Костюм, как любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию, удовлетворять естественные и свойственные человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. Мода и представление о прекрасном постоянно меняются, но элегантность всегда остается важной составляющей в формировании стиля. Элегантность, как и обаяние, понятие сложное. Она очаровывает и заставляет оборачиваться. Через характеристику кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности движений человека, но и формирует определенную манеру поведения в обществе[5].
Существуют разные определения элегантности. Элегантность (от фр. élégant, «изысканный, грациозный, утонченный, изящный») – этико-эстетическая категория, выражающая цивилизованную красоту с консервативным отсылом к классике XVIII-XIX века. Характеризуется благородной простотой, спокойствием, расслабленностью, строгостью и плавностью[7]. Элегантность как красота, благородная простота, строгость, хороший крой, изящество, чистота линий, некий аристократизм в одежде, изысканность. Изысканность, как и утонченность, воспринимается очень субъективно. В латинском языке глагол «elegare» – подбирать, выбирать. Костюм – это художественная система. Понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и своими самыми общими особенностями художественной формы. Поэтому чтобы вычленить аспекты элегантности, необходимо провести анализ изменений и преобразований в истории костюма, связанных с проявлением этого качества. Анализ даёт возможность вычленить композиционные приёмы, определяющие элегантность в костюме.
Минувшее столетие было знаковым для всего мира искусства, красоты и моды. Начало ХХ века связано со многими реформами в мире моды. Первые величины в индустрии моды начала ХХ века – Жанна Пакен, Ворт, Поль Пуаре, Жан Пату, Мадлен Вионне, Жанна Ланвен, Габриэль Шанель и другие – смогли уловить ритм времени, позволив женщинам понять и принять новую элегантность нового века.
Благодаря английскому кутюрье Ч. Ф. Ворту пошив одежды преобразовался из ремесла в высокое искусство. Он упразднил кринолины, предложив взамен юбку со шлейфом. Жанна Пакен в 1905 году выпускает коллекцию в стиле «ампир», которая была представлена платьями с завышенной талией. Это было серьезным отклонением от традиции. Она мастерски обращается с цветом и фактурой, создавая по-настоящему эффектную одежду в классических пастельных тонах и в экзотической восточной расцветке. С 1912 по 1929 годы Пакен разрабатывает одежду для активной женщины, которая должна выглядеть элегантно в любое время. Одним из ее изобретений является платье «танго», которое совершило переворот в высокой моде. По бокам платья шли большие разрезы, скрытые под складками ткани, они давали свободу движениям во время танца, при этом сохранялся узкий силуэт. Сама Жанна любила повторять: «Я ничего не придумала, я лишь кое-что убрала». Поль Пуаре, начавший свою карьеру в ателье Ворта, в 1903 году основал свой дом моды и освободил женщин от корсета. Он стал важной фигурой для более раскрепощенных в одежде «femmes libérée» (свободных женщин). Кутюрье изменил не только фасоны того времени, но и стандарты женской красоты. С желания женщин хорошо выглядеть началась мода на тонкую спортивную фигуру, не скованную корсетом. В 1905 году Пуаре предложил рубашечный крой женского платья и наряды с ориентальными мотивами. В 1906 году Поль вводит понятие «эллинический» стиль, не требовавший ношения корсета. Чертой нового стиля стала завышенная талия, которую Пуаре вновь вернул в Высокую моду. Им были введены и другие инновации: чулки телесного цвета, бюстгальтер, яркие цвета в тканях, пояс для подвязок, короткая стрижка и многое другое. Благодаря простому и точному крою, а также геометрии в орнаменте, облегчённому силуэту, целое поколение женщин почувствовало на себе изысканность и элегантность новой эстетики.
В результате отказа от корсета и сковывающих фигуру элементов одежды 10-е годы ХХ века являются началом эпохи «освобождения» женщин от гнета неудобных предметов туалета. Появились платья простого кроя без корсета, платья обнажающие плечи, рубашечный крой. Наиболее значимые изменения в моде происходят именно после войны. Олицетворением таких перемен стал Жан Пату. Укоротив привычные юбки в пол, он одним из первых выставил на показ женские ноги и создал не только красивую, но и удобную одежду. Благодаря Пату, элегантность проявилась и в спортивной одежде. Именно в его плиссированной юбке французская чемпионка по теннису Сюзанн Ленглен одержала победу на Уимблдонском турнире 1921 года. Вклад в эру элегантности внесла Мадлен Вионне. Мадлен ввела множество конструктивных новшеств, таким образом, женщины стали выглядеть еще элегантней: воротник-капюшон, фасон топа с завязывающимися сзади на шее бретелями, круговой крой с фигурными подрезами и вставками, фасон платья сшитого из одного отреза ткани на манер японских кимоно. В 20-е годы ХХ века большим успехом пользовались элегантные пижамы, созданные модельером Жанной Ланвен: лаконичные струящиеся силуэты, подчёркивающие естественную и живую пластику человеческого тела.
Важную роль в формировании нового образа женщины начала ХХ века сыграла Габриель Шанель. Она разрабатывала одежду, сочетающую неподражаемый шик, удобство и простоту. Ввела в обиход ткань джерси и фасоны, позаимствованные из мужского гардероба, создала костюмы с кардиганами, « брюки для яхты» в морском стиле, пляжные пижамы. И самым главным символом 20-х годов ХХ века, как называл американский Vogue в 1926 году, «Фордом в области моды» стало «Маленькое черное платье»! Мадмуазель Коко показала обществености, что цвет, ранее считавшийся исключительно траурным, может придать элегантности вечернему наряду [6]. Говоря о Домах моды начала 20-х годов ХХ века, можно выделить одну особенность – все дома работали в одном стиле, внося изменения в модный силуэт с приходом нового сезона: платья с завышенной талией, платья с акцентом на линии бедер, платья с расширенной юбкой, пальто-накидки овального силуэта.
В конце 20-х годов все изменилось. Уверенными шагами в моду входит спорт и спортивные фигуры мужского типа, а женские формы начинают постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – стиль «гарсон», стройная, худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Поэтому понятие элегантность обретает иной смысл, чем десятилетиями раньше. Элегантность 20-х годов – комфортные объёмы, свобода движения – была обусловлена новыми средствами:
- лёгкий, прямоугольный силуэт;
- новая длина изделий, вытянутые пропорции;
- прибавки на свободу облегания;
- новый ассортимент;
- струящиеся ткани;
- спортивный стиль.
На смену 20-м пришло время сдержанной элегантности. Следующее десятилетие – 30-е годы – мировой кризис. В Америке начинается «Великая депрессия». В Европе, в Германии, к власти пришла партия национал-социалистов во главе с А. Гитлером, пропагандирующая перспективы возрождения великой германской империи. В Советском Союзе полным ходом идет индустриализация. Назревает Вторая мировая война. Резкое изменение образа жизни привело к изменению костюма. В Париже открываются дома моды Нина Риччи, Баленсиага, Эльза Скиапарелли. В то же время, многие дома закрываются из-за экономического кризиса.
Нина Риччи, открывает собственный дом моды «Нина Риччи». Мировой финансовый кризис требовал от модниц адаптации к своим условиям, поэтому классические, элегантные, качественные ансамбли от Риччи пользовались спросом. Ее модели одежды славились своей элегантностью, утонченностью, романтичностью и женственностью. Н. Риччи достаточно было лишь одной подгонки ткани прямо на манекене, чтобы на выходе получить идеальный крой. В 1930-е годы модным направлением в искусстве был сюрреализм. Наглядным примером моделирования одежды в стиле сюрреализма являются наряды, созданные Эльзой Скиапарелли. Её девизом были «универсальность, практичность, удобство», но на самом деле она стремилась поразить новыми идеями. Именно она придумала пришивать подплечники к дамским платьям, чтобы силуэт стал выглядеть более вытянутым, а талия – стройнее. Благодаря ей в женском гардеробе появились брюки-юбка, раздельный купальник, костюм «шести предметов»: капсула, ансамбль из платья (снизу – платье, сверху – фрак). Ещё один гений элегантности ХХ века – Кристобаль Баленсиага. За чистоту линий и безупречные образы его работы называли произведениями искусства. Мадмуазель Коко Шанель говорила: «Он единственный истинный кутюрье среди нас. Остальные – просто дизайнеры». Модельер, который никогда не использовал подложки для бюста или бедер. Идеи для вдохновения он находил в творчестве Сурбарана, Веласкеса, Гойи. Произведения этих художников задавали цветовую гамму и крой. Совершенство и элегантность туалетов, подчеркивали огромные воланы, шлейфы и драпировки. Даже во время и после войны, когда кругом была разруха, модельер не утратил свою актуальность, и был первым модельером Парижа. Подводя итог десятилетия, можно выделить следующие композиционные особенности в формировании элегантного образа 30-х гг.:
- четко-выверенный вытянутый силуэт;
- точные пропорции, совпадающие с пропорциями человеческого тела;
- баланс открытых и закрытых участков тела;
- крой с акцентом на функциональность и свободу движения;
- выразительные декоративные элементы: воланы, банты, рюши, драпировки;
- акцент на женственных стилеобразующих элементах;
- колористическая нюансировка.
Все изменилось с началом Второй мировой войны. Страны переводили экономику в статус военного положения и сокращали объемы выпуска тканей, косметики, обуви. На смену пышным юбкам, бантам и воланам пришел функционально-минималистичный стиль – милитари. Теперь в моде простые прямые юбки до колен, доминирующие цвета – хаки, коричневый темно-бордовый, темно-синий, а также ткани с мелким рисунком. Плечевой пояс костюма становится выше и шире. Жак Фат – новое имя в индустрии моды конца 40-х гг., в совершенстве владеющий техникой кроя, вводит оригинальные молодежные модели одежды. Широкие плечи и объемные карманы подчеркивают горизонтальные линии моделей, особый акцент делается на тонкой талии. Клэр Макэрделл, дизайнер из США, представила линию практичной, новаторской спортивной одежды простого кроя из хлопчатобумажных тканей и шерстяного джерси. Война не повлияла на желание женщин выглядеть элегантно.
Отличительные черты элегантности 40-х годов:
- силуэт графичный, умеренный: зауженный снизу, расширенный кверху;
- изящные, скромные, сдержанные декоративные детали: небольшие воротнички, манжеты, подплечники;
- подобные пропорции;
- сдержанная цветовая гамма, монохром;
- стиль спортивный, милитари;
- лаконичность.
С окончанием войны женщины, как никогда, хотели быть слабыми, беззащитными, красивыми, утонченными. Кристиан Диор предложил новый женственный стиль «new look». Благодаря этому стилю женский костюм обретает утонченные плавные линии, в которых подчеркивалась тонкая талия, пышная грудь, королевская осанка и покатые плечи. Наступает период новой элегантности, спокойных тонов. Юбер де Живанши производит сенсацию комбинацией оригинальной конструкции и недорогих тканей. Живанши называли человеком с огромным вкусом и сдержанной элегантностью.
50-е годы – это последний период высокой моды от кутюр, который создавал образ женственной, сексуальной, роскошной и богатой женщины. Отличительные черты элегантности 50-х:
- силуэт – песочные часы;
- чистота и изящество линий;
- сближенные цветовые сочетания;
- соподчинённость деталей в костюме;
- вытянутые пропорции.
Изучив изменения женского костюма за период с 1900 – 1950 годов можно выделить общие композиционные приёмы, определяющие элегантность в костюме:
- лаконичный силуэт (прямой или полуприлегающий);
- классические пропорции, приближенные к пропорциям фигуры человека;
- чистота и изящество линий, соподчинённость деталей;
- продуманный крой с элементами зрительных иллюзий (подчеркивающий достоинства, либо скрывающий недостатки фигуры);
- сближенные цветовые гармонии:
- качество материала.
Эти же композиционные приёмы работают в современной моде. Это даёт возможность рассматривать элегантность, как актуальную характеристику в современном дизайне со стороны эстетической и коммерческой востребованности. Таким образом, обращение к исследованию и применению ресурсов элегантности в современном костюме поднимает вопросы новых стандартов универсальности в повседневной и нарядной одежде.
Библиографическая ссылка
Радыгина Т.А., Тимофеева М.Р. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭЛЕГАНТНОСТЬ В КОСТЮМЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16623 (дата обращения: 21.11.2024).