Методика маржинального анализа включает в себя выполнение следующего алгоритма действий, в основе которого лежит использование трех основных экономических показателей: объёма продаж, уровня себестоимости продукции и прибыли от ее реализации. Основополагающим моментом маржинального анализа является деление затрат на переменные и постоянные. В научной литературе он чаще известен под названиями: анализ точки безубыточности, содействия доходу, график критического объема производства. Данный метод планирования и принятия управленческих решений был разработан в 1930 году Уолтером Раутенштрахом. Анализ проведен по материалам ОАО «Башспирт» за период 2012 – 2014 гг. (таблица).
По результатам анализа наблюдается нестабильность доли маржинального дохода в выручке и его тенденция к некоторому росту. В связи с тем, что переменные затраты увеличились на 15,9 %, объем произведенной продукции уменьшился на 41,4 %, выручка от продаж снизилась на 39,7 %, отмечено снижение маржинального дохода на 24,2 %, что привело к снижению запасу финансовой прочности на 50,1 %, и в целом снижение прибыли – на 46,2 %. Рекомендуется снижение постоянных затрат и увеличение объема произведенной продукции.
Расчет маржинального дохода и точки безубыточности ОАО «Башспирт»
Показатели |
Методика расчета |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2012 г. |
|
тыс.руб. |
% |
|||||
1. Выручка |
- |
4620181 |
4608544 |
3246493 |
-1373688 |
70,3 |
2. Объем произведенной продукции, тыс. дкл. |
- |
7426,10 |
6774,50 |
351,94 |
-3074,16 |
58,6 |
3. Цена 1 тыс.дкл. продукции |
п. 1 / п. 2 |
622,15 |
680,28 |
745,99 |
123,83 |
119,9 |
4. Переменные затраты |
- |
3232121 |
3411215 |
2194364 |
-1037757 |
67,9 |
5. Переменные затраты на 1 тыс. дкл. продукции |
п. 4 / п. 2 |
435,24 |
503,54 |
504,23 |
68,99 |
115,9 |
6. Маржинальный доход |
п. 1 – п. 4 |
1388060 |
1197329 |
1052129 |
-335931 |
75,8 |
7. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, % |
п. 6 / п. 1 |
30 |
26 |
32 |
2 |
107,9 |
8. Постоянные затраты |
- |
362761 |
486598 |
500484 |
137723 |
138,0 |
9. «Критическая точка» объема продаж |
п. 8 / п. 7 |
1207456 |
1872926 |
1544314 |
336858 |
127,9 |
10. «Критическая точка» объема продаж в количественном выражении, тыс. дкл. |
п. 8 / (п. 3–п. 5) |
1940,77 |
2753,18 |
2070,16 |
129,40 |
106,7 |
11. Запас финансовой прочности (ЗФП) |
п. 1 – п. 9 |
3412725 |
2735618 |
1702179 |
-1710546 |
49,9 |
12. ЗФП % к объему продаж |
п.11 /п.1*100 |
73,87 |
59,36 |
52,43 |
-21,43 |
71,0 |
13. Прибыль (убыток) от продаж |
п. 6 – п. 8 |
1025299 |
710731 |
551645 |
-473654 |
53,8 |
Библиографическая ссылка
Иликиева Е.А., Насретдинова З.Т. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА В РЕШЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16554 (дата обращения: 21.11.2024).