ВВЕДЕНИЕ
Сейчас мы живем в эру информационных технологий, где информационные технологии играют важную роль во всех сферах общества: и в экономике, в производстве, в политике, ... и конечно, в управлении. В современном обществе информационные технологии применяются в управлении организациями всех типов во всех сферах общественного производства, как один из важнейших инструментов современного управления.
В экономике любой развитой и развивающейся страны или региона управление информацией является базисом любого улучшения, любого продвижения вперед, начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационных технологий - это одновременно важный фактор, указатель и результат развития страны или региона. Это тоже фактор привлечения и развития деловой активности. А степень развития информационных технологий, технологий освоения, передачи и использования знаний определяет темп развития социально-экономической системы.
I. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Информационные технологии управления в последнее десятилетие достигали новых качественных уровней, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, предоставляют в распоряжение менеджеров всех уровней и руководителей организаций новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации, необходимой для принятия основанных управленческих решений.
Многие виды современной деятельности не могут осуществляться без информационных технологий:
- Поиск, добыча и сбор информации: В современной деятельности люди все часто пользуются интернетом как универсальным средством поиска нужной информации и обмена его благодаря фундаментам данных и эффективным системам автоматического поиска на интернете. Они также используют не только компьютер, а мобильные телефоны с их функциями выхода в интернет.
Представители: Yandex, Bing, Google,…
- Обработка информации: Программы позволять исправлять документы и дополнять информацию быстро и легко, также проверять точность информации на интернете.
- Разработка, анализ информации и выработка новой информации по разным требованиям: исполняют статистику, создают таблицы и схемы на данных...
- Создание программов для разработки информации и документов.
Представители: Microsoft Word, Excel, PowerPoint, …
- Формирование, структурирование и хранение необходимых данных, файлов, документов на компьютере в удобной системе для использования и поиска.
- Передачи и защиты информации и знаний: уменшать случаи потери документов и данных.
Представители: Cloud, электронная почта, диски, флешка...
- Решение оптимизационных задач .
- Снижают трансакционные издержки в управлении. Сегодня затраты применение информационных технологий не только окупаются, но и дают прибыль.
Представители: TeamViewer, Skype,…
Известно, что крупные компании тратят на использование и развитие своих информационных систем от 1,5 до 4% годового оборота или в пересчете на одного работающего от 3 до 12 тыс. долл. в год. Рентабельность от инвестиций в информационные технологии может составлять 80%.
- Регулярно повторять рутинные операции переработки большого количества данных.
- Прогнозирование поведения рынка
- Помогают сократить затраты других видов ресурсов общества и экономить время. Отобрать и автоматизировать трудоемкие работы.
Информационные технологии не только позволяют экономить ресурсы, но и приводят к новым решениям, которые начинают составлять суть общественной жизни.
- Присоединение людей на работе, повышение эффективности работы предприятия, расширение внутренних и международных экономических связей;
Представители: Skype, TeamViewer,…
II. ДОКАЗАТЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕКОТОРЫХ СФЕРАХ МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Информационные системы управления активно используются не только в управлении организациями, компаниями, но и в государственном управлении, в управлении университетами, государственными и общественными организациями.
Информационные технологии изменили содержание труда многих людей. Например, финансовый консультант не может осуществлять свою работу если не следит за мировыми финансовыми трендами в режиме онлайн. В деятельности супермаркета значительный удельный вес составляет переработка информации о движении товарной массы, о движении запасов и о колебаниях спроса на те или иные товары.
- Менеджмент торговли (покупка-продажи)
- Обеспечивать способы платежи: можно совершать платежи через карту банка, интернет банк, электронный бумажник, через программы телефона, вороты платежи онлайн...
-Техники поддержки: barcode reader, принтер, электронные весы,...
- Cистема управления: автоматические компьютерные программы управления ии создание списков, учета, статистики;
- Управление документами и фундаментами данных
Создать ведомости, списки работников, перечень книг в библиотеке, список количества остальных товаров в магазине, ...
- Управление и заведование видео, фото
- Управление высоко технологическими предметами (ракет,…)
- Управление сетями организации: ашан, окей, организации образования и медицинских,...
Н.р: В деятельности супермаркета значительный удельный вес составляет переработка информации о движении товарной массы, о движении запасов и о колебаниях спроса на те или иные товары.
Ø Управление временем: создать календарь, расписание, разделять и определять время для каждого дела, ... обеспечвать темп и скорость работ, поднимать эффективность работы.
III. ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ.
В настоящее время в практике управления фирмами наиболее часто используются следующие информационно-управляющие системы: Система решает сразу несколько задач. Главные функции этих систем:
- Заказ выполняется намного быстрее, чем при использовании традиционной технологии.
- Повышается точность выполнения заказов.
- Уменьшается количество необходимых официантов, рационализируется вся работа.
- Возникает возможность ежедневного контроля деятельности.
- Проконтролировать деятельность сразу всей сети.
1. Системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Это класс интегрированных систем управления, представляющих собой унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления финансово-хозяйственной деятельностью. Они охватывают такие области деятельности предприятия, как планирование и прогнозирование, управление продажами, управление запасами, управление производством, закупками, финансами и пр. (ремонты, управленческая отчетность, консолидация).
2. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management). Это класс систем управления внешними отношениями предприятия. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM включают в себя методы управления, позволяющие повысить эффективность продаж. В таких системах нашли свое отражение многие достижения современного маркетинга. Они обеспечивают управление взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром. Это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, а также набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративных баз знаний и пр.
3. Системы информационной поддержки аналитической деятельности BI {Business Intelligence). Эти системы являются хранилищем аналитических данных; они также включают в себя набор средств обработки информации. Также они могут называться OLAP-системами (On Line Processing Systems) в отличие от OLTP-систем (On Line Transactions Systems), к которым относятся системы планирования ресурсов предприятия ERP и системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM. Они представляют собой хранилище данных с набором инструментов для получения данных из ERP и других систем и методы последующего анализа собранных данных.
Наряду или в составе вышеперечисленных систем в практике деятельности предприятий используются некоторые специальные системы.
1. Системы управления логистическими цепочками SCM (,Supply Chain Management). При производстве сложных изделий, в состав которых входят комплектующие от разных поставщиков, для компаний важно оперативно программировать поставку нужных деталей в нужном объеме и к нужному сроку. Иными словами, система обеспечивает процессы планирования и координации снабжения, транспортировки и складирования.
2. Системы планирования материальных потоков MRP (Material Requirements Planning). Это класс систем управления закупками, производством и сбытом материалов.
3. Системы управления человеческим фактором HRM (Human Resources Management), задачи которых - рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия. Эти системы обеспечивают информационную поддержку в процессе планирования карьеры и обучения, оценку персональных достижений и сводят данные о персонале.
Все эти системы - не замкнутые самостоятельные системы, а лишь относительно самостоятельные виды информационных систем. При этом каждая конкретная система может нести в себе отдельные признаки каждой из вышеперечисленных. В последнее время наметилась тенденция создания гибридных интеллектуальных систем, когда в уже хорошо известные компьютерные программы и комплексы встраиваются элементы систем искусственного интеллекта. Получают развитие и "когнитивные информационные технологии", которые включают в себя информационные технологии, специально разработанные для развития творческих способностей человека и информационной поддержки творческих процессов.
IV. ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (МЕНЕДЖЕРОВ) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
- Разработка информационных технологий управления организацией
- Исполнение детальное обследование и анализ управляемого объекта, задач и структуры управления, содержания и потоков информации.
- На основе анализа материалов обследования разрабатывается информационная модель управления организацией, фиксирующая связь между задачами обработки данных и новыми потоками информации.
- Выбор технических средств и разработка соответствующей информационной технологии.
* Основные принципы использования информационных технологий управления.
Научный базис информационных технологий основан на интеграции информатики и современных методов административного управления.
1. Принцип оперативного управления (управление в реальном времени).
2. Принцип сквозного управления (информационная поддержка полного цикла управления, включая сбор и анализ информации о состоянии объекта управления, моделирование и прогнозирование его состояния, планирование управляющих воздействий, непосредственная поддержка принятия решений по их реализации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения).
3. Принцип адаптивного управления, обеспечивающий динамическую адаптацию технологии управления с учетом изменения воздействия внешней и внутренней среды.
4. Принцип сетевого управления, позволяющий реализовать взаимодействие "вертикальных" и "горизонтальных" линий коммуникации и потоков деятельности предприятия.
Такие принципы информационно-управляющей системы способствуют распоряжению сотрудников и руководства достаточно простые по использованию, но широкие по внутреннему содержанию компьютерные решения, и оказать существенную помощь в решении основных проблем управления предприятием.
V. УГРОЗЫ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Всем видно, что информационные технологии принесут нам огромные пользы, но нам тоже надо заметить и помнить что, вместе с пользами – это риски и угрозы потери информации и данных менеджерам, особенно в конкурентной борьбе.
Источник угроз – это несанкционированный доступ - это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, неимеющим права доступа к охраняемым сведениям. Это могут быть действия взломщика, вредоносные программы и т.д. на пример:
- Троянский конь - программа, выполняющая в дополнение к основным, т.е. запроектированным и документированным деист действиям, дополнительные, не описанные в документации.
- Вирус - программа, которая может заражать другие программы путем включения в них модифицированной копии, обладающей способностью к дальнейшему размножению.
- Захватчик паролей - это программы, специально предназначенные для воровства паролей. При попытке обращения пользователя к терминалу системы на экран выводится информация, необходимая для окончания сеанса работы.
- Логические бомбы - как вытекает из названия, используются для искажения или уничтожения информации, реже с их помощью совершаются кража или мошенничество.
Но сегодня существует много новых современных технологий - технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных, на пример: Kaspersky, Avast, AVG,... Все это как охранники, которые защищают использователей и позволяют избежать значительно превосходящих потерь и ущерба, которые могут возникнуть при использовании информационных технологий. Менеджерам надо выбрать рациональный способ защиты свох данных, и быть осторожными, когда разделять информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные информационные технологии имеют существенную особенность. Если на заре их появления средства автоматизации обработки информации в основном применялись к уже существующим процедурам управления, то в последнее время ситуация в корне изменилась. Информационные технологии становятся своеобразным катализатором распространения передового управленческого опыта и современных технологий менеджмента. При этом они оптимизируют бизнес-процессы в соответствии с последними достижениями теории и практики менеджмента.
Библиографическая ссылка
Нгуен Т.Т. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16754 (дата обращения: 26.12.2024).