В современном мире, для оптимизации рабочих процессов в сфере туризма, все чаще обязанности людей стараются переложить на автоматику. Данная тенденция не обошла стороной и системы технической безопасности.
Системы технической безопасности – это комплекс электронных и электрических систем, повышающих безопасность объекта. Позволяют уменьшить риск "человеческого фактора", снизить расходы на безопасность, за счёт переноса контроля за сохранностью объекта с человека, на автоматическую систему.
Системы технической безопасности можно разделить на:
- систему пожарной сигнализации;
- систему оповещения и управления эвакуацией;
- систему охранной сигнализации;
- систему охранного теленаблюдения;
- систему контроля и управления доступом;
- и др.
Далее рассмотрим более подробно, как и где в туриндустрии применяют данные системы.
Система пожарной сигнализации (СПС). На многих объектах туризма в РФ установка пожарной сигнализации является обязательным условием и регламентируется Федеральным законом № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008. Основная задача системы пожарной сигнализации является обнаружения пожара на ранних стадиях и выдачи сигнала тревоги. В дополнение к функции обнаружения пожара она так же запускает систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре, приводит в действие систему автоматического пожаротушения, систему дымоудаления и другую противопожарную автоматику [4].
Как же это работает? Для примера рассмотрим гостиницу. Постоялец приобрел не качественный сотовый телефон, поставил его на зарядку в номере и пошел купаться. Во время зарядки батарея телефона вспыхнула и пошел дым. В номере были установлены дымовые извещатели. Когда концентрация дыма в номере стала достаточной для сработки дымовых извещателей, они передали сигнал тревоги на центральный прибор. Прибор в свою очередь принял данный сигнал и передал сигнал на запуск системы дымоудаления, пожаротушения и оповещения. Данная система сработала и оповестила людей, когда самого пожара еще не было, тем самым спасла жизни многим постояльцам.
Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Данная система идет неразрывно с системой пожарной сигнализации и так же является обязательным условием на многих объектах туристской инфраструктуры. СОУЭ необходима для эвакуации туристов и обслуживающего персонала из зданий при возникновении пожара и прочих чрезвычайных ситуаций.
Существуют несколько типов систем оповещения. Например, в небольшом офисе туристской фирмы достаточно световых табло «Выход» и сирен. В крупной гостинице же необходимо оповещать персонал и постояльцев голосовым, заранее записанным, сообщением; световые табло должны быть не только с надписями «Выход», но и с указанием направления движения; так же в различных зонах должны быть установлены вызывные панели для обратной связи с дежурным персоналом [1].
Система охранной сигнализации (СОС). В отличии от предыдущих систем, данная система служит не для обеспечения безопасности туристов и персонала, а для сохранения ма-
териальных ценностей предприятия, например денежных средств в сейфе. Зачастую данная-
система строится на смежном оборудовании с СПС, но сигнал о тревоге передает в ЧОП закрепленным за данным объектом [3].
Принцип работы. Возьмем для примера офис небольшой туристской фирмы с сейфом, в котором хранятся финансовые средства и бланки. Для того чтобы защитить их была установлена охранная сигнализация. Сигнализация состояла из датчиков реагирующих на: открытие дверей и окон, появления движения в помещении, разбития стекла, пролом в стене, вибрацию. Уходя вечером домой сотрудник турфирмы поставил офис на охрану введя определенный код в мобильном приложении.
Ночью злоумышленники пробрались в офис через вентиляцию, а значит датчики открытия дверей и окон не сработали, т.к. воры были «бывалые», то датчик движения они закрыли органическим стеклом и тот в свою очередь тоже не сработал. Чувствуя свою безнаказанность они начали взламывать сейф, но в сейфе, предусмотрительными хозяевами, был установлен датчик положения, пролома и вибрации, который в свою очередь передал сигнал тревоги на центральный прибор. Прибор тут же послал сигнал тревоги на пульт ЧОПа и на место тревоги незамедлительно выехал экипаж с сотрудниками охраны. Пока злоумышленники пытались открыть сейф, в офис вошли сотрудники ЧОПа и повязали злодеев.
Система охранного теленаблюдения (СОТ). Данная система одна из самых дорогостоящих систем безопасности на объектах туризма. СОТ позволяет помимо обыкновенного выявления неправомерных действий туристов и персонала, при использовании модуля распознавания лиц [5], выявлять лиц находящихся например в Федеральном розыске, так же выявлять постоянных или не желательных клиентов компании.
Рассмотрим на примере сети гостиницы. Все гостиницы по интернету связаны между собой в единую сеть с единой базой клиентов. Над стойками регистрации в каждой гостинице установлена камера с функцией распознавания лиц. К стойке регистрации подходит мужчина, который постоянно останавливается в отелях данной сети, камера распознает его лицо и на мониторе администратора высвечивается фотография постояльца с его именем и информацией о его пожеланиях. Мужчина, не успевая ничего сказать, слышит от администратора следующее: «Добрый день, Иван Иванович! Для вас есть одноместный номер с видом на море и включенными завтраками». Мужчина приятно удивлен и с хорошим настроением поднимается к себе в номер.
При помощи данной функции так же возможно распознавать проверяющих отеля, если есть их фотография. Отказывать постояльцам в предоставлении номера, если они занесе-
ны в черный список, например за воровство из номера.
Система контроля и управления доступом (СКУД). Данная система позволяет ограни-
чить попадания на объект туристской инфраструктуры людей не являющихся сотрудниками
предприятия. Так же данная система позволяет постояльцам отеля, например посещать спортзалы, рестораны и другие заведения открытые только для определенного круга туристов.
Помимо основной функции ограничения доступа на объект или определенные помещения объекта, данную систему так же можно использовать и в других целях. Для примера возьмем развлекательный комплекс. Туристы покупают в кассе билеты с разным набором услуг и им вместе с билетом выдается браслет на руку с RFID-меткой. Браслет они будут прикладывать к считывателям у аттракционов и проходить на разрешенные и наоборот не допускаться на те, которых нет в билете. Так же на контроллерах системы активирована функция запрета двойного прохода и тем самым нельзя будет пройти на один и тот же аттракцион несколько раз.
Другое же применение данной системы для учета рабочего времени сотрудников турфирмы [2]. Утром сотрудник приходит на работу, прикладывает карточку к считывателю и вечером уходя домой так же прикладывает карточку к считывателю. В конце месяца система автоматически формирует отчет по отработанному времени всех сотрудников и отправляет его в программу 1С, которая в свою очередь автоматически рассчитывает заработную плату.
Системы технической безопасности требуют единовременных серьезных финансовых вложений, но в будущем снижают расходы на безопасность, и уменьшают риск "человеческого фактора" за счёт переноса контроля за сохранностью объекта с человека, на автоматическую систему.
Библиографическая ссылка
Чебакова В.С. СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИНДУСТРИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16874 (дата обращения: 26.12.2024).