Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ

Николаева И.И. 1 Романова А.А. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Статья посвящена изучению проблем одаренности, развития творческих способностей детей. Актуальность изучения данной проблемы связана с тем, что в условиях экономического и социального развития общества одной из приоритетных задач современного образования является формирование активной творческой личности, реализация потенциального и интеллектуального потенциала одаренных детей. Авторы статьи подчеркивают, что школьный период имеет особое значение для развития психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В связи с этим особое внимание уделяют анализу теоретических концепций, положений о одаренности и одаренных детях, решении проблемы выявления, развития одаренности, раскрытии общей стратегии, конкретных видов и форм психолого-педагогической деятельности с одаренными школьниками в условиях общеобразовательных школ.
одаренность
творческая личность
одаренный ребенок
реализация творческого потенциала личности
виды и формы психолого-педагогической работы с одаренными детьми
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 2008. 320 с.
2. Большая психологическая энциклопедия. Режим доступа: http://psychology.academic.ru/
3. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта: психология мышления. М.: Прогресс, 2006. 513 с.
4. Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 2003. 192 с.
5. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2007. 415 с.
6. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. М.: Академия, 2011. 191 с. (19)
7. Послание Президента РФ Федеральному собранию. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2010. 156 с.
9. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. М.: Школьная пресса, 2003. 96 с.
10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МОДЭК, 2008. 325 с.

В настоящее время одной из приоритетных задач современного образования в условиях экономического и социального развития является формирование активной творческой личности, реализация потенциального и интеллектуального потенциала одаренных детей. Актуальность работы с одаренными детьми и наличие социального заказа современного общества к развитии и реализации индивидуального дарования растущего поколения определяется государственным заказом и федеральным документом - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020. Президент Российской федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию (01.12.2016 г.) особо подчеркнул мысль о том, что «В основе всей системы образования должен лежать фундаментальный принцип, что каждый ребенок одарен» и заявил о важности и необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей [7]. Министр науки и образования РФ Ольга Васильева отмечает, что работа с одаренными детьми делает приоритетной задачу воспитания и обучения одаренного ребенка, особо выделив, что все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать.

Содержание этих документов стало основанием для анализа научной литературы, теоретических концепций, положений об одаренности, а также для аналитико-синтетического просмотра имеющегося практического опыта для определения общей стратегии, конкретных видов и форм психолого-педагогической деятельности с одаренными школьниками в условиях общеобразовательных школ, направленных на решение ключевых проблем одаренности.

Это относится к влиянию содержания обучения на развитие способностей, динамике развития общих и специальных способностей ребенка, определению основных направлений развития одаренных детей и т.д.

Цель статьи: раскрыть сущность понятий «одаренность», «одаренные дети», определить основные виды и формы психолого-педагогической деятельности в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

В отечественной науке исследования проблемы выявления и развития детской одаренности проводили Е.С. Белова, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие. В зарубежной педагогике анализом одаренности в психологии занимались Ф. Баррон, Б. Блум, Дж. Гилфорд, Дж. Кэррол, К. Тейлор П. Торренс и др. Изучением наиболее одаренных детей занимался Ж. Брюно.

Стадия активного исследования идеи интеллектуальной одаренности детей распространяется на время от начала и до второй половины XX века. Как в науке, так и в быту существует большое количество трактовок понятия интеллекта, однако, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобретает сравнительно ясный смысл и плотно связан с пониманием, которое сформировалось в результате развития специальной области психологии – психометрии. Особое место в изучении этого раздела психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине.

А. Бине понимал, что об интеллекте и умственной одаренности человека следует судить не только по тому, что он сумеет сделать на базе следования жесткому алгоритму. Истинный интеллект выявляется чаще всего в ситуациях, когда человек самостоятельно выбирает, приобретает и открывает новые знания, проявляется в способности к переносу полученных знаний в незнакомые ситуации, при решении нестандартных, сложных проблем.

Как утверждает Д. Гилфорд, «генетический дар в его чистом виде существует лишь теоретически, в реальной жизни перед нами всегда сложный сплав генетического дара с многочисленными влияниями среды. С момента рождения они сливаются, и четко отделить одно от другого уже практически невозможно» [3]. Это соединение дара природы и влияния внешних факторов обыкновенно и находится в поле зрения специалистов, изучающих, измеряющих и оценивающих одаренность.

Немногое время тому назад многие специалисты, а вместе с ними и обычные люди думали, что если человек имеет дар, то он никуда не исчезнет, не пропадет. И даже больше: этот дар абсолютно точно где-то проявится. Однако исследования последнего времени полностью отвергают эту точку зрения. Настоящая одаренность – не абстрактный божественный или же генетический дар, она непрестанно развивается. Дар существует лишь в динамике, в постоянном развитии и движении, а значит, беспрерывно меняется.

К числу одних из самых популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. В соответствии с этой концепцией одаренность есть «не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости [2].

Многие психологи считают, что основной характеристикой потенциала личности нужно выделять именно мотивацию, а не интеллект и не креативность. До сих пор не утихают споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий заключается в следующем: часть специалистов полагает, что «творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента» [5].

Например, А.М. Матюшкин утверждает, что «всякая одаренность – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности» [6]. Другие специалисты защищают право существования творческой одаренности как обособленного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что «одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано» [8].

Некоторые исследователи объединяют понятия «одаренность» и «творческая одаренность», и они выступают как синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности и характеризует любой вид труда. Однако другие специалисты настаивают на отделении этого понятия от понятия одаренности, тем самым ставя их на разные уровни.

Б.М. Теплов определил одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [2].

Резюмируя, вышесказанное, следует подчеркнуть, что одной из важных характеристик одаренного ребенка выступают показатели его психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Отечественные психологи сделали попытку обобщить имеющееся состояние знаний в области психологии одаренности и установили определение одаренности как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [8]. Одаренным представляется ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности» [9]. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Таким образом, анализ рассмотренных выше положений показывает: большинство исследователей сходятся во мнении о том, что одаренностью является качеством психики, способной развиваться и совершенствоваться в течение жизни, однако уровень способностей во многом зависит от врожденных качеств – задатков.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Многие существующие в настоящее время традиционные психометрические тесты ориентированы на оценку результата деятельности или измеряют интеллектуальную способность, сформированность конкретных умственных операций, и поэтому не пригодны для диагностики признаков одаренности.

Анализ научной литературы показывает, что основными качественными характеристиками одаренного ребенка являются выраженность его познавательных стилей, таких, как кодирования информации, переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру. К сожалению, существующие в настоящее время психодиагностические процедуры не выявляют комплексный индивидуально-специфический характер оценивания разных сторон поведения и деятельности одаренного ребенка. Таким образом, природа одаренности объективно требует разработки объективных методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики, по выявлению интеллектуальных способностей и креативности не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка. В связи с этим в настоящее время огромное внимание уделяется увеличению средств диагностического материала психометрических тестов, которые могут быть использованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и для отслеживания динамики конкретных психического развития одаренных детей. Все это обеспечит реальную возможность достаточно достоверно выявить уровень развития интеллектуальных особенностей одаренных детей.

Технология работы с одаренными детьми имеет место в образовательных учреждениях, в частности в дошкольных образовательных учреждениях, школах, центрах развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и развития творческих способностей ребенка.

Мы рассмотрели, в частности, особенности психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми, применяемые педагогами и психологами в школах, так как именно в школьном периоде жизни у детей ярко проявляется такое качество психики, как одаренность. Безусловно, именно школьный возраст – это период становления способностей и личности ребенка, это период формирования глубоких интегративных процессов в психике ребенка. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Анализ особенностей работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы позволяет выделить следующие формы и виды психолого-педагогической деятельности:

1)   педагогическая и психологическая диагностика одаренности и способностей ребенка;

2)   составление банка данных;

3)   анализ полученной информации;

4)   поддержка, развитие и коррекция возможных возникающих у ребенка разнообразных трудностей;

5)   организация исследовательских объединений, творческих мастерских [9].

В суммарном представлении психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми в школе включает в себя такие направления, как:

1)   организация адекватного обучения;

2)   индивидуальное и групповое консультирование для участников образовательного процесса;

3)   содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разработанные формы внешкольной работы.

Среди всех этих направлений самым важным и требующим решения, является адекватное обучение одаренных детей, как утверждает Г.С. Семенов [9].

При разработке содержания учебной программы для таких обучающихся образовалось несколько стратегических позиций. Одни стратегии основываются на изменении количественных характеристик учебной деятельности, другие базируются на коррекции качественных характеристик образования.

Количественных стратегий две: это ускорение и интенсификация. Стратегия ускорения подразумевает нарастание темпа изучения учебного материала. Исследования, проведенные многими специалистами, говорят о том, что «ускорение позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуальном и творческом развитии» [4]. Негативные же последствия такого ускорения встречаются довольно редко: бывают отдельные ситуации, когда нагрузка не соответствует ни способностям, ни физическому состоянию школьника.

Ускорение реализуется в данных организационных формах:

1)   раннее поступление в школу;

2)   ускоренная, по сравнению с традиционной системой, скорость прохождения учебного материала всем классом в одно и то же время;

3)   «перескакивание» одаренного ребенка через класс;

4)   радикальное ускорение (возможность самостоятельно заниматься по университетской программе);

5)   раннее поступление в ВУЗ [8].

Стратегия интенсификации подразумевает не перемену темпа усвоения, а увеличение объема программы, рост качества обучения. Интенсификация интенсивно применяется в практической работе школ и классов с расширенным изучением конкретных предметов.

Качественные стратегии изменения содержания образования связаны с введением в обучение современных развивающих программ и методик для одаренных детей, качественно отличающихся от стандартных. Всю совокупность этих мероприятий обычно называют «обогащением». Под этим терминов понимаются, в особенности, нижеописанные подходы.

Индивидуализация обучения. Одна из основных вариаций качественного изменения содержания образовательных программ для одаренных детей. Основным в этом замысле является не создание личности с заранее заданными свойствами по установленной модели, а обеспечение условий для полного проявления и развития специфических личностных качеств одаренных детей.

Обучение мышлению. Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей одаренных детей. Увидеть развитие мышления, как самостоятельный предмет учебных занятий, почти невозможно. Интеллект – это не то, что может быть заучено, это то, что является основой обучения и является естественным результатом созревания организма. Однако многие педагоги-новаторы уделяют особое внимание специальному, «целенаправленному развитию креативности, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска» [10].

Исследовательское обучение. Основная особенность данного подхода – активизация обучения, придача ему исследовательского, творческого характера, и таким образом передача учащимся инициативы в организации их познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как главнейшее условие развития творческих способностей.

Проблематизация (проблемное обучение). Этот вид качественного изменения содержания образования подразумевает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Освоение учебного материала строится так, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблемы, во-вторых, найти способы их разрешения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо научить умению видеть проблемы. Особые методические приемы проблематизации позволяют достигнуть того, что «учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения» [1].

Разработка программ развития социальной компетенции. Часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них в психосоциальном развитии. С целью решения этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, которые направлены на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию. В рамках этих курсов возможно «проведение диагностики уровня сформированности личностных качеств и создание условий для целенаправленной коррекции индивидуальных особенностей» [5].

Таким образом, для раскрытия внутреннего потенциала креативных учеников необходимо использовать разнообразные направления психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми школьного возраста. Привлекать их к посещению факультативов, кружков, к участию в исследовательских секциях, творческих мастерских и студиях, к самостоятельному исследованию проблем; использовать на уроках специальные приемы по развитию мышления и воображения, систематически и целенаправленно применять проблемное обучение, анализ и нахождение разных вариантов решения практической задачи, выстраивание познавательной деятельности в режиме исследования, публичные доклады, сообщения с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволит одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.


Библиографическая ссылка

Николаева И.И., Романова А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16722 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674