Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС)

Данилова И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук / О.В. Бубновская. – М., 2005.
2. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1scola.ru/112-vliyanie-motivacii-na-uspeshnost-uchebnoj-deyatelnosti.html.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – C. 264-269.
4. Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm/.
5. Логинов О.Н., Мусафирова Е.Н. Влияние мотивации на успеваемость студентов ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-studentov-vuza.
6. Мотивация учебной и педагогической деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/77-2804.
7. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур. Ч. IV: Индивидуально-психологические особенности личности: в 2 т. Т. 2: Мотивационно-потребностная сфера. Способности. Самооценка, уровень притязаний. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – С. 43-144. 
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2010 – 350 с.
9. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Volume 27. №13 А. pp.48-52 DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.11.

Разработка проблемы повышения успеваемости студентов высших учебных заведений, анализа факторов, влияющих на успешность обучения, продолжает оставаться актуальной.

Одной из главных причин, определяющих интерес и успешность профессионального обучения, может являться правильный выбор профессии. Поэтому особое значение приобретает проблема мотивации профессиональной деятельности.

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность человека. На успешность профессионального обучения оказывают влияние сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определенного предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации эффективность деятельности падает [2].

Мотивы обладают количественными и качественными характеристиками. К качественным характеристикам относятся внутренние и внешние мотивы, то есть отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (удовлетворение познавательных потребностей, сам процесс деятельности), то говорят о внутренней мотивации, если значимы различные социальные факторы (престиж, зарплата, карьерный рост и т.д.), то говорят о внешних мотивах [1, 3, 6].

Однако деление мотивов на внутренние и внешние еще не является окончательным. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Внешние положительные мотивы более эффективно влияют на любую деятельность, чем внешние отрицательные мотивы [6].

Говоря об учебной деятельности, прежде всего, приходит на ум, уровень интеллекта личности. Однако, в настоящее время, уже ни для кого не секрет, что «сильные» и «слабые» учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной и профессиональной деятельности.

Продуктивную творческую активность студентов в учебном процессе связывают с внутренней мотивацией [1, 9], при этом увеличение силы познавательной мотиваций не приводит к снижению результатов учебной деятельности [2]. Для слабых учащихся преобладают внешние мотивы, для сильных учеников характерна внутренняя мотивация [5].

В данной работе целью исследования является анализ характера мотивации профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с успеваемостью студентов психологов ВГУЭС.

Объектом исследования выступает мотивационная сфера личности (соотношение внутренней и внешней мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности), а предметом – взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и успеваемости студентов.

Выборку исследования составили студенты Института права ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» (г. Владивосток) очного отделения направления «Психология» всех курсов в количестве 86 человек, из них, 24 % юноши и 76 % девушки в возрасте 18-21 год. В анализе использовались результаты первого, второго и третьего курсов.

Задачи исследования включают:

- изучение понятия, видов и факторов мотивации профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии;

- выявление основного вида мотивации студентов-психологов и анализ успеваемости студентов (по курсам);

- изучение характера мотивации профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с успеваемостью студентов-психологов ВГУЭС.

В эмпирической части исследования в качестве гипотезы выступает предположение, уточняющее характер взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и успеваемости студентов, а именно, что у студентов-психологов с внутренней мотивацией профессиональной деятельности успеваемость выше.

В исследовании использовались архивный метод и психодиагностические методики: «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (ИМПД, К. Замфир, модификация А.А. Реан) [7], «Мотивы выбора профессии» (МВП, модификация О.Ю. Поляковой) [7], «Исследование мотивации профессионального обучения» (ИМПО, Каташев В.Г.) [4].

В корреляционном анализе использовался метод ранговой корреляции Спирмена [8].

Результаты тестирования приведены в табл. 1 и 2, результаты корреляционного анализа – в табл. 3.

В результате проведенных исследований было выявлено, что результаты тестирования для всех трех курсов существенно не отличаются. У студентов-психологов преобладает внутренняя мотивация и высокий ее уровень.

Таблица 1

Показатели мотивации профессиональной деятельности

 

ИМПД (А.А. Реан)

МПВ (О.Ю. Полякова)

МПО (В.Г. Каташев)

Внутренняя мотивация

Внешняя положительная мотивация

Внешняя отрицательная мотивация

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные мотивы

Низкий уровень мотивации

Средний уровень мотивации

Нормальный уровень мотивации

Высокий уровень мотивации

1 курс

4,59

3,86

3,09

14,14

11,66

8,14

5,09

29,77

37,86

40,95

41,57

2 курс

4,63

3,90

2,96

14,15

12,15

8,37

5,26

29,30

36,67

41,07

41,11

3 курс

4,54

3,84

3,00

13,29

11,93

8,79

6,00

30,93

36,93

39,57

38,14

Среднее значение

4,59

3,87

3,02

13,86

11,91

8,43

5,45

30,00

37,15

40,53

40,27

Таблица 2

Показатели успеваемости

Курс обучения

Общая успеваемость курса

(ОУ, %)

Успеваемость по проф. предметам (УПП, %)

Средний балл ОУ

Средний балл УПП

«5»

«4»

«3»

Не аттестовано

«5»

«4»

«3»

Не аттестовано

1 курс

0

47

29

24

6

47

29

18

71,80

70,85

2 курс

8

69

8

15

15

54

23

8

76,98

79,22

3 курс

14

43

29

14

29

29

14

28

74,18

75,41

Среднее значение

7,3

53

22

17,7

16,7

43,3

22

18

74,32

75,16

Результаты успеваемости показали, что средний балл студентов – 74, что соответствует оценке «3», выше лишь у второго курса. Однако процентное соотношение успеваемости говорит о том, что на «5» учится 8 % второкурсников и 14 % третьекурсников, на «4» учится больше половины всех студентов, на «3» – 22 % и не аттестовано 18 % студентов. Средний балл общей успеваемости (ОУ) студентов несколько ниже среднего балла успеваемости по профильным предметам (УПП). Однако процентное соотношение показывает, что 60 % студентов учатся на «4» и «5», независимо от вида предмета, 22 % – на «3» и 18 % – не аттестовано.

Таблица 3

Значения корреляции мотивации и успеваемости (ОУ и УПП)

Мотивация профессиональной деятельности

1 курс

2 курс

3 курс

Среднее значение r

ОУ

УПП

ОУ

УПП

ОУ

УПП

ОУ

УПП

Внутренняя мотивация

0,30

0,46

–0,16

–0,09

–0,29

–0,24

0,25

0,26

Внешняя положительная мотивация

–0,34

–0,23

–0,25

–0,12

0,28

0,29

0,29

0,21

Внешняя отрицательная мотивация

–0,45

–0,48

0,01

–0,09

0,56

0,52

0,34

0,36

Внутренние индивидуально значимые мотивы

0,33

0,36

-0,22

–0,10

0,32

0,37

0,29

0,28

Внутренние социально значимые мотивы

0,55

0,61

0,27

0,39

0,35

0,41

0,39

0,47

Внешние положительные мотивы

–0,17

–0,18

–0,44

–0,28

0,13

0,14

0,25

0,20

Внешние отрицательные мотивы

–0,11

–0,08

0

0,03

–0,33

0,02

0,15

0,04

Низкий уровень мотивации

–0,55

–0,52

–0,57

–0,57

–0,39

-0,50

0,50

0,53

Средний уровень мотивации

–0,52

–0,49

–0,56

–0,56

0,36

0,40

0,48

0,48

Нормальный уровень мотивации

0,02

–0,04

0,15

0,36

0,71

0,75

0,29

0,38

Высокий уровень мотивации

0,06

0,14

0,43

0,58

0,73

0,80

0,41

0,52

Статистический анализ выявил ведущие виды мотивации у студентов-психологов: у студентов-первокурсников преобладает взаимосвязь успеваемости с внутренней мотивацией, у второкурсников и третьекурсников – с внутренними социально значимыми мотивами, у третьекурсников – с внешней отрицательной мотивацией. Отметим, что у всех студентов-психологов значимыми являются внутренние социальные мотивы, что может объясняться социальной направленностью профессии (система «человек-человек»).

Гипотеза, о том, что у студентов с внутренней мотивацией профессиональной деятельности успеваемость выше, требует уточнения и дальнейшего статистического анализа. Результаты исследования подтвердили, что на успешность профессиональной и учебной деятельности студентов, прежде всего, влияет высокий уровень мотивации, независимо от ее вида.


Библиографическая ссылка

Данилова И.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15990 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674