Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Погожев В.П. 1
1 ООО «ВК-Строй»
В статье рассматриваются принципы контрактной системы установленные Федеральным законом Российской Федерации № 44-Федерального закона. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Приведены итоги мониторинга работы организаций Архангельской области и Ненецкого автономного округа и индексы промышленного производства в 2015 году. Сформулирован вывод о процессе внедрения новых методов и подходов в управление. Новый метод в управлении экономикой включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование процедуры реализации государственного и муниципального заказов.
контрактная система
сфера работ и услуг
государственных и муниципальных нужд
архангельская область
1. Заварухин В., Патрон А., Федорович В. США: Федеральная контрактная система и экономика. М.: Наука, 2002.
2. Росляк Ю.В. Формирование контрактной системы в регионах на примере опыта Москвы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика Из-во: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт эффективных технологий». Выпуск № 2. ?2010. С..72-78.
3. Рубвальтер Д.А. Федеральная контрактная система: методология разработки, опыт и перспективы внедрения// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика Из-во: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт эффективных технологий». Выпуск № 2. ?2010. С..53-71.
4. Социально-экономическое положение Архангельской области за 2015 год //[Электронный ресурс:http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/finance/]
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//[Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200994&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.43955038655768053]

Введение

Роль государственных закупок в функционировании государства весьма высока, так как, исходя из определения данного термина - это приобретение товаров и услуг, а так же выполнение работ для государственных нужд. Система государственных закупок это комплексная система обеспечения государственных нужд в товарах, услугах и работах как отдельно взятого учреждения, так и нужд государства в целом.

В контрактной системе закупок Российской Федерации регламентируется не только процедура размещения заказа, но и этапы подготовки к ней, а также последствия размещения заказа после заключения государственного контракта в части его исполнения. Существует несколько способов размещения заказа и проведение открытых аукционов исключительно в электронной форме.

В России действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих, ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее.

Контрактная система в сфере закупок, в Российской Федерации, представляет собой ряд последовательных  этапов:      1)  Планирование закупок; 2)  Осуществление закупок;

3) Управление контрактом; 4) Результат по контракту. [5] На каждой стадии выполнения закупок необходим мониторинг, контроль, надзор и аудит, целью которого является сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату.

Принципы контрактной системы раскрыты в статьях Федерального закона № 44-ФЗ.  Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.  То есть, закон, прежде всего, направлен на совершенствование системы государственного заказа, повышения прозрачности закупочной деятельности. [5]

Регламентируются этапы планирования, обоснование закупок и нормирование. Планирование осуществляется путем составления и утверждения планов закупок и планов – графиков, которые утверждаются на период срока действия соответствующего бюджета и на очередной финансовый год. Планы закупок должны содержать в себе цели закупок, обоснование необходимости закупок, а также объемы финансового обеспечения на проведение закупки. Цель планирования закупок это определение объема и структуры государственных и муниципальных нужд, исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности органов власти.

При осуществлении закупок на первый план выходит выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене. Выбор контрагента производится с применением антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Ранее этот процесс детально регулировался Федеральным законом № 94-ФЗ. [5]

Управление контрактом сопровождается при надлежащем исполнении контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя. Результат по контракту, достигается в результате полного удовлетворения государственных и муниципальных нужд в запланированном объеме и качестве, при условии эффективного расходования бюджетных средств, при необходимости проводится качественная экспертиза результатов и этапов исполнения контракта. [5]

Добросовестность исполнителя как при подаче заявки на участие в торгах, так и при исполнении контракта обусловлена обеспечительными мерами, такими как обеспечение исполнения заявки на участие в торгах и обеспечение исполнения самого контракта. Данные меры облегчат закупочную деятельность заказчика, помогут не допустить к участию в торгах случайных или не добросовестных исполнителей, а также к снижению коррупционных рисков и коррупционных случаев.

За соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа осуществляется строгий контроль. Органом, уполномоченным на осуществление данного контроля, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, Федеральные органы исполнительной власти, контрольными органами в сфере государственного оборонного заказа, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществления контроля в сфере закупок. Порядок осуществления такого контроля устанавливает Правительство Российской Федерации. На современном этапе, рассмотрение вопросов мониторинга контрактной системе в сфере закупок в регионах является актуальным.

Цель работы – мониторинг контрактной системе в сфере закупок по Архангельской области.

Результаты работы.

По результатам предварительного мониторинга работы организаций Архангельской области в 2015 году индекс промышленного производства составил 101,5% к уровню предыдущего года. [4] Все показатели социально-экономического положения Архангельской области включают данные  и по Ненецкому автономному округу. (таблица 1)

Таблица 1 - Состояние экономики Архангельской области за 2015 год 

п/п

Основные показатели 

2015г.

В %

к 2014 г

1

Индекс промышленного производства

 

101,5

2

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади

377,2

105,9

3

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.

12843,5

85,1

4

Пассажирооборот автомобильного транспорта, млн. пасс. км

751,4

95,3

5

Оборот розничной торговли, млн. руб.

226470,3

92,1

6

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника1), руб.

37363,0

107,4

7

Индекс потребительских цен (декабрь 2015 года в % к декабрю 2014 года)

 

113,0

8

Денежные доходы (в среднем на душу населения)2), руб.

31940,4

108,5

9

Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода 3), тыс. человек

11,4

118,5

Примечание:

1) Январь-ноябрь 2015 года;  в % к январю-ноябрю 2014 года.

2) Предварительные данные.

3) На конец декабря 2015 года; в % к концу декабря 2014 года.

На территории Архангельской области за 2015 год построено 5317 квартир общей площадью 377,2 тыс. кв. метров, что на 5,9% превышает уровень 2014 года. Наибольший удельный вес общей введенной площади приходится на города Котлас (18,0%) и Архангельск (16,7%).

Населением за счет собственных и заемных средств введено 1333 жилых дома площадью 144,5 тыс. кв. метров (38,3% от общего объема введённого жилья), или 95,1% к 2014 году.

В социально-культурной сфере региона в 2015 году сданы в эксплуатацию следующие объекты:

  1. В области образования – косторезное училище на 40 ученических мест в село Ломоносово Холмогорского района; детские сады: в Устьянском районе (п. Октябрьский) и Ленском районе (с.Яренск) – на 220 мест каждый, Вельском районе (дер. Горка Муравьевская) – на 180 мест и в Холмогорском районе (д.Васильевская) – на 45 мест;
  2. В области здравоохранения – новое здание поликлиники в п.Плесецк Плесецкого района, рассчитанное на 375 посещений в смену, и 4 амбулаторно-поликлинических организации на 62 посещения в смену (в Холмогорском районе – 20, Приморском – 8, Коношском – 20 и 14);
  3. В области спорта – два катка с искусственным льдом площадью 3115 и 1800 кв. метров в г.Архангельске и один площадью 4062 кв. метра в г.Северодвинске; пять спортивных залов: в г.Северодвинске площадью 1462 кв. метра, в Ненецком автономном округе – 867 кв. метров, в Устьянском районе – 142 кв. метра и два в г.Котласе – 804 и 704 кв. метров;
  4. В области жилищно-коммунального хозяйства – водопроводы мощностью 3,9 тыс. куб. метров в сутки, котельные мощностью 70,1 Гкал/ч, канализация мощностью 2,4 тыс. куб. метров в сутки, а также водопроводные, тепловые, газовые и канализационные сети протяженностью 8,5 км, 3,2 км, 26,7 км и 1,9 км соответственно.

Кроме того, сданы в эксплуатацию гостиницы на 38 мест (Холмогорский район); туристские базы на 27 мест (Приморский район); три культовых сооружения (г. Архангельск, г.Котлас и Приморский район); здание торгово-развлекательного центра площадью 36,4 тыс. кв. метров (г. Архангельск); торгово-офисный центр площадью 155 кв. метров (Котласский район).

За 2015 год объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» выполнен на сумму 32827,4 млн. рублей, что на 25,2% меньше уровня 2014 года. Основной объем строительных работ организаций (без субъектов малого предпринимательства) приходится на Ненецкий автономный округ (27,6%), а также города Архангельск (23,5%) и Северодвинск (19,8%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с вступлением в силу ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произошли изменения в сторону улучшения, и вызвали подъем производства в регионе. Процесс внедрения новых методов и подходов в управление включает в себя целый ряд мероприятий, из которых к числу наиважнейших относится работа по совершенствованию процедуры реализации государственного и муниципального заказов.

Выбор надежного подрядчика, соблюдение первоначальных конкурсных условий и максимальная экономия бюджетных средств, таковы основные цели создания контрактной системы. Формирование единого цикла удовлетворения государственных и муниципальных нужд позволит обеспечить выполнения обязательств региона и адекватное качество поставляемых товаров, работ и услуг, что будет достигнуто за счет создания сквозной системы информационного обеспечения, размещения государственного заказа от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов и администрирования гарантийного периода.

Следовательно, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продвинул действующую систему государственного заказа на новый этап развития. В процессе применения данного закона на практике установлены неучтенные недостатки, которые активно обсуждаются юристами и будут устранены в результате принятия подзаконных актов, но уже сегодня очевиден экономический эффект принятия данного закона в РФ.


Библиографическая ссылка

Погожев В.П. ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16625 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074