Экономический кризис вынудил предприятия экономить на всем, на чем только возможно. Разумеется, оптимизация расходов на ИТ стала одной из насущных задач. Следуя этой тенденции фирмы стали отказываться от услуг внешних поставщиков или, наоборот, подключаться к ним, чтобы снизить издержки? Ответить на этот непростой вопрос попыталась компания in4media, выполнившая по заказу ассоциации «АСТРА» аналитическое исследование рынка ИТ-аутсорсинга в России. ИТ аутсосинг – это обслуживание инфраструктуры предприятия или отдельных его компонентов сторонней организацией, специализирующейся на этих процессах.[1] in4media/Forrester – российская аналитическая и консалтинговая компания, работающая в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и новых медиа. Представляет в России международную аналитическую компанию Forrester Research.
Согласно исследованиям in4media на рынке преобладают в основном мелкие поставщики: у большей части (почти 2/3) участников годовой доход от аутсорсинга не превышал 5 млн долларов. Лишь около 30 % опрошенных компаний занимаются по преимуществу аутсорсингом (доля доходов от него составляла от 75 до 100 %). Есть ряд крупных ИТ-аутсорсеров, которые зарабатывают на аутсорсинге более 50 млн долларов в год. Наконец, примерно 45 % опрошенных компаний отмечают, что это направление принесло более половины их годового оборота. Таким образом, степень специализации аутсорсинговых компаний следует считать достаточно высокой.
В нынешнее время области ИТ-аутсорсинга компании предлагают различные виды услуг [4].
Рис. 1. Области ИТ-аутсорсинга компаний
Более 3/4 поставщиков предоставляли в 2014 г. услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры, более 60 % – аутсорсинг Help/Service Desk, и практически все планировали в 2014 г. расширять спектр услуг ИТ-аутсорсинга.
Российские аутсорсеры применяют в своей работе общепринятые профессиональные стандарты и методологии: 35,7 % респондентов сообщили, что используют ITIL, 25,4 % – ITSM и 21,2 % – COBIT. Однако в процессе исследования компанией in4media были получены и очень тревожные данные – 18,9 % опрошенных респондентов признали, что работают без стандартов (рис. 2). В основном, как указано в отчете, это небольшие компании с оборотом ниже 5 млн долларов.
Рис. 2. Применение профессиональных стандартов
Заметим, что в настоящее время специальный комитет АСТРА ведет разработку подходов к такой сертификации и принципов, на основе которых она будет осуществляться.
Сложно однозначно выделить отрасль более интенсивно использующую ИТ-аутсорсинг. И, несмотря на это наиболее частые клиенты аутсорсинговых компаний – это финансовые организации и банки, торговые компании, а также госсектор, предприятия энергетики, телеком-провайдеры. При этом существует ряд факторов тормозящих дальнейшее развитие ИТ-аутсорсинга в России (рис. 3) [4].
Рис. 3. Факторы, препятствующие развитию ИТ-аутсорсинга в России
Рис. 4. Процессы поставщиков в области ИТ-аутсорсинга
Заметим, что среди препятствующих факторов совершенно неудивительно обнаружить столь скромные показатели недостаточного качества услуг и низкой квалификации персонала [2].
На рынке услуг Республики Дагестан также представлено множество поставщиков услуг в сфере ИТ-аутсорсинга. Как уже было сказано выше, услуги ИТ-аутсорсинга потребляют не только производственные предприятия, но и государственные учреждения.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, ГКУ РД «Безопасный Дагестан» и MAYKOR, общероссийский поставщик услуг в области сервиса и аутсорсинга ИТ и бизнес-процессов, подписали 3–летний государственный контракт на оказание услуг по предоставлению информации в области дорожного движения, полученной посредством применения специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеозаписи, техническому оформлению и организации рассылки постановлений о нарушениях правил дорожного движения при взаимодействии с Управлением ГИБДД МВД России по Республике Дагестан.
Согласно контракту, в обязанности MAYKOR входят монтаж систем видеонаблюдения, формирование, техническая комплектация и сервис диспетчерского центра и сопутствующей инженерной инфраструктуры, установка программного обеспечения и дальнейшая координация работы системы, от технического обслуживания до рассылки писем о зафиксированных нарушениях ПДД водителям через ФГУП «Почта России». Ожидается, что на полную мощность система начнет функционировать с марта 2015 года [3].
Стандартные процессы поставщиков в области ИТ-аутсорсинга можно обобщенно представить в виде следующей схемы (рис. 4).
Согласно многолетней практике стало ясно, что IT аутсорсинг – это не просто веяние моды, а услуга, которая действительно работает и является неотъемлемой частью модели современного бизнеса. Мировой рынок ИТ-аутсорсинга, несмотря на непростую экономическую ситуацию, продолжает расти за счет активного развития технологий и растущих ожиданий покупателей. По данным исследовательской компании Gartner, расходы на ИТ-аутсорсинг будут увеличиваться вплоть до 2018 года, а подъем в 2015 году будет замедлен, но все-таки составит в среднем 4,5 %.
Библиографическая ссылка
Шеболдаева А.А., Билалова И.М. РАЗВИТИЕ ИТ-АУТСОРСИНГА В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16585 (дата обращения: 21.11.2024).