Формирование в настоящее время в России рынка медицинских услуг, концептуальные изменения в системе социального взаимодействия «врач-пациент» определяют приоритетные направления правовой политики в сфере здравоохранения [10]. Кроме того, развитие медицинской науки и практики клинических исследований инициирует целый комплекс проблем, требующих решения и регулирования посредством правовых норм [2,3,8]. В частности требует дальнейшего развития и совершенствования нормативная база в области трансплантологии и донорства тканей и органов [5]. Еще более сложной представляется проблема клонирования человека [1,7]. Возникает комплекс проблем с установлением отцовства (материнства), имущественных прав клонированных людей. По-прежнему неоднозначно отношение к эвтаназии. Эти и другие проблемы предстоит решать законодателю для соблюдения основного принципа правового общества - приоритета прав и свобод человека [4,9].
Таким образом, появление новой отрасли гражданского права - медицинского права является ответом на происходящие изменения в сфере здоровья граждан и здравоохранения, количественные и качественные изменения в Российском законодательстве. Процесс специализации, на наш взгляд, является объективным регулятором общественных отношений [1]. Цель такой специализации и выделение самостоятельной отрасли права – наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере деятельности и отразить их качественное состояние. Ю.Д. Сергеев и А.А.Мохов считают, что уже давно назрела необходимость введения медицинского права «в процесс обучения студентов всех юридических вузов и факультетов в силу всё нарастающей потребности юридической практики». Признавать придётся не только медицинское право, но ряд других «комплексных» отраслей права. В юридической науке выделяются такие комплексные отрасли права, как образовательное, предпринимательское, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты. В настоящее время с развитием рыночных отношений сформировались новейшие комплексные отрасли права (коммерческое, договорное), а также отрасли, вызванные развитием научно-технологического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие. Сформированы уже и такие комплексные отрасли права как образовательное, медицинское, транспортное и др.
Медицинское право - представляющая собой совокупность юридических норм, установленных, санкционированных государством, международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (в системе медицинского обеспечения прав на жизнь, здоровье, физической и психической неприкосновенности, по оказанию медицинских услуг, а также действия или деятельность медицинских работников по сохранению, предоставлении последним достоверной информации о их диагнозе, динамике протекания болезни, методах и предполагаемых конечных результатах лечения, врачебной тайны, обязанностях пациента, трансплантации органов и тканей человека, вопросы эвтаназии, судебно- медицинской и судебно - психиатрической экспертиз и т.д.) [6]. Многие общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. Медицинская деятельность и образование давно заслуживают самостоятельного отраслевого регулирования. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации. Органы и ткани человека, предназначенные для пересадки, в условиях рыночный отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности, на которые принадлежит гражданину, у которого они изъяты или его наследникам. Организация медицинской помощи (стационарная и амбулаторно-поликлиническая) должна быть детально регламентирована. Особой регламентации правом требует организация психиатрической помощи гражданам, ее классификация, виды основания ее оказания. В России в настоящее время психиатрическая и иная помощь оказываются бесплатно без предъявления полиса лишь в строго оговоренных в законах случаях, что не соответствует реальным условиям жизни граждан(низкому уровню и качеству жизни подавляющей массы населения). Это свидетельствует о болee высокой гуманности большинства советских нормативно-правовых актов, регулировавших общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения. Медицинское право имеет свои специфические институты права: институт сертификации медицинской деятельности, институт медицинского страхования и др. Известные в России исследователи медицинского права считают, что «медицинское право - это система нормативных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения».
Таким образом, обзор специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет выделить следующие аргументы в пользу идентификации в области гражданского права отдельной отрасли – медицинского права:
А) Особенность предмета и метода правового регулирования, которые в настоящее время в области здравоохранения являются формализованными и мешают развитию науки об отраслях права.
Б) Наличие особых субъектов права, методов правового регулирования, принципов, санкций, функций, самостоятельные виды юридической ответственности, которые могут быть факультативными критериями классификации норм права на отрасли и институты.
В). Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности
Г). Наличие специальных понятий и категорий.
Выделение новой отрасли права – медицинского права, структура предмета которого включает такие объекты как жизнь и здоровье человека, позволит разработать классификацию биологических объектов человека и животных и определить степень их ограничения в гражданском обороте.
Библиографическая ссылка
Орешникова М.Г., Верещака А.С. МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16714 (дата обращения: 27.12.2024).