4 |
Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова |
Структура эмпатии |
5 |
Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла |
– эмоциональная осведомленность; – управление своими эмоциями (эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность); – самомотивация; – эмпатия; – распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей). |
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы. Эмпатические способности испытуемых развиты недостаточно. Преобладающие показатели – низкий уровень развития и средний с тенденцией к низкому. Подростки со средним уровнем развития эмпатических способностей (6,7% испытуемых) адекватно оценивают эмоциональные состояния других людей, но испытывают затруднения при определении более тонких оттенков чувств и эмоций.
У половины выборки (50,0%) был выявлен средний уровень развития эмпатии с тенденцией к низкому. Данная группа испытуемых, как правило, испытывают затруднения при определении эмоционального состояния другого человека, что, в свою очередь, приводит к нарушению установления межличностных контактов. Собственные эмоциональные проявления и состояния оценивают адекватно.
Менее половины подростков – 43,3% - обладают низким уровнем развития способностей к эмпатии. Они испытывают трудности при оценке не только эмоциональных состояний других людей, но и своих собственных. Для них характерно неумение контролировать свои эмоциональные проявления, т.к. их оценка не всегда адекватна. Перечисленные выше особенности создают предпосылки для нарушения развития навыков конструктивного общения и эффективного взаимодействия испытуемых с окружающими.
Ведущим для большинства испытуемых является эмоциональный канал эмпатии (23,0%), т.е. способность к соучастию и сопереживанию (эмоциональный резонанс с окружающими), что является положительным моментом для развития коммуникативных способностей, а, следовательно, и становления межличностного в подростковом возрасте. Хорошее развитие эмоционального канала эмпатии позволяет понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него.
Интуитивная составляющая эмпатических способностей подростков развита недостаточно (15,0%). Поскольку прогнозирование поведения партнера по коммуникации осуществляется на основе накопленного опыта общения с окружающими, то недоразвитие именно интуитивного компонента эмпатии у подростков является вполне закономерным. Это объясняется отсутствием или недостаточностью опыта социального взаимодействия у испытуемых. Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них. Подростки испытывают трудности в оценке возможного поведения партнеров по общению даже при наличии достаточных сведений о них, т.к. у них отсутствует опора на предыдущий опыт общения из-за его дефицитарности или отсутствия.
Рациональный компонент так же, как интуитивный, является неполноценным (14,0%). Для его развития важно сформировать направленность внимания, восприятия и мышления подростка на поведение партнера по общению.
Следует отметить, что высокие показатели у половины испытуемых получены по параметру «установки, способствующие эмпатии» (24,0%). Это позволяет говорить о наличии направленности на понимание окружающих, т.е. о возможности расширения диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия в ходе развивающей работы.
Проникающая способность к эмпатии и идентификация у испытуемых находятся на низком уровне развития, что связано с отсутствием умения «открываться» партнеру по коммуникации и умения поставить себя на его место.
Большинство испытуемых (73,3%) имеют средний с тенденцией к высокому уровень развития понимания эмоциональных состояний, 16,7% – средний, 10,0% – низкий уровни.
Таким образом, можно отметить следующую особенность распознавания эмоциональных состояний других людей у подростков: не вызывает затруднения определение таких эмоциональных состояний, как радость, грусть, испуг, которые являются наиболее простыми и часто встречающимися.
Определение же более сложных выражений эмоций (отвращение, гнев, удивление, пренебрежение) является достаточно трудным в плане вербализации, т.е. испытуемые не могут подобрать слово, которым можно обозначить состояние, при этом указывая на то, что оно им знакомо.
Отсюда следует вывод о том, что имеющиеся знания об эмоциональных состояниях других людей подросткам трудно применять на практике из-за узкого круга их общения.
Моделирование ситуаций общения в диаде осуществляется не на основе собственного опыта, а на основе наблюдения за моделированием реальных жизненных ситуаций в художественных произведениях, телефильмах и т.д.
Таким образом, очевидно, что необходимо учить подростков переносить имеющиеся у них знания об особенностях взаимодействия между людьми на реальные жизненные ситуации и корректировать и расширять эти знания в соответствии с той или иной ситуацией.
Наиболее развитыми компонентами у большинства испытуемых являются эмоциональная осведомленность (25,0%) и самомотивация (22,0%). Эмоциональная осведомленность – наличие знаний об эмоциональных состояниях других людей. Несмотря на то, что этот компонент является достаточно развитым (по сравнению с количественными показателями по другим параметрам), для данной группы подростков являются характерными затруднения в применении имеющихся знаний в реальных ситуациях общения. Об этом свидетельствует низкий уровень развития составляющей «Распознавание эмоциональных состояний других людей» (14,0%).
Недоразвитием данного компонента объясняется получение низких количественных показателей по параметру «Эмпатические способности», поскольку способность к эмпатии основана на умении оценить эмоциональное состояние своего партнера по общению и спрогнозировать возможные варианты его поведения в определенных коммуникативных ситуациях.
Кроме перечисленных особенностей для испытуемых характерны затруднения в управлении своими собственными эмоциональными состояниями, что объясняется недостатком опыта конструктивного общения, часто негативным отношением к своему собственному «Я».
При организации работы с подростками для психолога главное – воссоздать атмосферу живого, непосредственного общения сверстников, способствующую их сплочению и самораскрытию, а затем умело направлять групповую динамику на решение поставленных задач.
Оптимальным решением обозначенной выше задачи является использование игровых методов и приемов. Эффективность использования игры в работе с подростками основывается на следующих положениях:
– активная позиция занимающихся. Это позволяет задействовать естественные потребности подростков, которые при традиционном обучении рассматриваются как помехи (стремление к физической активности, коммуникативные потребности);
– главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемый участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения носят личностный характер, легко актуализируются в различных видах деятельности;
– результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством;
– возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе;
– с помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость и оптимизм [10].
Для развития эмпатических способностей подростков была составлена представленная ниже развивающая программа.
Основой для составления программы послужили разработки А.Г. Грецова, В.В. Петрусинского, Е.Г. Розановой, также были использованы работы Д.В. Лубовского, Н.В. Самоукиной, Н.А. Сакович.
Цель программы: развитие эмпатических способностей как необходимого условия успешности межличностного общения.
Реализация программы предполагает решение следующих задач: создание благоприятных условий для работы группы; развитие и совершенствование навыков конструктивного общения с помощью игрового взаимодействия; развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; развитие наблюдательской сенситивности; развитие сопереживания и сочувствия; развитие навыков рефлексии и обратной связи, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников; развитие навыков самоанализа.
Программа включает 15 занятий. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю, длительность одного занятия – 1–1,5 часа.
Основными средствами реализации программы являются игровые тренинговые упражнения, построенные по принципу моделирования ситуаций межличностного общения.
Описание программы представлено в таблице 2
Таблица 2
Тематическое планирование занятий
по развитию эмпатических способностей
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Задачи |
Структура занятия |
1 |
«Зачем мы здесь собрались»? |
Познакомить участников друг с другом |
– создание условий для знакомства; – создание климата психологической безопасности; – определение особенностей личности каждого участника; – формирование у подростков интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. |
1.Вводная беседа; 2.Обсуждение и принятие правил работы; 3.Упражнение-разминка «Карандаши»; 4.Знакомство – упражнение «Снежный ком»; 5. Игра «Метафоры»; 6. Рефлексия занятия.
|
2 |
«Мы – команда» |
Сформировать атмосферу сплоченности в группе
|
– повышение заинтересованности подростков в посещении занятий; – формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков |
1.Разминка «Циферблат»; 2.Упражнение «Что мне в тебе нравится»; 3.Упражнение «Совместный счет»; 4.Упражнение «Встреча взглядами»; 5.Сюжетно-ролевая игра «Мафия»; 6.Рефлексия занятия. |
3 |
«Я вижу…» |
Помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей |
– продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы; – формирование чувствительности к невербальным средствам общения.
|
1.Разминка «Охапка рук»; 2.Упражнение «Эмоции»; 3.Упражнение «Диалог руками»; 4.Упражнение «Коснись, а я пойму»; 5.Игра «Сыщики»; 6.Упражнение «Передача сообщения жестами»; 7.Рефлексия занятия. |
4 |
«Шаг навстречу» |
Развитие взаимопонимания между участниками группы
|
– отработка невербальных средств общения; – развитие эмпатийного понимания; – продолжение работы по групповому сплочению; – формирование доверительной обстановки.
|
1.Разминка «Копирование движений»; 2.Упражнение «Дуэлянты»; 3.Упражнение «В одну точку»; 4.Упражнение «Слепец и поводырь»; 5.Упражнение «Пары»; 6.Рефлексия занятия. |
5 |
«Умение слушать и слышать» |
Развитие навыков активного слушания
|
– продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания; – научить внимательно слушать своего партнера.
|
1.Разминка «Привет себе»; 2.Упражнение «Испорченный телефон»; 3.Упражнение «Переводчик»; 4.Упражнение «Рисование по инструкции»; 5.Упражнение «Слушание в разных позах»; 6.Рефлексия занятия. |
6 |
«Учимся взаимопониманию» |
Развитие взаимопонимания участников группы
|
– развитие социальной наблюдательности; – развитие невербального и вербального взаимодействия.
|
1.Разминка «Кто сказал «Мяу» («Чужие коленки»); 2.Упражнение «Если бы я был тобою…»; 3.Упражнение «Угадывание по ассоциациям»; 4.Упражнение «Угадай автора записки»; 5.Упражнение «Сказка»; 6.Рефлексия занятия. |
7 |
«Я – это ты, ты – это я...» |
Развитие взаимопонимания участников группы
|
– продолжить развитие навыков социальной наблюдатель-ности; – продолжить развитие навыков невербального и вербального взаимодействия.
|
1.Разминка «Пишущая машинка»; 2.Упражнение «Испорченный телевизор»; 3.Упражнение «Дистанция общения»; 4.Упражнение «Как в зеркале»; 5.Упражнение «Глаза в глаза»; 6.Упражнение «Перебежчики и охранники»; 7.Рефлексия занятия. |
8 |
«Общение без слов» |
Отработка и закрепление навыков невербального взаимодействия |
– развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности; – развитие умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.
|
1.Разминка «Сбор по голосам»; 2.Упражнение «Стеклянная дверь»; 3.Упражнение «Выстраивание по росту»; 4.Упражнение «Разговор в рисунках»; 5.Упражнение «Передай предмет»; 6.Рефлексия занятия. |
9 |
«Ты и я»
|
Развитие эмпатийного понимания |
– развитие эмоционального «вчувствования»; – поиск сходств между участниками группы; – развитие понимания невербальных и вербальных средств общения.
|
1.Разминка «У кого голубые глаза…»; 2.Упражнение «Солнце светит для тех, кто...»; 3.Упражнение «Диалог»; 4.Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»; 5.Упражнение «Сон»; 6.Рефлексия занятия. |
10 |
«Проявления эмоций и чувств»
|
Развитие эмпатийного понимания |
– научить расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей; – развить собственную эмоциональную экспрессивность.
|
1.Разминка «Хлопки по коленям»; 2.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»; 3.Игра-соревнование «Замороженные»; 4.Домашнее задание. |
11 |
«Я чувствую, значит – живу»
|
Актуализация опята и знаний, относящихся к эмоциональной сфере |
– углубление процессов самораскрытия личности; – тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его.
|
1.Разминка «Путаница»; 2.Упражнение «Письма без адреса»; 3.Упражнение «Имена чувств»; 4.Упражнение «Ощущения»; 5.Игра «Таможня»; 6.Рефлексия занятия. |
12 |
«Мы вместе» |
Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия |
– закрепление чувства общности участников группы; – поиск сильных сторон личности каждого из участников; – развитие позитивного самовосприятия.
|
1.Разминка «Воздушные шарики»; 2.Игра «Волк и семеро козлят»; 3.Упражнение «Комиссионный магазин»; 4.Упражнение «Общая песня»; 5.Рефлексия занятия.
|
13 |
«Кто есть кто?» |
Формирование адекватного представления участников группы о себе и окружающих. |
– создание психологических портретов участников группы; – отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других.
|
1.Разминка «Шеренга»; 2.Упражнение «Букет цветов»; 3.Упражнение «Скульптурный портрет группы»; 4.Упражнение «Круг доверия»; 5.Упражнение «Комплименты»; 6.Рефлексия занятия. |
14 |
«Портрет нашей группы»
|
Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга
|
– создание психологических портретов участников группы; – отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других. |
1.Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку»; 2.Композиция «Мои ресурсы»; 3.Групповая композиция «Наш сад».
|
15 |
«Подведение итогов» |
Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге |
– анализ проведенной работы; – обсуждение достигнутых результатов.
|
1.Разминка (по выбору участников); 2.Упражнение «Чемодан»; 3.Упражнение «Чепуха»; 4.Групповая дискуссия «Шляпы»; 5.Проведение анкеты обратной связи по тренингу. |
Библиографическая ссылка
Герасичева Т.А., Шалагинова К.С. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16886 (дата обращения: 08.12.2024).