Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛУГА: ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Прокопенко Н.В. 1 Селиванова Д.А. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
Повышение качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной проблемой современного здравоохранения России. Особенно эта тема остро стоит в стоматологии и, часто, обуславливает правовые конфликты. В статье приведен анализ национального законодательства России по рассматриваемой проблемы, а также рассмотрены тенденции международного права. Для определения критериев качества стоматологической услуги необходимо обратиться к ее родовому понятию – медицинской услуге. Медицинская услуга направлена на особое благо – здоровье человек?. Организм человека как объект воздействия существенно отличает медицинскую услугу в ряду других услуг. К особенностям медицинских услуг можно отнести и субъектный состав возникающего обязательства, предмет и объект договор?. Необходимо разработать специальный порядок заключения данного договора, следует уточнить и разработать дополнительные права и обязанности сторон. Специфичность медицинских услуг, обуславливает ряд проблем нормативного и этического характера.
качество медицинской помощи
медицинская услуга
стоматологическая услуга
правовые конфликты
биоэтика
международное право.
1.ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ 0т 2011 г.): Электронная база «ГАРАНТ».
2. Айвазян Ш.Г. Формирование правовой компетентности врача в образовательной среде вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2015 - № 6 – С. 121
3. Айвазян Ш.Г. Права врача в проблемном поле биоэтики (случай из европейской практики) // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.35-37.
4. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.58-60.
5. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика.- № 2(10). - 2012. - С.54-55.
6. Кострюкова Е.Ю. Объекты медицинского права как критерий определения отрасли юридической науки // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.241.
7. Радченко М.А. Спорные вопросы правового статуса граждан в области охраны здоровья // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.244.
8. Теунова Д.Н. Информированное согласие в проблемном поле юриспруденции и биоэтики // Биоэтика – 2014 – № 2 (14) 2014 – С.44-46.
9. Финаева Е.П. Обеспечение прав пациента как проблема модернизации национального законодательства // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.253.
10. Donika A.D., Chernyshkova E.V., Andriyanova E.A.Bioethical content of current studies on professiogenesis problems in medicine// Биоэтика. 2016. № 1 (17). С. 34-38.

Повышение качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной проблемой современного здравоохранения России [4,6,10]. Особенно эта тема остро стоит в стоматологии и, часто, обуславливает правовые конфликты. Для определения критериев качества стоматологической услуги необходимо обратиться к ее родовому понятию – медицинской услуге. Согласно ст.2, п.4 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.)  «медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение» [1].

Согласно концепции Всемирной организации здравоохранения, различают три составляющих качества медицинской помощи:

  1. Качество структуры (ресурсы здравоохранения, образование, усовершенствование, аккредитация, аттестация, сертификация, оснащенность, обеспеченность и т.д.)
  2. Качество процесса (лечение, диагностика, профилактика, экспертиза, медицинская документация и т.д.)
  3. Качество результатов (исход, осложнения, профилактика и устранение осложнений и т.д.)

Это и есть предмет обсуждения клиники с пациентом характеристик качества медицинской услуги, оказываемой пациенту.

С правовой точки зрения, договорными условиями могут быть все составляющие, кроме последней (результат не является правовым содержанием услуги).

Это никак не означает, что медработник может скрыть такую важную информацию от пациента [2,3,8]. Информация о прогнозе, возможных осложнениях, исходах и т.д., согласно ст.20, Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.)  должна быть обязательно предоставлена пациенту в том объеме, в котором она ему потребуется, в ходе обследования и лечения [1]. От такой информации может зависеть, будет ли Услугополучатель давать разрешение на оказание конкретного медицинского вмешательства.

Непредставление (или сокрытие) такой информации в ходе исполнения договора, является правонарушением и накладывает ответственность на услугодателя. Но ее невозможно получить в регистратуре до заключения договора.

Исходя из вышесказанного, при заключении договора на возмездное оказание стоматологических услуг, еще до попадания пациента в кабинет к врачу, в текст заключаемого договора есть смысл ввести следующий механизм обсуждения и контроля качества оказываемой услуги [9]:

  1. Контроль за качеством услуги возлагается на пациента
  2. Согласованию подлежат только качественные характеристики производительных сил и процесса медицинского вмешательства, но не результата.
  3. Качественные характеристики каждого предстоящего медицинского вмешательства в процессе оказания услуг формируются в форме соглашения в устной форме, в ходе получения добровольного информированного согласия (перед каждым очередным медицинским вмешательством). Другими словами, Услугополучатель в ходе дачи добровольного информированного согласия обсуждает и дает согласие на выполнение Услугополучателем не просто очередного медицинского вмешательства, а на действие с определенным (с согласованными критериями) качеством.
  4. Молчание и/или выполнение пациентом своих обязанностей по договору является выражением принятия надлежащего выполнения с надлежащим качеством предыдущих медицинских вмешательств (действий) и, соответственно, уже оказанной (реализованной) медицинской услуги или ее части.
  5. При возникновении ситуации несогласования характеристик качества, предстоящего очередного медицинского вмешательства в составе медицинской услуги, пациент незамедлительно приостанавливает оказание услуги до полного разрешения спорной ситуации. Инструментом такого контроля и управления процессом лечения является информированное добровольное согласие на каждое медицинское вмешательство.
  6. Претензия к качеству уже исполненного медицинского вмешательства (действия) в ходе оказания услуги оформляется в письменном виде.
  7. Отказ от лечения (отказ от дачи согласия на медицинское вмешательство) оформляется пациентом в письменном виде.
  8. Окончательная оплата Услугополучателем части услуги, отраженной в прейскуранте, является в том числе, подтверждением надлежащего исполнения этой части услуги Услугодателем.

Таким образом, наблюдается сложность и неоднозначность определения качества услуги вообще и медицинской услуги в частности. Разговор о критериях качества стоматологической услуги в договоре на возмездное оказание медицинских (стоматологических) услуг, необходимо начинать, осознав, что такое услуга, и, соответственно, ее качество. Медицинская услуга направлена на особое благо – здоровье человекα. Организм человека как объект воздействия существенно отличает медицинскую услугу в ряду других услуг [6]. К особенностям медицинских услуг можно отнести и субъектный состав возникающего обязательства, предмет и объект договорα. Необходимо разработать специальный порядок заключения данного договора, следует уточнить и разработать дополнительные права и обязанности сторон. Специфичность медицинских услуг, обуславливает ряд проблем нормативного и этического характера [4,7]..  В связи с этим оценка качества оказания медицинской помощи в целом и конкретной медицинской услуги конкретным врачом (согласно законодательству от юридического лица – ЛПУ) должна учитывать ее социальный контекст, а не сужаться к статистическим показателям оценки выполнения стандартов.


Библиографическая ссылка

Прокопенко Н.В., Селиванова Д.А. СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛУГА: ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16713 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674