В настоящее время маркетинговый отдел является неотъемлемой составляющей частью организации, и от того, насколько эффективно он будет действовать, зависит ее успех. Появление новых конкурентов, изменение в поведении потребителей не позволяют маркетингу стоять на месте.
Надо сказать, что слово маркетинг ассоциируется у большинства людей с крупными фирмами, бизнес – структурами и другими коммерческими организациями. Однако, маркетинговая деятельность возможна и в некоммерческих учреждениях, в частности, в ВУЗах. Также возможно адаптировать и маркетинговые инструменты к деятельности ВУЗа.
Нам легко представить рекламу нового автомобиля, телефона, шампуня, или службы такси. ВУЗ же рекламирует свои образовательные услуги. Понятно, что целевой аудиторией в данном случае выступают выпускники школ, т.е. абитуриенты.
Напомню, что КБГУ – это классический ВУЗ, который, должен заинтересовать абитуриентов, желающих связать свою жизнь с управлением (менеджментом), экономикой, лечебным делом, журналистикой, информатикой, туризмом, дизайном и т.д.
Прежде чем пойти дальше, представим результаты проведенного исследования. В качестве респондентов выступили 68 учащихся 11 классов, т.е. будущие абитуриенты и потенциальные студенты. Им был задан вопрос: «Хотели бы Вы учиться в КБГУ или предпочитаете другой ВУЗ в другом регионе?»
По результатам опроса 43 человека, что составляет 63 % от общего числа опрошенных, ответили, что предпочитают другой ВУЗ в другом регионе. Лишь 25 человек, что составило 37 % от общего числа опрошенных, ответили, что хотят учиться в КБГУ.
На основе данного исследования можно сделать вывод о том, что наш университет не столь привлекателен для абитуриентов, как хотелось бы.
Вполне очевидно, что представление выпускников и их родителей, которые оказывают значительное влияние на выбор ВУЗа, о КБГУ оставляет желать лучшего. От данной проблемы необходимо избавляться. И решением является использование различных маркетинговых инструментов во взаимодействии университета и абитуриентов.
Количество ВУЗов в стране постоянно растет. На рынок образовательных услуг выходят новые игроки, растет число коммерческих ВУЗов. Соответственно, у КБГУ появляются новые конкуренты. Это подтверждает актуальность данного вопроса.
Надо сказать, что КБГУ проводится профориентационная работа. Некоторые мероприятия стали традиционными. Это дни открытых дверей, встречи с учащимися школ, участие в проведении республиканских предметных олимпиад, участие в ярмарках образовательных услуг, спецвыпуск «Университетская жизнь».[2]Но этих мероприятий недостаточно.
К маркетинговым инструментам, необходимым к применению в ВУЗе, относятся: маркетинговые исследования, создание маркетинговой стратегии, реклама и т.д. Мы знаем известную в маркетинге модель пяти шагов, характеризующую процесс принятия решения о покупке покупателем. Оказывается, что ее возможно применить в отношении ВУЗа и абитуриента. Рассмотрим данную ситуацию подробно.
Первый этап – осознание проблемы. На данном этапе абитуриент осознает свою проблему или потребность, т.е. поступление в ВУЗ и получение образования.
Следующий этап – поиск информации. Различают два уровня такого поиска [1, c.143]. Повышенное внимание (умеренные поисковые усилия, возможны в течение учебы в старших классах) и активный поиск информации (начинается ближе к окончанию школы, в преддверии приёмной комиссии). Во втором случае информация ищется через четыре группы источников: личные (отзывы друзей, родных, соседей и т.д), коммерческие(информация с web- сайта), общественные(из СМИ) и личный опыт(присутствие в университете в день открытых дверей). В результате сбора информации образуется набор выбора, т.е. в нашем случае – это те ВУЗы, которые удовлетворяют всем требованиям абитуриента.
Наш ВУЗ должен разработать такую маркетинговую стратегию, которая обеспечит присутствие КБГУ в таком наборе выбора.
Необходимо сделать так, чтобы вся информация из всех источников была полной, достоверной, доступной, положительной и т.д.
Сейчас хотелось бы привести результаты исследования по второму вопросу. Вопрос: «Какой критерий для Вас наиболее важен при выборе ВУЗа?» Варианты ответов: а) возможность последующего трудоустройства; б) квалификация преподавателей; в) престиж ВУЗа.
По результатам опроса из 68 респондентов: 12 выбрали второй вариант ответа, что составило 17,64 %; 14 выбрали третий вариант ответа, что составило 20,58 %; 42 выбрали первый вариант ответа, что составило 63,23 %.
Это говорит о том, что большинство абитуриентов еще до поступления в ВУЗ думают о своем трудоустройстве после его окончания. Не секрет, что учеба в ВУЗе и получение знаний, навыков и, наконец, диплома – лишь этап к достижению главных целей – добиться успеха, занять достойное положение в обществе, стать авторитетным деятелем в какой – либо сфере, иметь достойную и высокооплачиваемую работу. Абитуриенты должны знать, что КБГУ даст им такую возможность. А возможно это лишь в случае правильного предоставления информации с помощью маркетинговых инструментов, в том числе через Интернет.
Теперь подумаем, какую информацию дает КБГУ абитуриентам о своих выпускниках и об их трудоустройстве.
Первым шагом почти каждого современного абитуриента при изучении ВУЗа является поиск информации и интересующих разделов на официальном сайте. На главной странице официального сайта КБГУ есть раздел Центр занятости студентов и трудоустройства выпускников КБГУ. Последняя новость там датируется 26 июля 2012 года. Можно представить себе реакцию абитуриента. Он не найдет новой и полезной для себя информации и предпочтет просмотр сайтов других ВУЗов. Данную ошибку нужно исправлять с помощью организации стабильной работы сайта.
Далее, авторитетные выпускники. Обратимся к видеоролику «Мы – Университет», снятому к юбилею КБГУ. Отметим, что именно этот ролик демонстрировался школьникам, пришедшим в наш университет несколько недель назад в рамках профориентационной работы. Надо сказать, что ролик, действительно, снят профессионально и создает положительное впечатление. Но о выпускниках КБГУ сказано совсем немного: «…среди наших выпускников известные в России и за рубежом ученые, учителя, врачи, инженеры, представители законодательной и исполнительной власти…». Слушатель может даже не уделить этим общим словам должного внимания. Возьмем же в пример только Правительство КБР. Вряд ли все абитуриенты знают о том, что Министр образования, науки и по делам молодежи (Емузова Н.Г.), Министр здравоохранения (Шетова И.М.), Министр строительства и жилищно – коммунального хозяйства (Тутуков А.М.), Министр труда, занятости и социальной защиты (Тюбеев А.И.) – выпускники КБГУ. Эта небольшая информация уже может стать определенным стимулом.
Переходим к третьему этапу – оценка вариантов. Проще говоря, абитуриент обрабатывает информацию о наиболее понравившихся ВУЗах. Начинается сравнение. Выделим 2 группы аргументов, которые могут поспособствовать выбор конкретного ВУЗа: аргументы, подтверждающие статус вуза(диплом государственного образца, госаккредитация и т.д.) и аргументы, обосновывающие конкурентное преимущество вуза(углубленное изучение иностранного языка, возможность получения нескольких дипломов, и т.д.) [3]. При выборе ВУЗа абитуриент будет обращать внимание на приоритетные для себя факторы. Необходимо донести до абитуриента то, что они есть в нашем ВУЗе и убедить его в выборе КБГУ. Например, с помощью рекламы в СМИ.
Если на четвертом этапе принятия решения о поступлении на абитуриента не повлияет отношение к поступлению других людей или непредвиденные ситуационные обстоятельства, то он примет окончательное решение. Важно, чтобы на пятом этапе «поведение после поступления» человек не разочаровался, а ощутил удовлетворенность или чувство восхищения. Ведь когда – нибудь его мнение может повлиять на выбор уже другого абитуриента.
Все сказанное подтверждает мысль о том, что ВУЗу необходимо проводить маркетинговые исследования, выявлять интересы абитуриентов и проводить работу в соответствии с ними, налаживать контакт, предоставлять информацию через интернет или с помощью СМИ, т.е. использовать маркетинговые инструменты, что обеспечит успех в будущем.
Библиографическая ссылка
Лигидов Р.М., Жарашуева Л.М. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ АБИТУРИЕНТОВ И УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ КБГУ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16359 (дата обращения: 04.12.2024).