Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБРАЗ ВРАГА В СМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВРЕМЕН «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Жукова Т. 1
1 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
1. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. 2003. – 270 с.
2. Белоконева А.С. Конструирование образа внешнего врага: исследование советских СМИ и официальных документов начала «холодной войны»: 1946–1953 гг. 2004: http://www.dissercat.com/content/konstruirovanie-obraza-vneshnego-vraga-issledovanie-sovetskikh-smi-i-ofitsialnykh-dokumentov (дата обращения: 16.01.2015).
3. Там же.
4. Там же.
5. Николаева Н.И. Новый образ США. Изменения в советской политике и пропаганде в 1947–48 гг.: http://aleksandr-kommari.narod.ru/USA_in_USSR.htm (дата обращения: 14.01.2015).
6. Там же.

Коммуникация – это очень многосложный и многогранный процесс, поэтому невозможно дать ему лишь одно определение. Мы под коммуникацией будем понимать «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации». [1] Несомненно, что главную роль в массовой коммуникации играют СМИ. Телевидение, интернет, газеты и журналы каждый день вещают о событиях, которые потрясают весь мир. Но как часто мы задумываемся над этими сведениями? Рефлексируем ли после их получения. Большинство людей ответят на эти вопросы: «нет». И это будет правдой. СМИ же тем временем используют приемы манипулирования сознанием человека. Например, часто применяется принцип первоочередности. Первичная информация всегда воспринимается как истина, а понять ее противоречивый характер почти невозможно. Смещение акцентов – тоже очень успешный прием. В данном случае на первый план выдвигается информация, которая выгодна для ее продавца, а что-то нежелательное отодвигается на вторую роль. И таких приемов у СМИ очень много.

Информация – это лишь товар, который продается на выгодных условиях. Роль потребителя же в данном случае мала. Мы обретаем то, что, возможно, нам вовсе не нужно. Следовательно, у нас складывается образ о каких либо событиях, процессах, известных личностях, который нам насадили СМИ. А мы сами не понимаем, что многие наши мысли относительно того или иного явления не являются собственным умозаключением. Это лишь ретрансляция того, что мы услышали с большого экрана или газет.

Процесс навязывания обществу конкретного образа ярко виден во время «Холодной войны». В советский период за США официально закрепился образ врага. Процесс конструирования такого образа «является частью общего процесса формирования образа мира». [2] Его содержательная часть навязывается извне, что довольно-таки часто и «используется в политической борьбе за власть над массовым сознанием». [3] Для того, чтобы образ врага закрепился, нужно было показать, что от него исходит реальная угроза, что и делали советские СМИ. США в сознании нашего общества были представлены как государство, которое готово навредить любыми способами, не гнушаясь никакими средствами. И что бы они ни делали, это непременно делается назло Советскому союзу [4].

Многие советские издания писали про США. В журнале «Большевик» часто публиковались статьи, посвященные советскому образу жизни. Они содержали сравнение с жизнью в США, естественно, что она была описана лишь негативным образом. Подобные статьи имели место и в других советских изданиях, например, в журнале «Крокодил». [5] Но иногда публиковались и положительные сообщения относительно США, например, газета «Правда» опубликовала статью, в которой говорилось, что на базе МГУ прошла встреча студентов с иностранными корреспондентами, в том числе и с американцами. [6] Так что можно сделать вывод, что в Советский период все-таки была некая свобода слова и можно было публиковать материал, идущий вразрез с официальной идеологией. А ведь идеология того времени и была направлена на то, чтобы закрепить за США образ нашего самого злейшего врага.

Но в целом картина выглядела таким образом, что советские СМИ, в большинстве своем, негативным образом выставляли США, формируя тем самым в индивидуальном сознании нашего общества образ врага. Вся система того периода была направлена именно на это. Можно сказать, что при помощи СМИ было совершено разделение мира на два конфронтационных лагеря.


Библиографическая ссылка

Жукова Т. ОБРАЗ ВРАГА В СМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВРЕМЕН «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16528 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674